Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:
Создание условий цивилизованного функционирования рынка:

Оглавление

Государственное регулирование предпринимательской деятельности…….
3
Олигополия и ее основные характеристики………………………………….
5
Финансовый лизинг…………………………………………………………….
11
Список использованной литературы………………………………………...
17

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 46.22 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТОЛИЧНАЯ  ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Филиал  НОУ ВПО «СФГА» в г. Вологде 

 

 

Факультет Государственной службы и финансов

Специальность: Финансы и  кредит

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»

Вариант №8

 

 

                                                        

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

Комарова А.Н.

 

 

 

Вологда,  2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Государственное регулирование предпринимательской  деятельности…….

3

Олигополия и  ее основные характеристики………………………………….

5

Финансовый лизинг…………………………………………………………….

11

Список использованной литературы………………………………………...

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное регулирование предпринимательской  деятельности

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления  государственного регулирования предпринимательской  деятельности:

  1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка:
    • определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления
    • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров
    • защита интересов и прав потребителей
    • установление стандартов и мер
    • предупреждение споров между предпринимателями
  2. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса
  3. Решение макроэкономических проблем:
    • пропорциональность развития экономики
    • темпы экономического роста
    • объем национального производства
    • внешнеэкономические связи страны
    • уровень занятости и социальная защита населения

Контроль и последующее  гос.регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.

Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развиной инфраструктуры.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

Вмешательство государства  в сферу предпринимательской  деятельности обусловлено:

  1. Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем;
  2. Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности;
  3. Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений;
  4. Контролем за использованием общенациональных ресурсов;
  5. Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

Функции государственного управления:

  1. Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение;
  2. Информационное обеспечение и контроль за выполнением нормативов и ограничений;
  3. Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов;

Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические.


К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массовой информации.

 

 

 

Олигополия и ее основные характеристики

Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке  доминирует несколько фирм. Характерная  особенность олигополистического  рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения  конкурентов. Крупные размеры и  значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между  олигополистическими фирмами в  целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают.

Экономия от масштабов  производства. Технико-экономические  характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень  издержек на единицу продукции, может  быть достигнут фирмой при очень высоком объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную продукцию. Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос. Как показано на рисунке 1, если средние издержки меняются в соответствии с кривой АТС, а минимум издержек достигается фирмой при объеме продаж Q0 , будет достаточно лишь 2 - 3 компаний, чтобы при цене  Р0 удовлетворить весь рыночный спрос Q1 . В такой ситуации уровень рыночной концентрации будет очень высоким.

Взаимозависимость фирм на рынке. Фирма-олигополист, так же как и монополист, может свободно устанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополиста, оно старается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции других фирм-участников рынка.

Так, снижение цены может, во-первых, сопровождаться снижением цен у  компаний-конкурентов и, таким образом, не дать желаемого увеличения объема продаж и прибыли. Во-вторых, оно  может не повлиять на цены конкурентов, но привести к проведению последними мощной рекламной компании, направленной на преобразование своего имиджа в глазах потребителя. И в этом случае фирма-олигополист ничего не выиграет, а в ряде случаев может и проиграть, поскольку также будет втянута в разорительную рекламную кампанию или в новый виток снижения цен. Выигрыш возможен только в случае нейтрального отношения конкурентов к снижению цены.

Аналогичным образом непредсказуемы последствия увеличения цены одним  из участников олигополии.

Жесткость цен и неценовая  конкуренция. Эта неопределенность кривой спроса приводит к принципиально  новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы - войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка.

В условиях совершенной конкуренции  фирме нет смысла бороться за большую  долю рынка, поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим объемом  производства и сбыта данного  товара. Монополисту также нет  причин волноваться за свою долю, поскольку  ему принадлежит весь рынок. Однако в условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы. Участники  олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками, улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель этих методов  честной неценовой конкуренции - завоевание большей доли рынка.

Фирма может практиковать и хищнические методы борьбы с  конкурентами, крайним из которых  является физическое разрушение оборудования и продукции последних. К таким  методам относится и хищническое  ценообразование, при котором диверсифицированная  компания может позволить себе продавать  определенные товары ниже издержек, с  тем, чтобы вытеснить более мелких конкурентов с рынка. После того как конкуренты вытеснены, фирма  начинает вести себя как монополист.

Фирма может использовать систему эксклюзивных контрактов с  компаниями, занимающимися сбытом ее продукции. Такие контракты предполагают, что дилеры ограничиваются продажей товаров исключительно данной фирмы  и не могут одновременно заниматься сбытом продукции конкурентов. Во многих странах такие контракты считаются незаконными, так как могут чрезмерно усиливать рыночную власть отдельных компаний.

Фирма может использовать комплексные контракты. Так, крупная  корпорация, продающая множество  взаимосвязанных товаров, будет  стараться навязать покупателю, который  хочет купить один товар, ряд других товаров, продаваемых как бы в  комплекте.

Все эти методы нечестного завоевания контроля над рынком были и остаются предметом антитрестовского (антимонопольного) законодательства.

Слияния и поглощения. Одним  из важнейших способов увеличить  свою долю рынка являются слияния  и поглощения. Они способны значительно  поднять рыночную концентрацию в  отрасли. На рисунке 2 показана интенсивность  слияний и поглощений в американской экономике на протяжении ХХ века. Очевидно, что количество слияний и поглощений в 60-80-е годы резко возросло и превышает  общее количество слияний и поглощений за весь предыдущий период.

Вплоть до 60-х годов  превалировали горизонтальные слияния (между фирмами, производящими сходный  продукт) и вертикальные слияния (между  фирмами, относящимися к разным этапам производственного цикла). Начиная с 60-х годов большое распространение получили конгломератные слияния - объединения компаний, производственно не связанных между собой.

Причина этого - статьи антимонопольного законодательства, ограничивающие распространение  влияния фирмы на одном рынке. В такой ситуации у компании-олигополиста в принципе существуют два пути развития: либо диверсифицировать свою деятельность, создав компанию конгломератного типа, либо перенести борьбу за большую долю рынка с национального на международный уровень, рассматривая весь мир как свой потенциальный рынок.

Стремление к сговору. Сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком. Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Однако достижение соглашения - весьма трудная задача. Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор: высокие барьеры для входа новых фирм на рынок; небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции; растущий спрос на отраслевую продукцию; особенности законодательства.

Одним из видов неявного сговора, позволяющим координировать действия фирм, является практика ценового лидерства, когда крупная компания первой меняет цену, а все остальные  следуют за ней.

Барьеры для вхождения  новых фирм на рынок. Высокие барьеры  для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии. Они принимают  разную форму: экономии на масштабах  производства, экономии на издержках  вследствие накопленного опыта, известности  товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности  моделей товара, капиталовооруженности и т.д.

Экономия на масштабах основанная на известности товаров, является важным барьером для других фирм, желающих работать на данном рынке. Поскольку новая фирма неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный спрос (Dн - сдвинута влево) и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии (Qн ) [рисунок 3]. Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше (Рн ).

Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят цену ниже Рн , но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае ( между Рн и Ро ) будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка (при ценах ниже Рн кривая спроса Dн лежит ниже АТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек).

В приведенном примере  мы предполагали, что кривые издержек у олигополиста и новой фирмы одинаковы и все дело в том, что фирма-олигополист достигает более низких издержек за счет больших размеров спроса и масштабов производства. В реальной жизни весьма часто у старой и новой фирмы различаются сами кривые издержек. 

Издержки новой фирмы  могут быть выше потому, что оно  не имеет опыта ведения бизнеса  в данной сфере деятельности: ее менеджеры не обладают навыками управления фирмой; не хватает квалифицированной  рабочей силы; хуже условия получения  банковского кредита; слабее связи  с поставщиками; отсутствует доступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые фирмы смогут со временем преодолеть трудности, однако - не все из них. Неопределенность ослабляет стимулы для вступления на рынок и уменьшает число  потенциальных конкурентов.

Между тем сама угроза появления  конкурентов меняет поведение фирмы-олигополиста. Если бы старая фирма не боялась потерять свою долю рынка, она, для того чтобы увеличить прибыль, могла бы установить цену на уровне Ро и производить Qо. Однако она устанавливает цену на уровне не выше Р1, поскольку при такой цене потенциальный конкурент будет не в состоянии покрыть свои издержки и откажется от вступления в отрасль. Старая же фирма и при такой цене будет получать прибыль. Цена Р1 часто называется предельной ценой. Такое поведение фирмы-олигополиста позволяет поддерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски