Продукция предприятия и ее конкурентноспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

Российские ученые и специалисты, занимающиеся проблемой качества в различных ее аспектах, также многократно обращались и продолжают обращаться к трактовке понятия ''качество'' применительно к различным объектам исследования. Так, например, В.Ю. Огвоздин дает следующее определение качества: ''Качество - это совокупность объективно существующих свойств и характеристик продукции или услуги, уровень которых определяется сортностью или другими оценками качества, характеризующими потребительную стоимость продукции''.

Оглавление

1. Понятие качества продукции, система показателей качества…………….3
2. Факторы, влияющие на качество продукции……….……………………...9
3. Новая стратегия в управлении качеством………………………..……..…14
4. Сертификация и стандартизация продукции…………………….………..16
5. Значение и пути повышения качества и конкурентоспособности продукции для предприятий ………………………………………………22
6. Опыт зарубежных стран в решении проблемы повышения качества ИСО-9000……………………………………………………………………..……32
Список литературы…………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

продукция предприятия и ее конкурентноспособность готовая.docx

— 89.20 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы, влияющие на качество продукции

1.Формирующие факторы

         Фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, существенное их обстоятельство.

         Формирующие факторы - комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к товароведным характеристикам продукции.

         К этой группе относятся спрос, регламентация товароведных характеристик товаров, сырье и материалы, рецептура или конструкция, производственные процессы и коррекция несоответствий. Формирующие факторы имеют наибольшее значение на предтоварной стадии и в меньшей мере - на товарной стадии.

        Спрос - важнейший фактор, влияющий на формирование всех характеристик товаров. Его основу составляют запросы потребителей, подкрепленные их платежеспособностью. Данный фактор учитывается на всех этапах предтоварной стадии, в том числе при проектировании и разработке новых товаров.

        Регламентация товароведных характеристик товаров осуществляется на этапе проектирования и разработки путем перевода запросов потребителей в технические требования нормативных документов. Данный фактор обеспечивает разработку "виртуального" товара путем описания его характеристик. Для этого фактора имеет важное значение установление существенных признаков товароведных характеристик, с помощью которых их можно идентифицировать.

        Средствами регламентации товароведных характеристик являются нормативные и технологические документы, требования которых должны соблюдаться на всех дальнейших этапах и стадиях технологического жизненного цикла.

        Сырье и материалы относятся к одному из основополагающих факторов, формирующих качество товаров.

         Различают основное и вспомогательное сырье, материалы, в том числе упаковочные, а также полуфабрикаты и комплектующие изделия.

        Основное сырье - составная часть сырья, существенно влияющая на формирование товароведных характеристик готовой продукции на стадии производства. Например, из проросшего или морозобойного зерна нельзя изготовить хороший хлеб и макаронные изделия, из молока с полынным вкусом невозможно приготовить сметану и творог высокого качества, из несвоевременно обработанной рыбы нельзя приготовить доброкачественный соленый продукт.

          Вспомогательное сырье - составной элемент сырья, предназначенный для улучшения состава и свойств основного сырья и/или готового продукта. Например, мука, предназначенная для производства макаронных изделий, должна содержать не менее 28% клейковины.

          На формирование качества свежей или переработанной плодоовощной продукции влияют особенности видов и сортов плодов и овощей, условия выращивания, уборка, товарная обработка и другие факторы.

           Материалы - продукция первичной переработки сырья, предназначенная для вторичной переработки и получения продукции для конечного использования. К ним относятся ткани, кожа, меха, металл, стройматериалы, виноматериалы и др.

           Основные материалы - продукция, используемая для получения новой продукции с другой ассортиментной характеристикой путем конструирования, моделирования, пошива, обработки. При этом продукция приобретает новые потребительские свойства, как правило, без существенных изменений химического состава этих материалов.

         Вспомогательные материалы предназначены для обеспечения сохраняемости товаров, а отделочные - для улучшения эстетических свойств, в том числе внешнего вида, а также формирования стилевого единства или определенных признаков моды.

         Полуфабрикаты - продукция, предназначенная для доведения до готовности с помощью незначительной кулинарной обработки. К ним относят продукты быстрого приготовления и т.д.

         Комплектующие изделия - продукция высокой степени готовности использования, требующая для приобретения функционального назначения сборки или сшивания. Например, запасные детали автомобилей, детали сборной мебели.

        Основные комплектующие изделия обеспечивают формирование всех товароведных характеристик товара. Вспомогательные - для соединения основных деталей (шурупы, гайки). Отделочные изделия - для улучшения эстетических свойств товаров.

        Рецептура - совокупность основного и вспомогательного сырья, в установленном соотношении. Она регламентируется технологическими документами. Этот фактор оказывает решающее влияние на ассортиментную принадлежность и качество видов, разновидностей, наименований и торговых марок пищевых продуктов, табачных, товаров бытовой химии и т.д.

         Конструкция - совокупность формы, размера, способа соединения и взаимодействия деталей и узлов, а также соотношение между отдельными элементами, определяемые при разработке изделий.

        Существенное влияние на качество товаров, полученных в процессе переработки, оказывают технология производства и качество труда. Качество готового продукта зависит от уровня автоматизации производства, рецептуры, соблюдения технологического режима, квалификации кадров, управления качеством в течение всего производственного цикла.

         Производитель гарантирует качество выпускаемой продукции, что подтверждается результатами испытаний, проведенных в лабораториях ОТК в соответствии с нормативной документацией [9, с.67-75].

2. Сохраняющие факторы

            Сохраняющие факторы - это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров.

            К факторам, сохраняющим качество продовольственных товаров, относятся тара и упаковочные материалы, условия и сроки транспортирования, хранения и реализации.

           Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений.

           Основные функции: защита товаров и окружающей среды.

          Вспомогательные: носитель маркировки; способствует созданию потребительских предпочтений.

          Тара - основной элемент упаковки, изделие для размещения товаров.

         Упаковочные материалы - дополнительный элемент упаковки, защищающий от механических воздействий.

         Тара и упаковочные материалы существенно влияют на сохранение качества при транспортировании, хранении и реализации товаров. Так, какао-порошок, упакованный в картонные пачки, хранится 6 месяцев, в жестяные банки - 12 месяцев.

         Совместная упаковка - упаковочное место, в котором находится больше, чем один груз.

         Индивидуальная тара - тара, предназначенная для единицы продукции.

        Масса упаковки - масса тары и вспомогательных упаковочных средств в единице упаковки.

         Групповое упаковывание - упаковывание одинарных упаковочных единиц или неупакованной штучной продукции в групповую упаковку.

         Комплектное упаковывание - упаковывание в одну тару или упаковочный материал различных штучных изделий или упаковочных единиц в определенном наборе.

        Упаковка может быть правильной и рациональной лишь тогда, когда имеется точное представление об упаковочных требованиях, предъявляемых к товару. Необходимо детальное знание свойств товара, например таких, как физическое состояние, наружный вид, цвет, масса, затариваемое количество, поведение по отношению к физическим и химическим воздействиям и т.д.

        Кроме того, к таре предъявляют определенные требования. Она должна быть прочной, достаточно легкой, чистой, сухой, не передавать товарам посторонних запахов, привкусов и быть безвредной.

       При транспортировании и хранении качество товаров не остается без изменений.

        Транспортирование - фактор, влияющий на сохраняемость. Хранение товаров только в пути. К хранению этот фактор близок по условиям внешней среды: показателями климатического и санитарно-гигиенического режимов. Различия между ними обусловлены характером возникающих нагрузок: статических - при хранении и преобладающих динамических нагрузок с кратковременными статическими нагрузками (во время стоянок) - при транспортировании.

        Сроки перевозки товаров должны быть значительно меньше сроков годности и хранения, чтобы дать возможность получателю груза реализовать, а потребителю использовать товары до окончания этих сроков.

        Основные назначения: перемещение товара по всем звеньям технологического цикла товародвижения, от изготовителя до потребителя; обеспечение сохраняемости груза.

        В зависимости от применяемых транспортных средств различают следующие виды транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, гужевой. Они отличаются скоростью перевозки, стоимостью, грузоподъемностью и др.

       Хранение - этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации. Цель: обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.

       Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности.

         Температура хранения - температура воздуха в хранилище. Один из наиболее значимых показателей режима хранения. С повышением температуры усиливаются химические, физико-химические, биохимические и микробиологические процессы.

         Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты.

         Чистота - состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышающими установленных норм.

          Размещение - наиболее значимый фактор, определяющий условия хранения, и характеризуется показателями нагрузки складов: площадью, коэффициентом загрузки, высотой размещения

          Транспортирование является разновидностью кратковременного хранения продовольственных товаров, и поэтому при перевозке надо создавать условия, аналогичные стандартному хранению. Наилучший вид транспорта для перевозки продовольственных товаров - рефрижераторы.

          Изучая процессы, происходящие в продовольственных товарах при транспортировании и хранении, необходимо выявлять оптимальные условия, при которых качество продовольственных товаров не снижалось, и потери были минимальными.

         Внедрение прогрессивных видов тары и упаковки, организация хранения товаров в местах производства, создание прямых связей между производителями и получателями, использование новых способов транспортирования и хранения, холодильной техники на всех стадиях движения продукции (транспортирование, хранение, реализация) будут способствовать наиболее полному сохранению качества продовольственных товаров.

        Фактором качества, формирующим и сохраняющим, является также качество труда работника на всех стадиях жизненного цикла продукта [9, с.75-89].

 

  1. Новая стратегия в управлении качеством

Управлению качеством  продукции во всех странах уделяется  достаточно много внимания. В последние  годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется  рядом моментов:

· обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая  каким-то одним подразделением, а  как систематический процесс, пронизывающий  всю организационную структуру  фирмы;

· новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная  структура предприятия;

· вопросы качества актуальны  не только в рамках производственного  цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного  обслуживания;

· качество должно быть ориентировано  на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

· повышение качества продукции  требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации  проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

· всеобъемлющее повышение  качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Все это осуществимо только тогда, когда действует четко  организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения  и приемлемая для всего персонала.

Только непониманием проблемы качества можно объяснить такие  заявления руководителей, как «управление  качеством продукции означает ужесточение  приемки продукции», «управление  качеством продукции означает более  активное внедрение стандартизации», «управление качеством представляет собой статистику», «управление  качеством на практике представляется весьма трудоемким процессом», «успехи предприятия в управлении качеством продукции исключают выполнение дополнительных мероприятий», «управление качеством не имеет отношения к администрации предприятия или отделу реализации».

Информация о работе Продукция предприятия и ее конкурентноспособность