Организация управления хранением товаров на складе на материалах ООО «ТД Сандерс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Общая тенденция такова, что в настоящее время склады выполняют все больше задач, несомненно, добавляя ценность продукту, а не являясь чистыми центрами затрат.
В настоящее время основными задачами складирования являются:
– определение полезной площади склада;
– определение оптимального количества подъемно-транспортного оборудования;
– определение оптимальной загрузки подъемно-транспортного оборудования;
– разработка стратегии тактики оптимального использования полезной площади склада;
– оптимизация использования емкости склада;

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы складской деятельности 4
1.1. Склады, их определение и виды 4
1.2. Функции складов 6
1.3. Краткая характеристика складских операций 7
1.4. Методы учета материальных запасов 10
Глава 2. Организация управления хранением товаров на складе на материалах ООО «ТД Сандерс» 15
2.1. Особенности складирования пищевой продукции 15
2.2. Новые технологии, используемые на складе ООО «ТД Сандерс» 20
2.3. Применение системы управления складом WMS 26
Заключение 30
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая организ комммер деят предпр торг.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение              2

Глава 1. Теоретические основы складской деятельности              4

1.1. Склады, их определение и виды              4

1.2. Функции складов              6

1.3. Краткая характеристика складских операций              7

1.4. Методы учета материальных запасов              10

Глава 2. Организация управления хранением товаров на складе на материалах ООО «ТД Сандерс»              15

2.1. Особенности складирования пищевой продукции              15

2.2. Новые технологии, используемые на складе ООО «ТД Сандерс»              20

2.3. Применение системы управления складом WMS              26

Заключение              30

Список литературы              33

 

 


Введение

Склад – это сложное техническое сооружение (здание, разнообразное оборудование и другие устройства), предназначенное для приемки, размещения, накопления, хранения, переработки, отпуска и доставки продукции потребителям.

Большая часть складов проектируется для хранения сырья до выполнения операций и готовой продукции до её дистрибьюции. В меньшей степени здесь хранят незавершенное производство, расходуемые материалы и запасные части.

Общая тенденция такова, что в настоящее время склады выполняют все больше задач, несомненно, добавляя ценность продукту, а не являясь чистыми центрами затрат.

В настоящее время основными задачами складирования являются:

– определение полезной площади склада;

– определение оптимального количества подъемно-транспортного оборудования;

– определение оптимальной загрузки подъемно-транспортного оборудования;

– разработка стратегии тактики оптимального использования полезной площади склада;

– оптимизация использования емкости склада;

– сокращение времени хранения продукции;

– увеличение коэффициента оборачиваемости склада.

Основные функции современного склада это:

– преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом и в целях выполнения заказов внутренних и внешних потребителей;

– складирование и хранение продукции в целях выравнивания временного, количественного и ассортиментного разрывов между производством и потреблением продукции. Данная функция дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых запасов продукции, а также в связи с сезонным потреблением некоторых видов продукции;

– контроль и поддержание требуемого уровня запасов продукции. Выравнивание по времени имеет место в тех случаях, когда время возникновения и периодичность спроса на продукцию не соответствуют времени изготовления. Выравнивание по количеству относится к серийному производству. Для снижения общих затрат ресурсов изготавливается большее количество продукции, чем это необходимо исходя из текущего спроса. Выравнивание объемов требуется там, где местоположение производства не соответствует месту нахождения потребителя продукции. Это вызывает необходимость транспортировки продукции. Выравнивание ассортимента характерно для тех предприятий, которые производят широкую номенклатуру продукции; требующейся в различное время[1].

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

– временное размещение и хранение материальных запасов;

– преобразование материальных потоков;

– обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Организация управления хранением товаров на складе является отражением первой из этих функций. В связи с этим тема данной дипломной работы является актуальной.

Основной целью данной работы является рассмотрение на материалах ООО «ТД Сандерс» практического порядка организации управления хранением товаров на складе.

Поставленная цель, предопределили решение следующих задач:

– изучить виды, функции складов и основные складские операции;

– рассмотреть методы учета и документальное оформление хранения;

– изучить новые технологии работы и системы управления складом, внедряемые в ООО «ТД Сандерс»;


Глава 1. Теоретические основы складской деятельности

1.1. Склады, их определение и виды

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 21 м и более.

Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.

В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.

Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).

Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

Существенным признаком склада является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со сметанным или с универсальным ассортиментом.

Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Классификация складов

 

По этому признаку склады можно разделить на две основные группы:

1. Склады на участке движения продукции производственно - технического назначения.

2. Склады на участке движения товаров народного потребления.

В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей продукции производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения[2].

Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства, этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам. Склады в местах потребления – торговым оптовым базам.

Принципиальная схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 2.


 

Рис. 2. Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

 

1.2. Функции складов

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

– временное размещение и хранение материальных запасов;

– преобразования материальных потоков;

– обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.

Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний – необходимость перемещения груза внутри склада.

Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.

Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.

Однако это лишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.

Рассмотрим функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению[3].

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, подкомлектовку продукции, подборку ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров получателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия[4].

1.3. Краткая характеристика складских операций

Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. В предыдущем параграфе показано, что функции разных складов могут существенно отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и комплексы выполняемых складских операций. В широких пределах варьируются и способы выполнения однородных операций.

В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:

– разгрузка транспорта;

– приемка товаров;

– размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);

– отборка товаров из мест хранения;

– комплектование и упаковка товаров;

– погрузка;

– внутрискладское перемещение грузов.

Остановимся на характеристике отдельных операций.

Наиболее тесный технический и технологический контакт склада с остальными участниками логистического процесса имеет место при осуществлении операций с входным и выходным материальными потоками, то есть при выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ. Эти операции определяются следующим образом.

Разгрузка – логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза. Погрузка – логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство.

Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.

Следующей, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка поступивших грузов по количеству и по качеству.

Решения по управлению материальным потоком принимаются на основании обработки информационного потока, который не всегда адекватно отражает количественный и качественный состав материального потока. В ходе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, которые носят вероятностный характер, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.

В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными сопровождающих товар документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток.

Проведение приемки на всех этапах движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя позволяет постоянно актуализировать информацию о его количественном и качественном составе.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях. Некоторые способы укладки грузов на хранение приведены на рис. 3.

 

Рис. 3. Выполнение различных операций в зоне хранения: а, б, в – механизированным способом; г – с помощью средств малой механизации

 

Следующая операция – отборка товаров из мест храпения, может производиться двумя основными способами:

– отборка целого грузового пакета;

– отборка части пакета без снятия поддона.

Эта операция может выполняться с разной степенью механизации. На рис. 3 г изображена операция отборки с помощью средств малой механизации, на рис. 3 а, б, в – механизированная отборка.

В высотных складах тарно-штучных грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие склады называют статистическими.

Другой вариант отборки реализуется в так называемых высотных динамических складах, здесь стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения[5].

Максимальная высота статических складов составляет обычно 12 м. Длина стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1:5.

Динамические склады обычно крупнее статических. Высота стеллажей 16 – 24 м, но может достигать и 40 м. Длина вплоть до 150 м.

Для всех основных операций склада в целях четкой организации работ рекомендуется составлять технологические карты, разрабатываемые применительно к конкретным условиям склада.

Карты технологического процесса представляют собой документ, регламентирующий цикл операций, выполняемых на конкретном складе. Составляется карта на базе утвержденной транспортно-технологической (структурной) схемы.

Технологические карты определяют состав операций и переходов, устанавливают порядок их выполнения, содержат технические условия и требования, а также данные о составе оборудования и приспособлений, необходимых в процессе выполнения предусмотренных картами операций. Например, технологические карты для склада предприятия оптовой торговли должны содержать исчерпывающую информацию по следующим вопросам:

– каковы исходные условия для выполнения работ;

– где выполняются работы;

– кто исполнители;

– каково содержание работ с материальным потоком;

– каково содержание работ с информационным потоком, то есть какая информация используется или формируется (какие документы составляются либо используются) в процессе выполнения работ;

– какие механизмы применяются в ходе выполнении работ[6].

1.4. Методы учета материальных запасов

Методическими указаниями по учету МПЗ предусмотрено, что могут применяться два метода натурально-стоимостного учета материальных запасов: сортовой и партионный[7].

При применении сортового метода учет товарно-материальных ценностей ведется на карточках, в которых отражается наличие и движение ценностей.

При применении партионного метода учет ведется в порядке, предусмотренном для сортового метода учета, но по каждой партии товарно-материальных ценностей. Под партией следует понимать ценности, поступившие одновременно по одному либо нескольким документам.

Сортовой метод учета.

С точки зрения разделения складского и бухгалтерского учета учет материальных ценностей может вестись количественно-суммовым и сальдовым методом.

Количественно-суммовой метод. При использовании данного метода на складах и в бухгалтерии организуется одновременно количественный и суммовой учет по номенклатурным номерам ценностей.

Методическими указаниями по учету МПЗ предусмотрено два варианта учета с применением оборотных ведомостей.

При первом варианте на складах и в подразделениях организации ведется только количественный учет. Первичные учетные документы по движению материальных ценностей материально ответственные лица складов и подразделений сдают в бухгалтерскую службу.

В бухгалтерской службе ведется количественно-суммовой учет, что дублирует складской учет. В бухгалтерии на каждый номенклатурный номер материальных ценностей оформляются карточки количественно-суммового учета, заполняемые на основании первичных документов, сданных складами и подразделениями. В карточках выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего периода. На основании карточек составляются оборотные ведомости по каждому складу и подразделению.

По итогам данных оборотных ведомостей в бухгалтерии составляется сводная оборотная ведомость по всем складам и подразделениям организации. Данные сводной оборотной ведомости сверяются с данными синтетического учета материальных ценностей. Кроме того, ежемесячно сверяются данные в карточках, которые ведутся в бухгалтерии, с данными складских карточек.

При втором варианте карточки в бухгалтерии не ведутся. Приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, производится подсчет итоговых данных за месяц по приходу и расходу, полученные данные записываются в оборотную ведомость. Затем, как и в первом варианте, составляется сводная оборотная ведомость и производится сверка данных оборотной ведомости с данными карточек складского учета.

Сальдовый метод. При использовании данного метода на складах организуется только количественный учет по видам ценностей (номенклатурным номерам), а бухгалтерия ведет суммовой учет в денежном выражении.

На складах и в подразделениях организации материально ответственные лица на основании первичных учетных документов ведут количественный учет в карточках или в книгах складского учета. По окончании отчетного периода первичные документы по учету движения материальных ценностей сдаются в бухгалтерию.

В бухгалтерии организации количественный и суммовой учет движения материальных ценностей по номенклатурным номерам не ведется, оборотные ведомости по номенклатуре не составляются. Учет материальных ценностей ведется только в денежном выражении в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов учета материальных ценностей. Сотрудник, ведущий учет по данному складу или подразделению, проверяет первичные документы, принятые от материально ответственных лиц, сверяет первичные документы с записями в складских карточках, устанавливает правильность выведенных остатков и подтверждает это своей подписью[8].

Количественные остатки материальных ценностей на основании карточек или книг складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость или книгу сотрудником бухгалтерии или заведующим складом. На основании итогов сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам учета материальных ценностей, а также по складам и подразделениям в целом. Данные сальдовых ведомостей и сводных сальдовых ведомостей должны ежемесячно сверяться с данными синтетического учета.

В организациях одновременно могут применяться оба метода, то есть на одних складах и подразделениях учет может вестись с применением оборотных ведомостей, на других – сальдовым методом.

Сортовой метод учета на складах применяется, если хранение материальных ценностей организовано по наименованию и сортам без учета времени их поступления и цены приобретения. При этом материально ответственные лица на каждую номенклатуру ценностей вводят новую карточку складского учета. Номенклатуры в данном случае различаются не только по типу и марке товара, но и по сорту, единице измерения, цвету и другим характеристикам.

Карточки складского учета открываются на год. Снабженческо-сбытовая служба, открывающая карточку, указывает в ней номер склада, полное наименование материальных ценностей, сорт, марку, размер, номенклатурный номер, единицу измерения, учетную цену и другие необходимые реквизиты. Следует учесть, что на каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка складского учета. Карточки регистрируются бухгалтерией в специальном реестре, при этом указывается ее номер и ставится виза работника бухгалтерии.

Заведующий складом или кладовщик получает карточки складского учета под расписку в реестре и заполняет в них реквизиты, характеризующие места хранения материальных ценностей.

Когда первый лист карточки заполнен, открываются второй и последующий листы этой же карточки, в которых отражается движение материальных ценностей. Листы нумеруются и скрепляются.

При использовании сортового метода учета экономно используется складская площадь, возможно более оперативное управление остатками материальных ценностей, вместе с тем трудно различить материальные ценности одного сорта, имеющие при поступлении разные цены. При сортовом методе учета выбор ценностей для реализации осуществляется произвольно. Причем для оценки запасов возможно использование методов: по средней цене, цене единицы запасов, ФИФО (по ценам первых закупок), ЛИФО (по ценам последних закупок).

Записи в карточку складского учета делаются на основании любого первичного учетного документа (приходного или расходного ордера) или накопительных ведомостей (при большом объеме записей). На складах с небольшим ассортиментом и незначительным количеством операций материально ответственные лица могут вести учет непосредственно в товарном отчете (при этом карточки складского учета и складские книги не ведутся)[9].

Партионный метод учета.

Учет материальных ценностей партионным методом ведется в таком же порядке, что и сортовым методом, но отдельно по каждой партии материальных ценностей.

Данный метод должен одновременно применяться и на складе, и в бухгалтерии. При использовании партионного метода учета каждая партия материальных ценностей на складе хранится отдельно. Партией считается однородный товар, поступивший по одному транспортному документу. Товары, доставленные одним видом транспорта (в одной автоколонне, одном железнодорожном вагоне, на одном судне, одной барже), независимо от количества транспортных документов (железнодорожных, водных накладных, коносаментов и т.д.), а также товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам одного поставщика без расхождений по количеству и качеству, можно считать одной партией.

Каждую партию регистрируют в журнале поступивших материальных ценностей, причем порядковый номер является одновременно номером этой партии и указывается в расходных документах рядом с наименованием ценностей, отпущенных из данной партии.

На каждую партию материально ответственное лицо оформляет партионную карту в двух экземплярах: один – для склада, другой – для бухгалтерии. Формы партионных карт и порядок занесения в них информации зависят от вида товара.

Записи в приходную часть партионной карты заносят на основании сопроводительного документа к поступившим материальным ценностям с указанием его номера и даты, номера склада, лица, принявшего товар, поставщика, количества ценностей (по наименованиям, сортам и ценам), места хранения.

В расходной части партионной карты указывают дату отпуска и номер документа, количество отпущенных ценностей в натуральных показателях, итог за месяц и остатки на конец месяца. Подсчет остатков может вестись нарастающим итогом после каждого отпуска материальных ценностей.

После полного отпуска со склада каждой партии материальных ценностей партионная карта закрывается материально ответственным лицом. Составляется акт об израсходовании материальных ценностей конкретной партии, который подписывается заведующим складом. Форма акта зависит от вида материальных ценностей и наличия отклонений от их оприходованного количества. Акт вместе с партионной картой материально ответственное лицо передает в бухгалтерию на проверку.

Если при проверке данной партии материальных ценностей выявлена их недостача в пределах норм естественной убыли, ее списывают на счет организации, а недостача сверх норм естественной убыли взыскивается с материально ответственного лица. Излишки, |выявленные при проверке, приходуют.

IIартионный учет позволяет определить результаты расходования партии материальных ценностей без проведения инвентаризации (так как фактически инвентаризация производится локально при закрытии каждой партии). Данный вид учета усиливает контроль сохранности ценностей, способствует снижению потерь. Однако этот метод учета не позволяет рационально использовать складскую площадь, отсутствует возможность оперативного управления запасами (в результате хранения определенного вида ценностей в разных местах и отражения информации по ним в нескольких партионных картах)[10].


Глава 2. Организация управления хранением товаров на складе на материалах ООО «ТД Сандерс»

2.1. Особенности складирования пищевой продукции

Хранение и обработка различных товаров часто имеют свою особую специфику. Общий объем хранения на складах ТД «Сандерс» составляет порядка 250 тыс. паллето-мест. Продукты питания хранятся для двух групп клиентов: для покупателей скоропортящейся продукции, а также торговых компаний и сетей (продукция от поставщиков супермаркетов, всевозможных магазинов, не обязательно крупных). Складируется порядка 200 наименований товаров от производителей пищевой продукции, а количество наименований (артикулов) продовольственных товаров, предназначенных для торговых сетей, гораздо больше и может достигать 4 тыс. В сутки наш склад отгружает около 200 заказов.

Склад ООО «ТД Сандерс» специализируется на складировании сухой пищевой продукции, а также работает со скоропортящимися продуктами, такими, например, как молоко и кисломолочные продукты. Есть опыт хранения йогуртов и других кисломолочных продуктов при «положительном» холоде, то есть немного выше нуля градусов. Поначалу ООО «ТД Сандерс» сотрудничало с компанией, которая работает с сухими продуктами питания, а затем это легло в стратегию развития фирмы. Группа сухих продуктов включает продукты питания для людей (90%), корма для животных (8%) и алкогольные напитки (не более 2%). Компания работает также с замороженной продукцией, которая хранится при температуре ниже 0°С, то есть в «отрицательном» холоде.

В первую очередь на терминалах склада обслуживаются такие международные компании, как Nestle, Kraft, а также другие крупнейшие фирмы, продукция которых производится в России. В технологическом плане существенно, что складские операции с продовольственными товарами, произведенными внутри страны, не требуют русификации, то есть печать и наклейки этикеток – на русском языке.

На рисунке 8 приведен план склада № 1 масложировой и молочной продукции ООО «ТД Сандерс»

 

Рис. 8. План склада масложировой и молочной продукции ООО «ТД Сандерс»

 

Основные требования, предъявляемые к хранению пищевой продукции.

В первую очередь требуется поддержание необходимых температурных условий. Здание, где хранится продукция, должно относиться к категории А и соответствовать санитарным нормам, предъявляемым к данному классу складов. Нужно обеспечить необходимые условия хранения каждого вида продукции: чистоту, гигиену, температурный режим, иметь все разрешения от властей, например лицензию на хранение винно-водочной продукции. Хранение винно-водочной продукции также предполагает наличие сертификата системы ЕГАИС; согласование с пожарными службами и т. п.

Полы всех складских зданий имеют антипылевое покрытие. Продукцию со специфическим запахом и продукты питания нельзя держать вместе; хранение в одном помещении продуктов для людей и кормов для животных не допускается, поскольку последние отличаются сильным запахом. Существуют также и требования к технике, работающей на складе продовольствия. На погрузчиках, например, не должно быть шин, при изнашивании которых образуется каучуковая пыль.

Хранение продовольствия предполагает также обработку складских помещений от насекомых, грызунов и птиц, установку специальных аппаратов для устранения комаров и мушек, ловушек для крыс и мышей. Во избежание появления птиц здание склада оборудовано специальными отпугивателями.

Если, например, в помещении, где хранится шоколад, не уничтожать насекомых, то они могут проникнуть под упаковку и отложить яйца. Поврежденный личинками шоколад придется уничтожить. Более того, если работы по ликвидации инфекции не проводились с самого начала, она может поразить весь склад, в результате будет заражаться и вновь поступающая продукция. Личинки насекомых могут попасть в складское помещение и с завода, где груз был изготовлен, и с грузовика, на котором он был доставлен. Поэтому раз в год делается специальная обработка здания, препятствующая распространению вредных насекомых.

В части складирования алкогольной продукции применяются нормы хранения, которые диктуются законодательством, ими регулируется весь технологический процесс: от получения необходимых справок и сертификатов до определения перечня специального оборудования зоны хранения. Если речь идет об импортной продукции, то необходимо получение таможенной декларации.

В помещении для хранения шоколада требуется поддержание определенной температуры (16–18°С). За исключением температуры, каких-то особых различий в условиях хранения пищевых продуктов по сравнению, например, с хозяйственными товарами нет. В то же время необходимо отслеживать срок годности продукции, а также код партии. Благодаря этому коду облегчается контроль за движением товаров – в случае возникновения непредвиденных обстоятельств становится легче отозвать их из продажи. Делается это также для того, чтобы иметь возможность отследить движение продуктов по каждому лоту.

Очень важно постоянно контролировать срок годности изделий. Наиболее скоропортящимися являются кисломолочные продукты, их оборачиваемость очень высока – от нескольких дней до двух недель. Поэтому ООО «ТД Сандерс» постоянно информирует клиента о том, товары с какими сроками годности находятся на складе, и по его решению отгружает продукцию той или иной даты изготовления. Если срок годности продукта будет истекать, клиент постарается быстрее его распродать.

У некоторых продуктов питания имеется период стабилизации; товар должен какое-то время выдерживаться на складе, чтобы дойти до кондиции. Это только что произведенные шоколад, супы, консервы. Для такой продукции, поступающей от завода-производителя, может вводиться карантин – на прилавок она поступит не сразу.

Товар на склад принимается следующим образом. Сначала производится разгрузка, проверяется количество груза, целостность его упаковки. Затем в компьютерную программу вводят срок годности и номер партии, как правило, это делается с помощью радиотерминала. При поступлении на склад продукцию размещают на паллетах.

Технология отгрузки построена так, чтобы в первую очередь отгружалась продукция с меньшим сроком годности. В зависимости от требований клиентов продукция отгружается либо однородными паллетами, либо, при подготовке заказов, на сборных паллетах, а компьютерная система отслеживает все подборы заказов. Единицей подготовки заказа является короб, в отличие от парфюмерии и косметики заказов на штучную пищевую продукцию не бывает. Иначе говоря, коробки никогда не вскрываются.

Заказы для торговых сетей формируют исходя из того, что на одной паллете должна находиться одна группа товаров. Например, заказ в группе «продукты питания для детей» должен быть сформирован на отдельной паллете. Такое размещение грузов рационально сразу с двух точек зрения: во-первых, оно удобно для распределения по отделам магазина и, во-вторых, учитывает группу товаров, поэтому работники склада знают, в какой зоне они будут работать (это обеспечивает также высокую производительность подборки заказов). Далее распечатывается и наклеивается на паллету этикетка, отражающая ее содержание. Потом идет отгрузка товара до тех пор, пока автомашина не будет загружена полностью.

Если речь идет о торговой сети, то при отгрузке каких-то особых требований нет, за исключением того, чтобы кузов грузовика, в который загружается продукция, был чистым и не имел запаха. Если товар должен перевозиться при низких температурах, используется рефрижераторный транспорт.

Приемка продуктов на склад, особенно алкоголя, – достаточно затратная по времени процедура. Нужно подготовить и отправить полный пакет документов, соответствующий каждой паллете, все документы требуется занести в ЕГАИС – официальную государственную программу. Но что-то все же можно и упростить. Если в магазин отправляется 60 коробок воды, а на паллете собственно и стоит 60 коробок продукции, то потребуется только один документ, который будет соответствовать этой паллете.

Существуют и свои особенности у отгрузки продукции с короткими сроками годности, например йогуртов или продовольственных товаров для ритейла. На складе ООО «ТД Сандерс» внедряется особая разновидность кросс-докинга – pick-by-line. Она используется для быстрой обработки грузов ритейл-компаний в тех случаях, когда можно четко разделить потоки от поставщиков по магазинам еще на входе на склад.

Существенно и то, что на складе продукцию не укладывают на одной паллете. В одну компанию поставляются йогурты только с одним сроком годности, например 15 июля, а во вторую – 20 июля, а в третью – 25-го. Клиенты сбрасывают заказ (артикулы и количество), а работники склада уже смотрят, куда поставить продукцию, но каждый раз дата ее годности должна быть более отдаленной, чем предыдущей поставки.

Для розницы отгрузка должна осуществляться строго по графику и в основном идет в ночное время. У торговых компаний зона приемки небольшая, они не могут хранить значительные запасы продовольственных товаров, поэтому паллеты обычно сразу направляют в торговый зал. При этом очень важны график поставок и учет их объемов. Еще одно требование – оптимизация объема товаров в грузовике для снижения логистических затрат. Транспортная составляющая становится сегодня все более и более высокой, топливо постоянно растет в цене, поэтому ритейлеры хотят оптимизировать пространство в кузове автомобиля. Если основным правилом все еще является подбор заказов по сегментам продукции, иначе говоря, кофе, чай или специи должны приходить заказчику на отдельных паллетах, то в последнее время с целью максимального заполнения грузовых машин стало допустимым смешивать и размещать на одной паллете ряд сегментов продукции (например, чай и кофе).

Процесс приемки сухой продукции может задерживать нарушение упаковки. Пищевая продукция имеет большую оборачиваемость стока, груз постоянно передвигается, поэтому с сохранностью упаковки возникают некоторые проблемы. Если на паллете находится хотя бы одна поврежденная коробка, то приходится вскрывать эту паллету, снимать коробку и снова формировать паллету. К сожалению, это случается достаточно часто.

Еще один не очень приятный момент – это обработка поврежденного при транспортировке или на производстве груза. Если повреждение упаковки не сказывается на качестве продукта, то по распоряжению клиента можно осуществить операцию его переупаковки. Но когда нарушен сам продукт, например, течет консервная банка, то нельзя хранить такую продукцию на складе. Если повреждена упаковка с какими-то сыпучими продуктами, например, помята банка с растворимым кофе, то следует направить ее на уничтожение, но точно так же, по распоряжению клиента, который имеет контракт с поставщиком на утилизацию продукции.

Если поступает какой-то вид продукции, который имеет много наружных повреждений, порчи, то склад информирует клиента о том, что продукция упакована недостаточно плотно и ему следует изменить упаковку. В этом случае за саму процедуру уничтожения платит клиент, как и за погрузку в грузовик и перевозку ее до полигона, где она будет уничтожена. Если порча продуктов происходит по вине склада, то их потери учитываются при обсчете в процессе инвентаризации, которую мы проводим несколько раз в году. В конце года подсчитывается продукция, которая хранилась на складе, и определяется процент брака, а далее идут взаиморасчеты с клиентом.

Для хранения сыпучих продуктов в основном используются классические стеллажи. Высота этого оборудования зависит от типа здания и высоты паллет, а не от характера продукции. При хранении пищевой продукции значение приобретают высота паллеты и ее масса. Для легких грузов, таких как чипсы или картофельные хлопья, применяются высокие паллеты. Но паллеты с продукцией в стеклянной таре становятся очень тяжелыми, поэтому их высота ниже. Тяжести складируются на более низких ярусах, и здесь помогает компьютерная система, которая сама подсказывает место размещения паллеты в зависимости от ее высоты и массы.

Также на складе ООО «ТД Сандерс» используется кросс-докинг для торговых сетей, где много поставщиков и для скоропортящейся продукции. Есть два отдельных потока: поток – вход на склад и поток кросс-докинга, когда товары находятся в его зоне не более 48 часов. Для этого имеется специально оборудованная площадка. В течение дня продукция разбивается на партии доставок, а вечером отгружается. Склад получает паллету с продукцией от поставщика, она распределяется по магазинам и после составления партий отвозится в зону отгрузки и отправляется. От поставщиков продукция выгружается с трейлеров, а забирают ее грузовые машины меньших размеров, поскольку ее дистрибуция идет уже более мелкими партиями.

2.2. Новые технологии, используемые на складе ООО «ТД Сандерс»

В последние годы с развитием торговых сетей в России все более широкое распространение приобретает такая складская технология, как кросс-докинг. Однако на складе ООО «ТД Сандерс» внедряется особая разновидность кросс-докинга – pick-by-line. Она используется для быстрой обработки грузов ритейл-компаний в тех случаях, когда можно четко разделить потоки от поставщиков по магазинам еще на входе на склад. Это очень важно в работе со скоропортящейся молочной продукцией.

Кросс-докинг можно определить как логистическую технологию, которая подразумевает, во-первых, высокую скорость обработки товара, во-вторых – минимизацию срока хранения – при кросс-докинге хранение все-таки предусматривается, но его объемы значительно меньше, чем при стандартных операциях, а в-третьих – оптимизацию транспортной составляющей. Существуют разные виды кросс-докинга. На складе ООО «ТД Сандерс» используется по крайней мере два из них: обычный паллетный и так называемый pick-by-line, что в переводе с английского буквально означает «подбор по линии». Эта технология внедряется при работе с клиентами, работающими в сегменте ритейла. Ритейл – это розничная торговля. А ритейл-технологии, соответственно, технологии бизнеса в розничной торговле. В более широком толковании, ритейл – это работа с массовым клиентом, а ритейл-технологии отвечают за организацию этой работы.

Pick-by-line – это разновидность кросс-докинга, которая не предполагает обработку «грузовых мест», как принято в распространенном варианте технологии, а включает обработку товара. Стандартный, паллетный кросс-докинг осуществляется следующим образом. Продукция определенной номенклатуры поступает на склад уже будучи сформированной на паллете: она обмотана стрейч-пленкой, скотчем, чтобы исключить несанкционированный доступ, имеет свою маркировку, номер заказа. Этот товар принимают, а затем отгружают получателю в том виде, в каком он пришел, и под тем же номером. Для склада содержимое паллеты – это «черный ящик»: он принимает одно грузовое место и отгружает одно грузовое место. Поэтому если ООО «ТД Сандерс» начинает работу с новым клиентом по технологии паллетного кросс-докинга, то на начальном этапе обычно отслеживается добропорядочность поставщиков. В этом случае паллету приходится открыть, чтобы проверить маркировку товара и пересчитать его, а затем точно так же сложить обратно. Если учесть подобные операции, получится чуть усложненный вид кросс-докинга. По сути от паллетного он мало отличается, разве только проверкой маркировки и внутренних вложений в паллете.

Для ООО «ТД Сандерс» обычный паллетный кросс-докинг не представляет сложности, но для реализации такой его модификации, как pick-by-line, понадобилось выполнить ряд жестких технологических требований. С одной стороны, pick-by-line – это более производительная и экономически выгодная технология, а с другой – более сложная и серьезная разновидность кросс-докинга с точки зрения организации технологических процессов.

При реализации данной технологии можно работать с магазинами без расширения складских площадей при торговых помещениях, где нет возможности размещать и хранить большое количество товаров на складе магазина. Подъездные пути к ним, как правило, ограничены, и зачастую они могут одномоментно принять только одну транспортную единицу. К тому же у супер- и гипермаркетов большое число поставщиков, то есть у них на полках многочисленная товарная номенклатура. Если весь товар будет поступать напрямую, то у ворот магазина образуется огромная очередь, поэтому он не сможет обрабатывать весь входящий грузопоток из-за того, что, во-первых, фактически транспортное «окно» будет перекрыто, а во-вторых, потребуется время, чтобы принять товар по качеству и количеству, разложить и пересчитать его.

Кладовщик и грузчик могут не справиться с таким объемом работ. Наконец, машину надо не только разгрузить, но и оформить документы на приход, что тоже занимает время. Принимая все это во внимание, торговые компании вынуждены прибегать к кросс-докингу, используя либо собственный склад, либо склад стороннего оператора, на который стекаются потоки от поставщиков в виде заранее сформированных паллет по магазинам (например, поставщиком А – для магазинов 1, 2, 3; поставщиком Б – для магазинов 1, 2, 3 и т. д.). Таким образом, использование данной технологии даёт ООО «ТД Сандерс» конкурентное преимущество перед компаниями, не знакомыми с кросс-докингом.

За счет использования новой технологии возможности магазинов-получателей расширяются, а транспортные издержки существенно снижаются. Стандартное хранение предусматривает для быстрой обработки грузов одну номенклатурную позицию на одну ячейку хранения. Допустим, есть клиент, у которого имеется линейка порядка семи тысяч артикулов. Для них в случае стандартного хранения понадобится семь тысяч ячеек. Это займет 7 тысяч паллето-мест. А используя технологию pick-by-line, можно обойтись и 1,5 тыс. мест! Это заметное снижение издержек, как транспортных, так и складских.

Основные технологические требования, которые должны выполняться при работе с pick-by-line.

Изначально предполагается, что товар на складе уже зарезервирован под магазины, входящие в перечень поставки, то есть заранее известно, куда он пойдет. Это главное требование. Оно подразумевает соответствие всех входящих документов оговоренным требованиям, четкий, безбумажный обмен данными. Работа с бумагами не позволяет обеспечить эти составляющие, поскольку подразумевает ввод данных в систему вручную. А это значит, что скорость обработки грузов снижается, складские операции замедляются, повышается риск ошибок, тогда как работа по новой технологии требует минимизации их количества.

Если документы оформлены корректно, номенклатура имеет свою маркировку, штрих-код и дополнительная обработка не требуется, то данная технология работает эффективно. Как только начинаются проблемы, связанные с документами, например, на склад предоставляются некорректно оформленные документы, товар приходит немаркированный и т. п., при большом объеме входящего и исходящего потоков все затормаживается.

Согласно стандартной системе складирования товар приходит, размещается на хранение, формируется сток, и только после этого клиент из этого стока выписывает товар. Технология pick-by-line должна отвечать несколько иным требованиям. Прежде всего необходимо, чтобы во входящей поставке согласно документам заранее было указано, в какой магазин идет товар. И таких поставок должно быть несколько, чтобы груз, как формирующийся на складе, так и выходящий из него, максимально загружал транспортное средство.

Последовательность операций технологии pick-by-line на складе.

Технология pick-by-line реализуется на складе следующим образом. Груз приходит на склад от разных поставщиков, затем разгружается и расформировывается в ячейки хранения, распределенные по магазинам. Допустим, приходит паллета с товаром А в количестве 50 коробов от одного поставщика, это самый простой случай. Эти 50 коробов идут в 20 магазинов клиента. В зоне хранения на первом ярусе (в ООО «ТД Сандерс» pick-by-line реализована в стеллажном хранении) выделены ячейки, каждая из которых «привязана» к определенному магазину. Иначе говоря, каждая пришедшая паллета раскладывается по «магазинам» в соответствии с требуемой разбивкой. Поскольку на склад последовательно приходят одна паллета с продуктом А, следующая паллета с продуктом В, третья – с продуктом С и т. д., в итоге на каждом «магазино-месте» формируется своя паллета, в каждой из которых есть товары А, В и С в заранее заказанном магазином количестве.

Поставка на склад может осуществляться в течение одного или двух-трех дней, то есть занимать определенный период времени. Паллета находится в ячейке хранения на первом ярусе до тех пор, пока ее высота не становится оговоренной в контракте, например, 1,8 м. Для точных измерений у контролеров есть рулетки, но со временем они приобретают опыт определения высоты паллеты с грузом «на глаз». В любом случае в ячейке стеллажа балки установлены так, что в них помещается паллета высотой в среднем 1,8 м, а сверху остается лишь технологический зазор примерно 0,1 м. Затем сборную паллету проверяют на соответствие ее содержимого заказу (в ООО «ТД Сандерс» есть соответствующая система проверки), упаковывают так, как предусмотрено контрактом, например, обматывают скотчем и ставят на следующий ярус как уже готовую к отгрузке.

Предназначенные для отгрузки паллеты ставят на 2-й, 3-й и т. д. верхние ярусы, начиная со 2-го и до 6-го–7-го в зависимости от их числа. Один раз в день подготавливают отчет о паллетах, готовых к отгрузке, т. е. тех, которые хранятся выше 1-го яруса. На основании данного отчета клиент планирует транспорт и составляет реестр на отгрузку. После этого формируют соответствующие документы и паллеты отвозят в магазины, для которых они были сформированы. По завершении последней поставки пакуют паллеты, оставшиеся на 1-м ярусе, и на следующий день они уходят со склада.

Если бы в ООО «ТД Сандерс» работали по стандартной технологии, то товар приняли бы по номенклатуре и количеству, разместили на хранение – каждая номенклатура в свою ячейку, спустили в зону комплектации, подобрали и отгрузили, но каждая из этих операций заняла бы гораздо больше времени.

Очень важно и то, что ко всему прочему эта технология позволяет не только сформировать паллеты, но и определить объем транспортного средства, направляемого в каждый из магазинов, поскольку известно количество подготовленных к отгрузке паллето-мест. Заранее зная, какой транспорт заказывать, можно оптимизировать транспортные издержки.

Если pick-by-line уже не нова на Западе, то в отношении России этого сказать нельзя. В Европе в большинстве случаев она реализуется при напольном хранении, что ускоряет складские операции.

Материальная ответственность склада, действующего по технологии кросс-докинг.

При паллетном кросс-докинге, когда на склад приходит уже сформированное грузовое место, склад несет ответственность за его состояние, то есть его повреждение в процессе хранения, и не отвечает за недовложения, потому что на складе пересчитывают и не проверяют товар в паллете. В случае работы с коробом как единицей учета склад также не несет ответственности за внутреннее содержимое короба.

Формирование заказа в рамках технологии рick-by-line.

На складе ООО «ТД Сандерс» заранее существует заказ на этот товар, который принимается не на сток, а в зоне разгрузки. То есть товар размещается виртуально и далее из этой виртуальной ячейки товар «подбирается» в ячейки по магазинам.

Технология рick-by-line предполагает высокую скорость обработки товаров. Это возможно осуществить для товаров с качественной картонной упаковкой (короба), которые могут быть уложены на стандартную паллету, не выступая за ее габариты. Но если на склад поступают негабаритные грузы или, например, продукция в мешках, это усложняет процесс, поскольку формируется грузовое место, выходящее за габариты паллеты, и т. п. Если есть возможность сформировать паллету так, чтобы можно было быстро обработать груз, то он вполне подходит для pick-by-line. Например, квадратную или прямоугольную тару уложить гораздо легче, чем мешки. Кроме того, товар, формирующийся по системе pick-by-line, обычно сразу вывозится в торговый зал, поскольку места для хранения товара в магазинах или супермаркетах обычно мало. Если поток большой, груз должен быть еще и удобен для приемки и дальнейшей разгрузки в магазине.

Несмотря на некоторые сложности с внедрением и небольшой срок работы по технологии кросс-докинга, данная технология приобретает всё большую популярность у клиентов. Если судить по данным отдела продаж, где непосредственно общаются с клиентами, год назад запросов по кросс-докингу практически не было, а сегодня компании, действовавшие раньше традиционным путем, часть потоков стали проводить через кросс-докинг. Так что эта технология сегодня востребована и объем обрабатываемых в ее рамках заказов растет.

Развитие кросс-докинга стимулируется и тем, что в ООО «ТД Сандерс» начали приходить люди, которые знают эту технологию и уверены в ее экономической эффективности. Однако, чтобы перестроить технологию работы компании на кросс-докинг, требуется достаточно серьезное технико-экономическое обоснование. Его дальнейшее внедрение повлечет за собой пересмотр логистических процессов, да и перестройка работы склада потребуется серьезная, а самое главное, понадобится контроль за соблюдением требований к поставляемому товару.

Когда на склад приходит паллета, не соответствующая требованиям принятого стандарта, то ее, если взять традиционный вариант кросс-докинга, отправляют поставщику обратно. Это могут себе позволить немногие склады. Брак и излишки они возвращают поставщику, однако возврат нестандартных паллет правилом назвать нельзя. Вместе с тем технология кросс-докинга требует, чтобы стандарты соблюдались строго. Технология никогда не запускается только одним складом, это задача всех участников логистической цепочки. Поэтому и внедрение кросс-докинга, pick-by-line – это совместная работа проектных групп как со стороны клиента, так и со стороны ООО «ТД Сандерс». Решения использовать новые технологии давали положительные результаты лишь тогда, когда бизнес-процессы внутри клиентской компании под них подстроены. В противном случае работа не шла, и приходилось менять технологию. Кросс-докинг предполагает более серьезные, более строгие требования к поставщикам. Специалисты клиентских компаний должны понимать, как он должен действовать, и выстраивать свою работу в рамках определенных требований.

Построение договорных отношений с клиентами.

У ООО «ТД Сандерс» есть договор с клиентом, а у клиента – договор с поставщиком, так что совместными усилиями разрабатываются требования к поставщику. Чтобы товар приходил на склад в едином стандарте, с одинаковой маркировкой, однотипной упаковкой, поставщику сообщаются возможности склада и формируется совместную проектную группу, которая уточняет требования, которые есть у клиента, и разрабатывает вместе с ним новые технологии обработки груза. Если не сделать все как надо, то и технология работать не будет.

Несмотря на некоторые трудности, технология рick-by-line является серьезным конкурентным преимуществом отдела скоропортящейся продукции ООО «ТД Сандерс» и для многих потенциальных клиентов это интересная технология, прекрасно вписывающаяся в их бизнес-процессы и позволяющая оптимизировать затраты.

2.3. Применение системы управления складом WMS

Основное назначение системы управления складом состоит в том, что она дает возможность:

– управлять складом в режиме реального времени, оперативно получая информацию о его состоянии – в любых разрезах;

– позволяет оптимально использовать все ресурсы склада: временные, финансовые, материальные, человеческие – за счет планирования, анализа загруженности мощностей, анализа оборачиваемости грузов, контроля выполнения заданий.

Эти два обстоятельства отличают системы класса WMS от обычной учетной системы, данные в которую вводятся вручную и поступают в систему с временной задержкой, иногда весьма значительной.

Из существующих систем управления складами принципиально можно выделить три основных класса (по данным консалтинговой компании ESYNC):

– системы начального уровня – это системы с ограниченным набором базовых функций, минимальными средствами настройки и возможностями обработки лишь небольших объемов данных;

– системы среднего уровня – это системы с ограниченным набором базовых функций, но уже с расширенными возможностями по настройке системы и объему обрабатываемой информации;

– комплексные системы – это полнофункциональные системы с возможностью значительных модификаций под индивидуальные требования и специфику склада заказчика. Такие системы способны обрабатывать большие объемы данных и поддерживают одновременную работу сотен пользователей.

Система WMS, внедряемая на складе ООО «ТД Сандерс», принадлежит как раз к семейству комплексных систем.

Функционал внедряемой WMS отвечает всем требованиям к системе современного складского комплекса. Поддержка бизнес-процессов осуществляется в режиме реального времени. В системе реализованы все основные складские логистические бизнес процессы такие как:

– регистрация договоров с клиентами;

– возможность ведения прейскуранта с историей изменения цены услуги;

– приемка товара на хранение;

– отгрузка товара со склада;

– внутрискладское перемещение;

– комплектация, перекомплектация и упаковка;

– инвентаризация (без остановки работы склада);

– получение информации о товаре (любые характеристики, включая графическое изображение);

– отчетность (как стандартные, так и нестандартные формы);

– работа с браком;

– управление персоналом;

– графическая топология;

– контроль подбора и комплектации;

– автоматический биллинг и выставление счетов;

– кросс-докинг;

– партионный и серийный учет, учет по срокам годности;

– прием возвратов.

Есть возможность использования и дополнительного функционала WMS системы, например, можно назвать некоторые дополнительные возможности, реализованные в WMS, внедряемой в ООО «ТД Сандерс».

– Режим карантинного хранения и Склад до выяснения.

– Контроль наличия сопроводительной документации.

– Контроль необходимости первого вскрытия.

– Кумулятивная сборка.

– Работа с полочными местами хранения.

– Возврат подобранного товара на места хранения.

– Инвентаризация по последнему приходу.

– Пополнение зоны подбора.

– Управление развозками.

– Поддержка сертификатов, паспортов, заключений проб и пр.

– Хранение в системе электронных графических образов документов (необходимо при работе с сертифицированным товаром).

– Корректировка заданий (прямо в процессе выполнения).

Эффект от внедрения современных технологий почувствовали не только руководители и сотрудники ООО «ТД Сандерс», но также и компании, стоящие на следующей ступени движения готовой продукции к потребителю: они получают продукт с полной информацией о нем, зафиксированной в штрихкоде, и используют его при хранении и операциях с товаром на собственных складах. Среди положительных моментов внедрения данной системы управления хранением можно отметить следующие:

– Под управлением WMS системы о товаре, находящемся на складе, известно все, что позволяет осуществлять его скорейшую и правильную обработку.

– Склад начинает работать в режиме «реального» времени и менеджеры по продажам точно знают, какой товар есть на складе.

– Значительно снижается объем «пустых» заданий, или по другому «вычерков», при подборе.

– Появляется возможность планировать и контролировать результирующие показатели работы склада на основе оперативной, достоверной и полной отчетности.

– Точность учета увеличивается практически до 100%, что особенно важно для товаров с небольшим сроком хранения.

– Точность подбора возрастает до 99,5% процентов.

– В среднем на 30% увеличивается производительность труда персонала, что позволяет направить высвободившиеся ресурсы на развитие.

– Появляется возможность в любой момент времени отследить точное количество товара и место его нахождения, вплоть до паллеты и упаковки.

– Реализуется система развернутой отчетности: по товарам, что, куда и когда перемещается, по сотрудникам – можно отследить, что делает, либо делал сотрудник в любой промежуток времени, а также построить расчет для формирования заработной платы.

– Увеличивается и емкость склада. Адресное хранение позволяет размещать несколько разных грузов на одной паллете, варьировать высоту стеллажных ярусов.

В ООО «ТД Сандерс» WMS системы управления складом внедряются для решения сразу нескольких задач организации работы склада. Это и снижение издержек на внутрискладские операции, и увеличение пропускной способности склада, и уменьшение численности персонала.

Для складов весьма актуальна проблема «пересортицы» – путаница, связанная с наличием одного и того же продукта, но от разных производителей, – эта проблема успешно решается с помощью WMS систем управления складом».

Помимо сокращения числа ошибок, WMS система управления складом позволяет повысить оборачиваемость склада на 7–15% и увеличить коэффициент использования объема на 10–12%.

Основное преимущество WMS системы управления складом – возможность работать с такими объемами товара и таким количеством паллето-мест, с какими невозможно работать без них. Система управления складом планирует размещение товара, выемку товара, все подборы и любые передвижения товаров по складу. Таким образом, можно получить достаточно жесткую прогнозируемость всех передвижений. Все это не зависит от воли человека и, соответственно, не подвержено ошибкам. Единожды заданные правила, прописанные в программе, в дальнейшем работают в 100% случаев одинаково. Если нужно эти процессы реорганизовать, то достаточно продумать и перепрограммировать систему, после чего процессы будут снова протекать одинаково, с заданной точностью[11].

В WMS системе управления складом учитывается как номенклатура, так и размещение товара на складе. Если пришли 60 паллет одного груза, то их можно просто выгрузить в один ряд. Но если это сделать, то в момент формирования заказов на отгрузку в этот ряд приедут сразу несколько штабеляторов, которым будет негде развернуться. А WMS системы управления складом дают возможность веерно размещать грузы.


Заключение

В данной работе были рассмотрены основные виды складов. Склады различают:

– по размерам,

– по высоте укладки грузов,

– по конструкции (открытые, закрытые, полузакрытые),

– по режиму хранения,

– склады индивидуального или коллективного пользования,

по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические,

– пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные,

по ассортименту хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со сметанным или с универсальным ассортиментом,

по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции– склады на участке движения продукции производственно - технического назначения и склады на участке движения товаров народного потребления.

Основными функциями складов являются:

– временное размещение и хранение материальных запасов;

– преобразования материальных потоков;

– обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Для выполнения этих функций используется комплекс складских операций:

– разгрузка транспорта;

– приемка товаров;

– размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);

– отборка товаров из мест хранения;

– комплектование и упаковка товаров;

– погрузка;

– внутрискладское перемещение грузов.

Одно из главных понятий логистики – грузовая единица. Её основные характеристики:

– размеры грузовой единицы;

– способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

На складах применяют различные методы пакетирования грузовых единиц для обеспечения сохранности грузов: обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Существуют различные способы хранения партий товаров: сортовое (обезличенное) или партионное хранение. При сортовом хранении каждый вновь поступивший товар присоединяется к имеющимся товарам того же наименования и сорта и возможно, смешивается с ними. При партионном способе хранения каждая партия хранится на складе отдельно, движение товаров по наименованиям и сортам в каждой партии также отслеживается отдельно.

Различают также стеллажный способ хранения, при котором товары могут храниться как в упакованном, так и в распакованном виде. Он связан с широкой внутрискладской подсортировкой товаров; и штабельный, при котором товары хранятся в основном в таре, без распаковки с использованием различных типов поддонов (плоских, стоечных, ящичных).

В процессе хранения товаров также необходимо контролировать оборачиваемость, своевременно выявлять неликвиды и принимать по ним решения.

Методическими указаниями по учету МПЗ предусмотрено, что могут применяться два метода натурально-стоимостного учета материальных запасов: сортовой и партионный. При сортовом методе учет материальных ценностей может вестись количественно-суммовым и сальдовым методом. Учет материальных ценностей партионным методом ведется в таком же порядке, что и сортовым методом, но отдельно по каждой партии материальных ценностей.

Документальное оформление хранения производится в соответствии с перечнем унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых для отражения операций по передаче имущества хранителю и по возврату этого имущества поклажедателю.

На складе ООО «ТД Далимо» складируется пищевая продукция. Существуют некоторые особенности хранения такого товара. Здание, где хранится продукция, должно относиться к категории А и соответствовать санитарным нормам, предъявляемым к данному классу складов. Нужно обеспечить необходимые условия хранения каждого вида продукции: чистоту, гигиену, температурный режим, иметь все разрешения от властей, например лицензию на хранение винно-водочной продукции. Полы всех складских зданий имеют антипылевое покрытие. Продукцию со специфическим запахом и продукты питания нельзя держать вместе. Существуют также и требования к технике, работающей на складе продовольствия. На погрузчиках, например, не должно быть шин, при изнашивании которых образуется каучуковая пыль.

В последние годы с развитием торговых сетей в России все более широкое распространение приобретает такая складская технология, как кросс-докинг. Однако на складе ООО «ТД Далимо» внедряется особая разновидность кросс-докинга. Она используется для быстрой обработки грузов ритейл-компаний в тех случаях, когда можно четко разделить потоки от поставщиков по магазинам еще на входе на склад. Это очень важно в работе со скоропортящейся молочной продукцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                

Список литературы

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008). // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 25.12.2008). // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.

3. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996). // «Собрание законодательства РФ», 25.11.1996, № 48, ст. 5369.

4. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44 н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 № 2806). // «Российская газета», № 140, 25.07.2001.

5. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2002 № 3245). // «Российская газета», № 36, 27.02.2002.

6. Постановление правительства РФ от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах». // «Собрание законодательства РФ», 14.07.1997, № 28, ст. 3448.

7. Постановление Госкомстата РФ от 24.03.1999 № 20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм учетной документации». // «Финансовая газета», № 23, 1999.

8. Постановление Росстата от 09.08.1999 № 66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения». // «Бухгалтерский учет», № 12, 1999 (вып. первый).

9. «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения» (формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 № 66). // СПС Консультант Плюс.

10. Аникин Б.А. Логистика. Учебник для вузов. / Под ред. Аникина Б.А. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 368 с.

11. Вергиев Н. «Склад как бедный родственник? 9 принципов складского хозяйства». // Современный склад. – 2007. – № 2.

12. Волгин В.В. Склад. – М.: Дашков и К, 2008. - 768 с.

13. Гаджинский А. М. Логистика. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. - 228 с.

14. Гаджинский А.М. Логистика. Учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 396 с.

15. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика. Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. - 176 с.

16. Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мерфи-мл. П. Современная логистика. – 7-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 624 с.

17. Ефремов А. «WMS – фундамент эффективного склада». // Современный склад. – 2008. – № 1.

18. Казаковская Н. «Муки выбора – Российская или Западная». // Современный склад. – 2008. – № 4.

19. Капущак К. «WMS: шагнуть на новую ступень». // Современный склад. – 2008. – № 3.

20. Конан М. «Технологии складирования парфюмерии и косметики». // Современный склад. – 2007. – № 5.

21. Кузьбожев Э. Н., Тиньков С.А. Логистика. Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2006. - 224 с.

22. Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. – СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999. - 768 с.

23. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учебное пособие. – Под ред. Л.Б. Миротина. – М.: Юристъ, 2002. - 414 с.

24. Маликов О.Б. Деловая логистика. – СПб.: Политехника, 2003. - 224 с.

25. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы. – М.: Бизнес-Пресса, 2005. - 560 с.

26. Мининкова Е. «Современный склад автозапчастей: условия эффективной работы». // Современный склад. – 2007. – № 3.

27. Михайловская Я. «Внедрение без подсчетов – инвестиции без возврата». // Современный склад. – 2006. – № 5.

28. Морозов О.Б. Основы логистической теории в практике успешного ведения современного бизнеса. – http://www.apmath.spbu.ru/ru/staff/morozov/

29. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 271 с.

30. Неруш Ю. М. Логистика в схемах и таблицах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2007. - 192 с.

31. Неруш Ю.М.Логистика. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. - 520 с.

32. Никифоров В.В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. – М.: ГроссМедиа, 2008. - 192с.

33. Организация складского учета. / Под общей ред. В.В. Семенихина. – М.: Эксмо, 2006. - 80 с.

34. Савин В.И. Организация складской деятельности. Справочное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2007. - 543 с.

35. Саркисов С. В.Управление логистическими цепями поставок. Учебное пособие для вузов / С.В. Саркисов. – М.: Дело, 2006. - 368 с.

36. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. – СПб.: Политехника, 1997. - 352 с.

37. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. – СПб.: Союз, 2003. - 544 с.

38. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. – М.: Инфра-М, 2005. - 798 с.

39. Сергеев В.И.Логистика в бизнесе. Учебник. – М.: Инфра-М, 2001. - 608 с.

40. Степанов В.И.Логистика. Учебник. – М.: Проспект, 2006. - 488 с.

41. Таран С. «Стеллажи и операции с товарами. На каждом складе – свои задачи». // Современный склад. – 2007. – № 2.

 

32

 


[1]Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика. Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. С. 8.

[2] Гаджинский А. М. Логистика. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. С. 142.

[3] Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика. Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. С. 13.

[4] Гаджинский А. М. Логистика. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. С. 144.

[5] Гаджинский А. М. Логистика. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. С. 146.

[6] Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика. Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. С. 50.

[7] Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2002 № 3245). // «Российская газета», № 36, 27.02.2002.

[8] Организация складского учета. / Под общей ред. В.В. Семенихина. – М.: Эксмо, 2006. С. 28.

[9] Организация складского учета. / Под общей ред. В.В. Семенихина. – М.: Эксмо, 2006. С. 29.

[10] Организация складского учета. / Под общей ред. В.В. Семенихина. – М.: Эксмо, 2006. С. 31.

[11] Ефремов А. «WMS – фундамент эффективного склада». // Современный склад. – 2008. – № 1.

Информация о работе Организация управления хранением товаров на складе на материалах ООО «ТД Сандерс»