Продукция предприятия и ее конкурентноспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

Российские ученые и специалисты, занимающиеся проблемой качества в различных ее аспектах, также многократно обращались и продолжают обращаться к трактовке понятия ''качество'' применительно к различным объектам исследования. Так, например, В.Ю. Огвоздин дает следующее определение качества: ''Качество - это совокупность объективно существующих свойств и характеристик продукции или услуги, уровень которых определяется сортностью или другими оценками качества, характеризующими потребительную стоимость продукции''.

Оглавление

1. Понятие качества продукции, система показателей качества…………….3
2. Факторы, влияющие на качество продукции……….……………………...9
3. Новая стратегия в управлении качеством………………………..……..…14
4. Сертификация и стандартизация продукции…………………….………..16
5. Значение и пути повышения качества и конкурентоспособности продукции для предприятий ………………………………………………22
6. Опыт зарубежных стран в решении проблемы повышения качества ИСО-9000……………………………………………………………………..……32
Список литературы…………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

продукция предприятия и ее конкурентноспособность готовая.docx

— 89.20 Кб (Скачать)

• повышение  уровня квалификации персонала;

• совершенствование  организации производства и труда, в том числе углубление специализации  производства;

• внедрение  выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;

• повышение  эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку  изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения  выпуска недоброкачественной продукции;

• повышение  технического уровня метрологической  службы на предприятии;

• воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку  своего предприятия;

• материальное и моральное стимулирование персонала  за высококачественное выполнение своих  обязанностей;

• создание службы маркетинга;

• внедрение  новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;

• снижение издержек на производство и реализацию продукции;

• изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;

• проведение действенной рекламы;

• установление оптимальной продажной цены и  др. Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению  качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется  комплексный подход к решению  этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система  управления качеством продукции  в соответствии со стандартом ИСО 9000.

         Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом — позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

Значение и пути повышения конкурентоспособности

          B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

          Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

1)Добиться отличия товаров  предприятия в глазах покупателей  от товаров

  конкурентов;

2) Выбрать из намеченных  к производству товаров один, являющийся наиболее  привлекательным  для всех покупателей, и осуществить  на этой основе прорыв на  рынке;

3)Отыскать новое применение  выпускаемым товарам;

4)Своевременно изъять  экономически неэффективный товар  из сбытовой

  программы предприятия;

5)Найти выход на новые  рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

6)Осуществлять модификацию  выпускаемых товаров в соответствии  с новыми вкусами и потребностями покупателей;

7)Регулярно развивать  и совершенствовать систему сервисного  обслуживания  реализуемых товаров  и систему стимулирования сбыта  в целом.

         Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

         В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

       Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

    Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах.

       Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители.

          В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

         Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

1)Продолжать ли производство  данного товара и его сбыт;

2)Провести ли модернизацию  производства;

3)Снять ли его с производства  и приступить к выпуску нового  товара;

4)Провести ли модернизацию  для превращения товара в товар  рыночной новизны;

5)Приступить ли к поиску  нового рынка сбыта, с учётом  достаточности

финансовых ресурсов, наличия  в товаре проводящей и сбытовой сети,

возможностей обеспечения  сервиса проданного товара.

        Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

        Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

        В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

        При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

         Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность квысокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

        В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если  на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.

          В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:

1) изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;

2) изменение порядка проектирования продукции;

3) изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;

4) изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;

5) изменение порядка реализации продукции на рынке;

6) изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и

сбыт продукции;

7) изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

8) изменение системы стимулирования поставщиков;

9) изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

       Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.

      Подводя  итог можно суммируя выделить 3 главных пути повышенияконкурентоспособности:

1. Повышения качества  товара

2. Снижение цены на  товар

3. Улучшение сбыта товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Опыт зарубежных стран в решении проблемы повышения качества ИСО-9000

          Проблема качества и конкурентоспособности продукции является комплексной и требует системного подхода к ее решению. В экономически развитых странах система качества строится в соответствии с международным стандартом ISO 9000. ISO (International Organizationfor Standartization; Международная организация по сертификации, русская аббревиатура-ИСО) - неправительственная организация, которая объединяет 110 национальных органов по стандартизации. В состав ИСО входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства. В ее рамках функционируют порядка 180 профильных технических комитетов, около 650 подкомитетов и 2840 специализированных групп, в работе которых участвуют приблизительно 30 тыс. экспертов. Центральный секретариат поддерживает контакты примерно с 500 международными организациями. Столь широкие связи позволяют безболезненно достигать консенсуса при разработке и утверждении новых стандартов [7]. В настоящее время 150 стран признали МС ISO 9000 в качестве национальных стандартов или гармонизировали в соответствии с ними национальные стандарты в этой области. В мире насчитывается более 343 тыс. компаний, зарегистрировавших свои системы качества на основании МС ISO 9000, и число этих компаний растет. [12]

 

Стандарты семейства ИСО 9000 касаются систем качества на предприятиях, производящих товары или оказывающих  услуги. Интересно отметить, что  толчком к созданию систем качества на Западе, прежде всего в США, послужили  успехи СССР в освоении космоса в  конце 50-х годов. Не имея доступа  к советским секретам относительно обеспечения надежности спутниковых  систем, NASA, Министерство обороны и оборонная промышленность США начали активно разрабатывать собственные подходы к комплексному управлению качеством.

Информация о работе Продукция предприятия и ее конкурентноспособность