Продукция предприятия и ее конкурентноспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

Российские ученые и специалисты, занимающиеся проблемой качества в различных ее аспектах, также многократно обращались и продолжают обращаться к трактовке понятия ''качество'' применительно к различным объектам исследования. Так, например, В.Ю. Огвоздин дает следующее определение качества: ''Качество - это совокупность объективно существующих свойств и характеристик продукции или услуги, уровень которых определяется сортностью или другими оценками качества, характеризующими потребительную стоимость продукции''.

Оглавление

1. Понятие качества продукции, система показателей качества…………….3
2. Факторы, влияющие на качество продукции……….……………………...9
3. Новая стратегия в управлении качеством………………………..……..…14
4. Сертификация и стандартизация продукции…………………….………..16
5. Значение и пути повышения качества и конкурентоспособности продукции для предприятий ………………………………………………22
6. Опыт зарубежных стран в решении проблемы повышения качества ИСО-9000……………………………………………………………………..……32
Список литературы…………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

продукция предприятия и ее конкурентноспособность готовая.docx

— 89.20 Кб (Скачать)

        Сертификация на соответствие обязательным требованиям нормативных документов проводится исключительно в государственной системе сертификации.

        Обязательная сертификация во всех случаях должна включать проверку и испытание продукции для определения ее характеристик и дальнейший надзор за сертифицированной продукцией. Испытания должны проводится аккредитироваными испытательными лабораториями теми методами, которые определены соответствующими нормативными документами. В случае отсутствия этих документов – методами, которые определяются органом сертификации или органом, который исполняет его функции.

        В результате позитивного решения органа сертификации заказчику выдается сертификат и право маркировать продукцию специальным знаком соответствия.

 

Разновидности сертификатов.

Государственная система  сертификации включает в себя несколько разновидностей сертификатов:

  • сертификат аудитора в отрасли сертификации;
  • сертификат на систему качества;
  • сертификат соответствия продукции требованиям различных нормативных документов;
  • сертификат качества продукции;
  • сертификат о происхождении товара.

Сертификат на систему  качества выдается Госстандартом и  подтверждает соответствие системы  качества производства продукции (работ, услуг) предприятия, учреждения, организации  требованиям государственных стандартов. Контроль соответствия системы качества требованиям стандарта осуществляется путем технического надзора, периодичность  и процедуры которого регламентируются программой.

Сертификат соответствия продукции требованиям различных  нормативных документов свидетельствует, что идентифицированная надлежащим образом продукция опробована и  отвечает всем требованиям, установленным  в нормативных актах. Сертификат распространяется на завод, партию продукции  или период выпуска продукции  на определенном оборудовании. Контроль соответствия продукции требованиям  нормативных документов во время  ввода в производство осуществляется путем проб продукции, технического досмотра за производством сертифицированной  продукции аттестованным оборудованием  или системой качества.

Сертификат качества продукции  включает точное наименование продукции, стандарт или технические условия, по которым она производится, и, для  наглядности, качественные показатели и характеристики. Вся ответственность  по сертификации качества продукции  на предприятии ложится на органы сертификации на предприятии.

Сертификат о происхождении  товара предназначен определить страну происхождения товара и завод  изготовитель. Уполномоченный орган  по данному виду сертификации –  торгово-промышленная палата и все ее филиалы. Предприятие-изготовитель предоставляет пакет документов, свидетельствующих о правах на произведенную продукцию. Необходимость получения сертификата о происхождении товара для предприятий СНГ заключается в том, что при экспорте продукции в страны СНГ покупатель освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). В некоторых странах Европы действует аналогичная система льготного налогообложения [6].

 

 

 

  1. Значение и пути повышения качества и конкурентоспособности продукции для предприятий

Значение качества и повышение  качества.

          Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой за ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что называется на языке маркетинга «товар с сопровождением».

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость  выработки объективных показателей  для оценки способностей фирм производить  продукцию с необходимыми качественными  характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители  имеют системы качества, соответствующие  международным стандартам.

В настоящее время именно сертификат, подтверждающий соответствие продукции международным стандартам на систему качества, служит решающим фактором для заключения контракта  на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю  является главным источником существования  любого предприятия.

Производитель и потребитель  сами находят себя на рынке, мотивация  их деятельности основывается на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет  выбор между наилучшими товарами различных производителей. Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги в соответствии с собственным желанием. Говоря о качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель.

В области качества произошла  подлинная революция. Именно с помощью  современных методов менеджмента  качества многие известные зарубежные фирмы добились лидирующих позиций  на различных рынках. Российские предприятия  пока еще отстают в области  применения современных методов  управления качеством. Между тем  повышение качества имеет поистине колоссальный потенциал. Однако повышение  качества невозможно без изменения  отношения к качеству на всех уровнях.

Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни. Между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка.

           Качество является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.

Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х  годов и ознаменовала выход международной  стандартизации на качественно новый  уровень. Эти стандарты вторглись  непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения  качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное  направление менеджмента - менеджмент качества.

В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают  современные методы менеджмента  качества с методологией TQM (totalqualitymanagement) - всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества. Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. То есть стандарты ИСО - жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

 

     

Качество

     
             
   

Качество фирмы

   
             
 

Качество работы

 
             

Качество продукции


Рисунок 1 - Пирамида качества

 

Наверху пирамиды находится  TQM — всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, требуемых условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. На этом этапе непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Для дальнейшего уточнения  понятия «управление качеством  продукции» целесообразно уточнить трактовку понятия «продукция». Необходимость такого уточнения  обусловлена тем, что понятие  «продукция» не совсем точно дается даже в инструктивных материалах, действующих в Российской Федерации. Так, в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» приведен показатель «выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг...». Но ведь товары, работы и услуги входят в общее понятие «продукция». Продукция - комплексное понятие. Это - результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т.п.) называют работами.

Нельзя рассматривать  качество изолированно с позиций  производителя и потребителя. Без  обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических  условиях (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции. Разнообразные  физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости (см. выше таблица 1).

Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством  товаров. Поэтому то или иное изготавливаемое  изделие воплощает в себе как  потребительную стоимость, так и  стоимость.

Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность  всех сторон деятельности фирмы.

Большое внимание в России уделяется системе качества. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

Значение качества продукции  состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении  качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых  рынках призваны сыграть специальные  конкурсы.

Различного рода конкурсы с присуждением их победителям почетных наград широко используются в мировой  практике.

В России функционирует Совет  по присуждению премий Правительства  в области качества продукции. В  декабре 1996 г. был объявлен конкурс, имевший целью привлечь внимание субъектов российской экономики к качеству продукции. В конкурсе участвовали 68 предприятий, руководители которых первыми оценили значение конкурса. Характерно, что 1% общего числа соискателей премий представляли малый бизнес, который дает России 14% валового внутреннего продукта.

Учрежденный приз за качество состоит из диплома, благодарности  правительства и права изобразить символ качества на продукции. Победители в конкурсе на лучшее качество продукции  благодаря этому могут повысить эффективность рекламы.

Основная цель конкурса —  помочь российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной  промышленности на мировом рынке.

Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность  товара. При этом конкурентоспособность  определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять  потребности потребителя, а также  расходами на приобретение и потребление  соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению  к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено  с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие  лидирующего положения на рынке  невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и  для экономики в целом, так  как позволит установить новые и  прогрессивные пропорции между  отраслями и внутри отраслей, например между металлургической промышленностью  и машиностроением. Эти пропорции  могут быть достигнуты путем совершенствования  технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации производственных процессов в других отраслях.

Достаточно высокая надежность приобретенного потребителем оборудования обеспечит ритмичность производственного  процесса, что важно для предотвращения аварийных и внеплановых выходов  оборудования из строя, возникновения  «узких» мест.

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо большего эффекта можно  достичь разработкой долгосрочных программ по предотвращению дефектов. До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения.

         На основе факторов, влияющих на качество продукции, определяются основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:

• повышение  технического уровня производства;

Информация о работе Продукция предприятия и ее конкурентноспособность