Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:23, курс лекций

Краткое описание

1. Предпринимательство как важнейшая категория рыночной экономики. Организационно-правовые формы предпринимательства.
2. Финансовая среда предпринимательства. Роль государства в формировании финансовой среды.
3. Понятие, признаки и классификация рисков. Методы оценки и анализа рисков.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ.docx

— 45.98 Кб (Скачать)

Вопросы к Государственному экзамену по предмету:

ФИНАНСОВАЯ СРЕДА  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ  РИСКИ.

 

  1. Предпринимательство как важнейшая категория рыночной экономики. Организационно-правовые формы предпринимательства

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли. Предпринимательство — интеллектуальная деятельность, связанная с недовольством, неудовлетворенностью достигнутым. Но это недовольство конструктивное, обусловливающее  активную деятельность. Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям: по его масштабам и характеру деятельности. 
1. По масштабам инициативная деятельность организаторов производства 
подразделяется на следующие виды: 
Индивидуальное предпринимательство — любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки, кинотеатры и т.п.). В этом случае очень легко определить того, кто берет на себя всю ответственность и сам принимает все важные решения. 
В соответствии с Гражданским кодексом нашей страны гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (осуществляющего деятельность без образования юридического лица) признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (ГК РФ, пункт 1, 2 статьи 23). 
Коллективное предпринимательство — инициативным делом занят какой-то коллектив. В фирмах, основанных на общей долевой собственности, ответственные решения, связанные с риском, принимают много людей (члены товарищества, акционеры). Различные задачи предпринимателя выполняют разные группы людей. В частности, управленческие решения принимают директора, менеджеры. 
2. По своему характеру предпринимательская деятельность включает 
несколько форм. Некоммерческое предпринимательство — не связанное с продажей продукции ради обогащения. Такая филантропическая деятельность ведется разными благотворительными и культурно-просветительными организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 долл. в год на семью). На их долю приходится 90% всех средств благотворительных фондов, а 5% поступает от корпораций. 
Коммерческая деятельность, или бизнес, — дело, приносящее доход. В нее входят: 
— непроизводственный бизнес — профессиональный спорт, концертная 
деятельность и т.п.; 
— торговый бизнес — на предприятиях торговли;

бизнес в' сфере услуг, например туристический сервис, юридическая 
контора;

производственный бизнес — доходная деятельность на предприятиях в 
промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.

Организационно-правовые формы предприятий в России 
Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу. 
По формам собственности предприятия подразделяются на: 
частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая); 
государственные, под которыми понимаются как чисто государственные (в том числе муниципальные), где капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, на которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников). 
По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров — численности занятых и объема производства (продаж). 
В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. в нашей стране к ним относят те, где средняя численность работников не превышает в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве — 60 человек, на транспорте, в строительстве и промышленности — 100 человек. 
Классификация фирм по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает их деление- на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т. д. 
Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия. 
По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают, прежде всего, общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей. 
1. Общество с ограниченной ответственностью. участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени общества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом в составе уставного фонда ООО. Управление деятельностью ООО осуществляется по общему согласию всех участников.. Общество с ограниченной ответственностью (000). Таковым признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал. которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники 000 не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставный капитал 000 составляется из стоимости вкладов его участников. 000 не обязано публичной ответственностью. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий. 
Акционерные общества - Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий. 
Акционерное общество (АО). Таковым признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. 
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое АО вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое АО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. 
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым. 
Учредительным документом АО является его устав. Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций  
общества, приобретенных акционерами. Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. 
Преимуществами акционерной формы организации предприятий являются:

возможность мобилизации  больших финансовых ресурсов;

возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли  в 
другую; право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее 
существование компании, независимо от изменения состава акционеров; ограниченная ответственность акционеров; разделение функций владения и управления. Правовая форма 
акционерного общества предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах. 
Производственные кооперативы (ПК). Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ном участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. ПК является коммерческой организацией. Учредительным документом ПК является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. 
Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, к тому же это имущество является неделимым. В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, т.е. управляется государственными органами, то оно именуется федеральным казенным предприятием. Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения. 
Индивидуальные предприниматели. Если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица (например, организует свое фермерское хозяйство), то он признается индивидуальным предпринимателем. Фактически это тоже предприятие. 
В настоящее время наиболее распространенным (по количеству фирм) является единоличное владение. Так, в США такие фирмы составили 73% (1982 г.). В индивидуальной фирме ее хозяин отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, включая и личное. 
Несмотря на это, индивидуальное предпринимательство — наиболее распространенный тип бизнеса в странах с рыночной экономикой. Например, в США к нему относится примерно 73% всех американских фирм; в то же время 72% прибыли в экономике страны производится фирмами-корпорациями (рис. 2). 
Каждый гражданин в РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом он лишь должен пройти государственную регистрацию. I 
Индивидуальное предпринимательство — самый дешевый способ организации бизнеса. Многие фермерские (крестьянские) хозяйства, небольшие магазины и учреждения в сфере услуг являются примерами такой формы предпринимательства, поскольку каждое из них принадлежит одному человеку, хотя в них может быть занято много наемных работников. 
Эта форма предпринимательства обладает рядом преимуществ. Одно из них заключается в том, что индивидуальный предприниматель получает удовлетворение, работая на самого себя. Он может самостоятельно принимать решения о продолжительности рабочего дня, о количестве и составе наемных работников, о величине цен на выпускаемые и продаваемые товары или оказываемые услуги. Он сам вправе выбрать, расширять ли масштабы своей деятельности или сокращать, а главное — может индивидуально присвоить всю полученную прибыль. 
Кроме того, для индивидуального предпринимательства характерна конфиденциальность деятельности, состоящая в том, что предприниматель не должен перед общественностью открывать свои текущие и перспективные планы работы или представлять подробные отчеты. 
Однако небольшой масштаб отдельного индивидуального предпринимательства отражает его ограниченные финансовые возможности, поскольку гражданин, самостоятельно организующий бизнес, обычно имеет меньший капитал, чем группа людей, и чаще сталкивается с трудностями при попытке получить ссуду. 
Очень часто независимость индивидуального предпринимателя становится недостатком, так как успех бизнеса в этом случае целиком зависит от личных качеств и управленческих способностей одного человека, в котором не всегда правильно могут сочетаться осторожность и предвидение результатов своей работы. 
Практическая деятельность индивидуального предпринимателя осуществляется в основном по тем же правилам, что и для фирм, но порядок налогообложения существенно отличается. Основным налогом, уплачиваемым индивидуальным предпринимателем, является подоходный налог. Размер максимальной ставки подоходного налога фактически совпадает со ставкой налога на прибыль. С 1 января 1996 г. в РФ установлено: если совокупный годовой доход индивидуального предпринимателя превышает 48 млн. руб., то он выплачивает в бюджет 10 440 000 руб. и 35% с суммы превышения. 
По тем же ставкам, что и фирмы, индивидуальные предприниматели вносят платежи в дорожные фонды: налог на реализацию горюче-смазочных материалов и налог на приобретение автотранспортных средств.

 

 

  1. Финансовая среда предпринимательства. Роль государства в формировании финансовой среды.

Финансовая среда предпринимательства  представляет совокупность хозяйствующих  субъектов, действующих вне данного  предприятия и влияющих на возможности  финансового менеджмента размещать  денежные средства и получать доходы. Финансовая среда предпринимательства  состоит из микросреды и макросреды. Микросреда характеризуется субъектами, имеющими непосредственное отношение  к данному предприятию и к  возможностям его руководства по извлечению доходов. В нее входят поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории. Макросреда представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру  рынка в целом, и включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы. Охарактеризуем субъекты, составляющих микросреду предпринимательства. Поставщиками являются юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и  его конкурентов производственными  запасами, необходимыми для выпуска  готовой продукции. Влияние поставщиков  на финансовую деятельность предприятия  значительно и может привести к отрицательным результатам. Повышение  цен на предметы снабжения во многом обусловливает повышение цен  на готовую продукцию предприятия. Непоставки тех или иных производственных запасов, их неритмичность, любые негативные события на предприятиях-поставщиках приводят к нарушению графиков отгрузки готовой продукции предприятия. Посредниками являются организации, помогающие предприятию в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и таким образом влияющие на величину получаемых доходов. Посредники бывают торговые (дилеры), по организации товародвижения, маркетинговые и финансово-кредитные. Торговые посредники представляют организации, помогающие данному предприятию находить покупателей и непосредственно продавать им готовую продукцию. Необходимость существования торговых посредников обусловлена тем, что они обеспечивают удобные условия продажи готовой продукции с меньшими издержками, чем это сделал бы сам производитель. Удобство расположения создается дилерами за счет накопления запасов готовой продукции в местах нахождения самих покупателей. Удобство времени создается наличием готовой продукции в те периоды, когда спрос на нее особенно велик, что важно для товаров сезонного продвижения и продажи. Удобство приобретения готовой продукции заключается в продаже товара с одновременной передачей права пользования. Вместе с тем выбор и организация работы с торговыми посредниками являются для финансового менеджера отнюдь непростой задачей. Посреднические организации в настоящее время обладают достаточной мощью и в состоянии диктовать свои условия производителю либо вообще не допустить его на рынки сбыта готовой продукции. Тем не менее, в цепочке взаимоотношений производитель — торговый посредник первичным звеном является производитель в силу приоритетности сферы материального производства по сравнению со сферой распределения. Посредники по организации товародвижения помогают производителю готовой продукции создавать запасы собственных изделий и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест назначения. К ним относятся складские и транспортные организации. Складские организации обеспечивают накопление и сохранность готовой продукции по пути ее продвижения. Транспортные организации перемещают запасы готовой продукции в места назначения. Для финансового менеджера весьма важным является выбор более экономичных методов отгрузки и транспортировки готовой продукции, а также учет таких факторов, как сохранность грузов, объемы и скорость их транспортировки. Маркетинговые посредники представляют собой организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, а также проблемами предпринимательского риска, консалтинговые фирмы, рекламные агентства. Основное назначение таких посредников — помогать производителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящие рынки сбыта с возможно меньшим риском и большим извлечением дохода. Пользование их услугами является для производителя менее распространенным явлением. К числу финансово-кредитных посредников относятся банки, кредитные учреждения, страховые компании, основное назначение которых помогать производителю финансировать сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной готовой продукции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связанного с покупкой и продажей товаров. Практически все предприятия пользуются помощью финансово-кредитных посредников при финансовом обеспечении сделок. Существенное влияние на финансовое положение предприятия могут оказать повышение стоимости кредита и (или) сокращение возможностей кредитования, а также финансовые кризисы, парализующие работу финансово-кредитных посредников. Клиенты бывают покупателями потребительского рынка, рынка производителей, рынка промежуточных продавцов, рынка государственных учреждений и международного рынка. Покупатели потребительского рынка — физические лица, приобретающие товары или услуги в целях личного потребления. Покупателями рынка производителей являются организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции.

Покупатели рынка промежуточных  продавцов — физические и юридические  лица, приобретающие товары или услуги для последующей перепродажи  и извлечения собственной прибыли  в сфере обращения.

Покупатели — государственные  учреждения приобретают товары или  услуги в целях собственного потребления, а также для использования  в сфере коммунальных услуг или  в целях благотворительности.

Покупатели международного рынка  находятся за пределами страны производства товаров или услуг.

Среди конкурентов выделяют желания-конкуренты, товарно-родовые и товарно-видовые  конкуренты, а также марки-конкуренты.

Желания-конкуренты — это те, которые  покупатель, возможно, захочет удовлетворить. При наличии транспортных возможностей альтернативными желаниями-конкурентами могут быть покупка автомашины или  мотоцикла и т.д.

Товарно-родовые конкуренты — это  основные способы удовлетворения желания  выбранной ранее покупки, например определенного типа мотоцикла.

Товарно-видовые конкуренты — это  разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя, например разноцилиндровые виды мотоциклов.

Марки-конкуренты — это товары разных производителей, способные удовлетворить  окончательно определившееся желание  покупателя. В нашем случае это  мотоциклы аналогичных типов  и видов, но производимые разными  фирмами.

Одним из значимых контролируемых государством факторов формирования конкурентной среды  является регулирование деятельности естественных монополий. Наличие естественных монополий и степень их воздействия  на формирование конкурентной среды  имеет стратегический характер. Дихотомия  (налаживание рыночного механизма в деятельности естественных монополий и необходимость государственного регулирования) значительно усложняет процесс формирования эффективной конкурентной среды в экономике России. 
 
Государство, выступающее в рамках естественных монополий и как акционер, и как регулирующий орган, постоянно оказывается в конфликтных ситуациях, вызванных диаметрально противоположным характером интересов акционеров конкретной естественной монополии, нацеленной на максимизацию прибыли, и собственно регулирующей ролью самого государства, призванного соблюдать интересы населения страны в целом. Пользуясь характером особых отношений с политической элитой страны, наличием мощного лобби во всех органах государственной власти, такие организации как РАО РЖД, Газпром и прочие устанавливают искусственные барьеры для доступа на рынок альтернативных производителей, значительно завышают издержки (в том числе и неоправданно высокие заработные платы менеджеров естественных монополий), организуют масштабную непрофильную деятельность через сеть аффилированных структур, нарушающих формирование эффективной конкурентной среды и в других секторах экономики. 
Ограничение возможности регулирования естественных монополий в силу вышеперечисленных причин, а так же в силу отсутствия давления со стороны конкуренции приводят к значительному снижению эффективности деятельности других экономических агентов, высокой стоимости вводимых производственных активов, к ухудшению инвестиционного климата в рамках естественных монополий, нецелевому использованию инвестиционных средств, собираемых в монопольных секторах рынка. элементами влияния государства на предпринимательство и финансовую среду являются: 
- стабильность налоговой системы и структуры государственных институтов; 
- развитость инфраструктуры и коммуникаций; 
- возможность двустороннего диалога между государством и бизнесом; 
- действия Центробанка, в частности, в отношении валютного курса и условий кредитования в стране; 
- открытость/закрытость таможенной границы страны; 
- возможность участия в международных конкурентных рынках товаров, услуг, труда и денег.

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски