Продукция предприятия и ее конкурентноспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

Российские ученые и специалисты, занимающиеся проблемой качества в различных ее аспектах, также многократно обращались и продолжают обращаться к трактовке понятия ''качество'' применительно к различным объектам исследования. Так, например, В.Ю. Огвоздин дает следующее определение качества: ''Качество - это совокупность объективно существующих свойств и характеристик продукции или услуги, уровень которых определяется сортностью или другими оценками качества, характеризующими потребительную стоимость продукции''.

Оглавление

1. Понятие качества продукции, система показателей качества…………….3
2. Факторы, влияющие на качество продукции……….……………………...9
3. Новая стратегия в управлении качеством………………………..……..…14
4. Сертификация и стандартизация продукции…………………….………..16
5. Значение и пути повышения качества и конкурентоспособности продукции для предприятий ………………………………………………22
6. Опыт зарубежных стран в решении проблемы повышения качества ИСО-9000……………………………………………………………………..……32
Список литературы…………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

продукция предприятия и ее конкурентноспособность готовая.docx

— 89.20 Кб (Скачать)

Сегодня стандарты ИСО 9001- 9004 широко используются для оценки и сертификации третьей стороной, в качестве которой выступают, как правило, полностью независимые организации (независимые от первой и второй сторон, а также от государства). В некоторых случаях сертификационные органы находятся под патронажем государства.

Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии  ИСО 9000 приняты в качестве национальных стандартов более чем в 90 странах, в том числе в США, России, Канаде, Японии, государствах Евросоюза, многих развивающихся странах.

Стандарты ISO серии 9000 включают:

ISO 9000''Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества.Руководство для выбора и применения'';

ISO 9001 ''Система качества. Модель обеспечения качеством при проектировании, разработке, производстве, монтаже (установке) и обслуживании'';

ISO 9002''Система качества. Модель обеспечения качества при производстве и монтаже (установке)''. Эта система качества не включает проектирование, т.е. она предназначена для выпуска традиционной продукции;

ISO 9003''Система качества. Модель обеспечения качества в процессе контроля и испытания готовой продукции'';

ISO 9004''Управление качеством и элементы системы качества. Основные направления''. Эта система качества предназначена для организаций, осуществляющих только контроль готовой продукции, не занимаясь ее воспроизводством, к примеру, для торговых организаций и представительств. Международные стандарты ISO (9001, 9002, 9003, 9004) содержат соответственно модели систем обеспечения качества на различных этапах создания продукции.

Ранее разработанный международный  стандарт ISO 8402 ''Словарь терминов ''является базой для трех указанных стандартов, что создает основу взаимопонимания и исключает субъективизм при их истолковании.

Значимость международных  стандартов ИСО серии 9000 состоит:

1)в регулировании рыночных  отношений между производителем  и потребителем продукции (услуг)  на основе предварительной оценки (сертификации) способности производителя  гарантировать необходимое потребителю  качество продукции.

2) в упрощении международного  товарообмена, с тем чтобы потребители  могли легко и понятным для  них образом оценить уровень  качества независимо от того, какую страну или регион представляет  организация. Стандарты признаются  как способ ликвидации барьеров  в торговле;

3) в создании механизма массового давления на организации, чтобы сдвинуть средний уровень менеджмента и соответственно качество продукции и услуг в лучшую сторону [3].

 

         О значимости введения этих стандартов для конкретного предприятия можно судить по нижеприведенному примеру. Завод упаковочного оборудования «Термо-Пак», разработав и сертифицировав систему управления качеством в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000, получил возможность управлять производством именно так, как этого требует европейское сообщество. Выполнение требований стандарта позволило заводу управлять производством, исключив отдельные лишние звенья, повысив ответственность и статус на всех уровнях управления.

 

Внедрение стандартов серии  ISO 9000 осуществляется в последовательности, отражающей наличие объективных условий к их применению. В настоящее время в качестве государственных утверждены из этой серии ГОСТ 40.9001-88'' Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании и (или) разработке,производстве, монтаже и обслуживании'', ГОСТ 40.9002-88''Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже'', ГОСТ 40.9003-88 ''Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях''.

Использование отечественными предприятиями МС ISO серии 9000,с одной стороны, обеспечивает основу для формирования систем управления качеством на предприятии, а с другой - выступает как важнейший фактор, подтверждающий потенциальные возможности предприятия выпускать продукцию высокого качества.

Управление качеством  в США, Японии.

 

В руководстве ведущих  западных компаний все большее распространение  получает взгляд на качество продукции  как основного условия обеспечения  успеха на рынке. По мнению ряда американских специалистов, за счет этого фактора  обеспечивается примерно 80% успеха фирмы, функционирующей в сфере промышленного  производства.

 

После Второй Мировой войны  в глобальной экономике укрепилось лидерство США. Однако качество товаров  было низкое. Как считали американские специалисты, 20-25% всех текущих затрат типичного американского предприятия  шло на обнаружение и устранение дефектов продукции. С учетом расходов на замену дефектных изделий в  сфере потребления суммарные  потери из-за низкого качества достигли 30% величины издержек производства. Многие специалисты США считали низкое качество главным тормозом роста  производительности труда и конкурентоспособности  американской продукции. По мере научно-технического развития и подъема экономики  стран Европы, возникновения ''японского  экономического чуда '' американские предприятия  в 70-х и 80-х гг. столкнулись с  жесточайшей конкуренцией со стороны  европейских и японских фирм, предлагавших рынку высококачественные товары по низким ценам. Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше  –другой альтернативы для американской промышленности не существовало. Чтобы  не потерять свои позиции на мировом  рынке американские компании приняли  систему мер по повышению качества продукции. Среди таких мер были: статистические методы контроля,переход от выходного контроля к преимущественно контролю технических процессов,пересмотр организационных структур,внедрение программ стимулирования качества труда, внедрение робототехники и автоматизированных методов контроля и испытаний и др. В сочетании с методами макрорегулирования экономики эти меры позволили американским корпорациям значительно усилить свои позиции на мировом рынке. В октябре 1985 г. институт Гэллапа провел опрос потребителей для Американского общества по контролю качества (АОКК).Этот опрос показал, что лишь 27% потребителей не надеются на повышение качества американских изделий. Это свидетельствует о положительном сдвиге на 250% по сравнению, с опросом, проведенным для АОКК в 1980 году. [13]

Также в отношении вопросов качества показателен  опыт Японии. Один из основателей движения за качество в Японии, профессор Каору Исикава указывал, что нельзя экономить на качестве, поскольку ''качество само является экономией''[5].

В Японии решение проблемы качества было весьма успешным. Управление качеством возвели в ранг государственной  политики. Основным направлением стало  вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей,работников в сотрудничестве с контролерами качества на рабочем месте. В Японии сумели сделать доступными для рабочих сложные статистические методы и,самое главное, убедить работников, что проблема качества –это проблема каждого японца.

Была создана модель управления качеством,в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятии: этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до работника первой линии.

Сформулированные в 1967 г. особенности управления качеством являются основополагающими во всем мире и в настоящее время [11]:

всеобъемлющее управление качеством  на уровне фирмы, участие в нем всех работников;

подготовка и повышение  квалификации кадров в области управления качеством;

деятельность кружков  качества;

инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством;

использование статистических методов;

общенациональная программа  по контролю качества.

Особенности японской системы  управления качеством изучаются  во всех странах. Необходимо добавить, что в Японии персонал многих предприятий  имеет очень высокую квалификацию, рабочие знают основы высшей математики, ряд других дисциплин, которые во многих странах изучают только в  высшей школе. Такой уровень компетенции  в сочетании с высочайшей технологической  дисциплиной обеспечивает наивысший  уровень контроля.

Итак, обеспечение качества продукции в США, Японии, других развитых странах рассматривается как  непрерывный процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы и органически сочетающийся с системами национального регулирования экономики. Главной особенностью реализации моделей является их ориентация на потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

1. Бенделл Т. Наставники по качеству. Сб. очерков о самых знаменитых   заруб.   деятелях в области качества,2000

2. Валигурский Д. И. Организация предпринимательской деятельности:   учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2005.

 

3. В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич. Экономика предприятия: Учеб.пособие., М., 2004.С.217

4. Защита прав потребителей (Закон о защите прав потребителей) и Правила   розничной торговли,1999.

5. Как работают японские предприятия. М.:Экономика ,1989.С.76

 

6.Крылова Г.Д. «Основы стандартизации, сертификации, метрологии». Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана. 1999г.

 

7.Мазур И.И. Управление качеством: Уч. Пособие для студентов вузов., М., С.138.

 

8. Огвоздин В.Ю. Анализ основных терминов стандарта  ИСО 8402-86//Стандарты и качество.№3 1992.

9. Райкова Е. Ю., Додонкин Ю. В. Теория товароведения. Учебное пособие, 2-еизд., М., 2004, 240 с.

10. Сафронов Н.А.''Экономика предприятия''. М.,2000.

11. Семь инструментов качества  в Японской экономике. М.: Изд.  Стандартов, 1990, С. 32

12. Стандартизация в России.1925-2000.,М.,  2000, С.244

13. Харрингтон Дж.Х.Управление качеством в американских корпорациях   /Пер. с англ. 1990.С.29-30

14. Швандар В.А. ''Стандартизация и управление качеством продукции'',2000.

15. Экономика предприятия.Учеб/Под ред. Горфинкеля В.Я.,2001.

 

16. Экономика предприятия: Учебник /Под ред.А.Е.Карлика,2002.С.218.

 

17.http://www.spblot.narod.ru

18. http://www.snip.info.ru

19. http://www.rmnt.ru


Информация о работе Продукция предприятия и ее конкурентноспособность