Предпринимательская среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:07, контрольная работа

Краткое описание

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды. Это, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Оглавление

Введение
1.Понятие «предпринимательская среда»
2.Анализ внутренней среды
3.Анализ внешней среды
4. Методы анализа внутренней и внешней среды организации
4.1 SWOT- анализ
4.2 SNW - анализ
4.3 PEST – анализ
5 Анализ и синтез
Список литературы

Файлы: 1 файл

Предпринимательская среда.docx

— 44.00 Кб (Скачать)

Под сложностью внешней среды  понимается число факторов, на которые  организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.

Подвижность среды - скорость, с которой происходит изменение  в окружении организации. Внешняя  среда не постоянна, в ней все  время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение  современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, при том, что эта тенденция  является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Кроме того, подвижность  внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации  и ниже для других. Учитывая сложность  функционирования в условиях высокоподвижной  среды, организация или ее подразделения  должны опираться на более разнообразную  информацию, чтобы принимать эффективные  решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений  более трудным процессом.

Неопределенность внешней  среды является функцией количества информации, которой располагает  организация по поводу конкретного  фактора, а также функцией уверенности  этой информации.

Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в  мировом хозяйстве в целом, непосредственным образом сказываются на хозяйственной  деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических  условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР - производство - сбыт.

Анализ внешней среды  требует постоянного внимания со стороны менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для  принятия правильных и своевременных  решений.

Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью  определения перспективных возможностей организации и грозящих ее опасностей.

Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.

4. Методы анализа внутренней и внешней среды организации

Анализ внешней среды  представляет собой оценку состояния  и перспектив развития важнейших, с  точки зрения организации, субъектов  и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может  оказывать непосредственное влияние.

Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.

Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную  для выявления ее стратегически  сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

Существует большое количество методов анализа внутренней и  внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

4.1 SWOT- анализ

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия  и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ -- это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

§ Сильные стороны (Strengths) -- преимущества организации;

§ Слабости (Weaknesses) -- недостатки организации;

§ Возможности (Opportunities) -- факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

§ Угрозы (Threats) -- факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

§ Определить основное направление  развития предприятия (его миссию)

§ Взвесить силы и оценить  рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении  и каким образом это лучше  сделать (SWOT-анализ);

§ Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей  предприятия)

Рис. 3 Последовательность действий для проведения SWOT-анализа

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В  соответствующие ячейки матрицы  необходимо занести сильные и  слабые стороны предприятия, а также  рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны  предприятия -- то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны  предприятия -- это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные  возможности -- это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные  угрозы -- события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

4.2 SNW - анализ

SNW - анализ - это усовершенствованный  SWOT-анализ.

Strength (сильная сторона),

Neutral (нейтральноя сторона),

Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW - анализ так  же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной  стороны является, то что «зачастую  для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным  состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих  конкурентов по всем кроме одной  ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

Для составления SNW - анализа  необходимо заполнить таблицу, можно  предложить такой вариант:

Таблица.4

 

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

 
 

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

 

Стратегия организации

       

Бизнес-стратегии

       

Оргструктура

       

Финансы

       

Продукт как конкурентноспособность

       

Структура затрат

       

Дистрибуция как система  реализации продукции

       

Информационная технология

       

Инновации как способ к  реализации на рынке продуктов

       

Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)

       
         

4.3 PEST - анализ

PEST - анализ - это инструмент, предназначенный для выявления:

§ политических (Policy),

§ экономических (Economy),

§ социальных (Society),

§ технологических (Technology)

аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию  компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая  в свою очередь определяет среду  компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина  изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские  предпочтения определяются с помощью  социальной компоненты PEST - Анализа. Последним  фактором является технологическая  компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций  в технологическом развитии, которые  зачастую являются причинами изменений  и потерь рынка, а также появления  новых продуктов.

Основные положения PEST - Анализа:

“Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент  должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”

Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно  шире и многообразнее.

PEST - Анализ не является  общим для всех организаций,  так как для каждой из них  существует свой особый набор  ключевых факторов.

 

Необходимым инструментом в  системе управления является анализ и синтез. Цель их заключается в установлении связей между существующими проблемами управления, выявлении недостатков в организационной структуре и определении возможности их ликвидации.  
Анализ и синтез предшествуют планированию работы по всем количественным и качественным показателям и направлениям, а также используются при изучении возникающих вопросов, требующих принятия правильных оперативных решений, направленных на улучшение деятельности организации. Они помогают определить уровень экономической, технической, социальной и организационной систем. 
Задача теории организации состоит в том, чтобы определить на какие законы, закономерности следует опираться, чтобы из отдельных элементов получить новую жизнеспособную и эффективную организацию как систему. Этот новый методический прием и формируется как закон единства анализа и синтеза. Его суть в следующем: процессы дифференциации, декомпозиции, дробления и другие в организации и ее структуре необходимо «дополнять» противоположными процессами, заключающимися в лучшем соединении, композиции и интеграции частей в целостную, более эффективную организацию или ее структуру как единую систему. 
Это метод определения резервов и путей их использования. Он должен проводиться целенаправленно, определяя соответствие управляемой системы, условиям работы, изыскивая пути повышения эффективности работы, выбора лучших управленческих решений. 
Анализ и синтез обеспечивают повышение обоснованности принимаемых решений, отказ от случайных мер, определяемых волей сотрудников аппарата управления, углубленное изучение развития организации, ее дальнейших тенденций. Этот инструмент управления характеризуется системностью, т.е. подходом к оценке влияния анализируемого объекта на общие результаты деятельности орга-низации, а также рассмотрению хода и результатов работы каждого структурного подразделения, сотрудника с позиции выполнения целей. 

 
Теоретические аспекты закона анализа  и синтеза.

 Сущность закона анализа  и синтеза. 
Изучение организаций как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза. Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации. 
Все формы человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое. Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему. 
В теории организации анализ включает 2 основные процедуры: 
1) разделение целого на части; 
2) улучшение функционирования каждой из этих частей. 
Синтез также состоит из 2 процедур: 
1) согласование характеристик выделенных частей; 
2) объединение их в единое целое. 
И таким образом целевая организация компаний обеспечивается постоянным циклическим процессом анализа и синтеза: изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий. Анализ поведения различных частей системы (анализ связей с поставщиками, потребителями, анализ спроса и, предложения, анализ продаж, анализ уровня технологий и пр.) проводится для того, чтобы оценить систему (организацию) как единое целое, выявить причины отклонения от главной цели. 
Большой проблемой экономической науки является излишняя специализация, порой абсолютно необоснованная дифференциация экономических знаний, растаскивание знаний о едином целом на части. Эти части дробятся, распадаются на узкие дисциплины и, в конце концов, превращаются в огромный свод маловразумительных течений, понятных лишь узкому кругу так называемых «специали-стов теоретиков».  
Сам закон звучит следующим образом: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций». 
Так, если сложную систему разложить на составные части, то могут быть получены исходные элементы для образования новых систем; всякая вновь образуемая система есть комбинация элементов, входивших или входящих в другие системы. 
Математическая интерпретация закона может быть представлена следующим соотношением, не зависящим от времени: 
 
где Rli, R2i - внутренний и внешний потенциал (ресурс) в области экономики, политики, финансов и т.д., способствующий развитию компании; VIi, V2i - внутренний и внешний потенциал (ресурс), стремящийся ликвидировать компанию или нанести ей ощутимый вред. 
Изменения Rli, R2i и VIi, V2i достигаются за счет преобразований внутренней и внешней среды. Если эти преобразования дают положительный эффект, то материальная система функционирует успешно, а если нет - то время деятельно-сти этой системы ограничено. В качестве примера рассмотрим результаты трех сочетаний потенциалов созидания и разрушения в компании. 
Потенциал созидания «А» несколько превосходит потенциал разрушения — это соответствует математической интерпретации закона единства анализа и синтеза. 
Потенциал созидания «Б» вначале существенно превосходил потенциал разрушения и это приводит к значительному уменьшению потенциала созидания за счет больших издержек, нерационального использования. 
Потенциал созидания «В» изначально был меньше потенциала разрушения. Поэтому закономерно, что он стремительно уменьшается, не выдерживая давления потенциала разрушения. Компания, имеющая потенциал созидания «Б» и «В», неизбежно идет к ликвидации или банкротству; 
Примеры реализации закона: 
1) компании приспосабливаются к усилению налогового бремени, уменьшая налогооблагаемую базу за счет: освобождения от неэффективного имущества, увеличения оборота материальных и финансовых средств, использования труда инвалидов и т.д.; 
2) при усилении внешнего рэкета, компании создают собственную службу безопасности; 
3) в условиях повышенной радиации организм животного приспосабливается к новой жизни за счет мутации некоторых органов. 
Для выполнения данного закона руководитель должен придерживаться таких принципов, как: 
1) составить и реализовать программы постоянного совершенствования компании, ее элементов и подразделений; 
2) привлечение к этой работе лучших специалистов или консультантов; 
3) проводить маркетинговые исследования в ключевых областях деятельности; 
4) сокращение затрат на производство продукции; 
5) уменьшение времени нахождение запасов и промежуточной продукции на складах; 
6) использовать информационные технологии управления. 
Закон единства анализа и синтеза имеет свои существенные особенности, которые заключаются в том, что закон: 
• не выражает специфики исторически определённых отношений, охарактеризует всеобщие связи и отношения в социальной среде; 
• выступает в роли катализатора общественного прогресса; 
• играет возрастающую роль в развитии общества; 
Дифференциация знаний должна сопровождаться их интеграцией, анализ — синтезом, иначе произойдут монополизация отделов, элементов, потеря чувства единой системы, потеря единой цели системы. С другой стороны, жесткая интеграция может задушить свободу, творчество элементов системы, их способность к внутреннему саморазвитию. 
В сложной самоорганизующейся системе с помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза происходит структурная оптимизация системы; система отказывается от устаревших неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Одним словом, неразрывность и взаимодействие анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к оптимальной самореализации. 
На основании методов анализа—синтеза при моделировании экономических систем широко используются деком позиционные и композиционные подходы к решению задач оптимизации. Деком позиционный подход применяется к построению системы моделей, при котором цели нижних уровней иерархической структуры выводятся из целей верхнего уровня. При синтетическом, композиционном подходе, напротив, цели верхнего уровня иерархии выводятся путем согласования целей нижних уровней иерархии с помощью некоторых экономических механизмов. 
Закон единства анализа и синтеза тесно взаимодействует с законами развития, информированности — упорядоченности, самосохранения и синергии. Важнейшую роль закон играет при стремлении системы к достижению соразмерности, пропорциональности элементов между собой и в соотношении к целому, с его помощью реализуются принципы композиции, пропорциональности и гармонии.

Информация о работе Предпринимательская среда