Организация и управление перевозками товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение организации и управления перевозками товаров.
Задачи курсовой работы:
дать характеристика основных транспортных средств;
рассмотреть организацию перевозок товаров железнодорожным транспортом;
рассмотреть организацию перевозок товаров автомобильным транспортом;
изучить особенности перевозок товаров водным и воздушным транспортом.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Характеристика основных транспортных средств ……………………………. 5
2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом …………. 10
3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом …………….. 14
4. Особенности перевозок товаров водным и воздушным транспортом ……... 19
Заключение ………………………………………………………………………... 31
Список используемой литературы ………………………………………………. 33
Приложения

Файлы: 1 файл

Организация и управление перевозками товаров.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Характеристика основных  транспортных средств ……………………………. 5

2. Организация перевозок  товаров железнодорожным транспортом …………. 10

3. Организация  перевозок товаров автомобильным  транспортом …………….. 14

4. Особенности перевозок товаров водным и воздушным транспортом ……... 19

Заключение ………………………………………………………………………... 31

Список используемой литературы ………………………………………………. 33

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Транспорт –  неотъемлемая часть материально-технической базы любого государства, обеспечивающая его территориально-экономическое единство, взаимосвязь производственных комплексов, способствующая хозяйственному освоению регионов и вовлечению в эксплуатацию новых природных ресурсов.

Осуществляя межотраслевые и межрегиональные связи, транспорт обеспечивает основу для нормального функционирования экономики, существования и развития общества. Потребности в перевозках – движущая сила развития транспортной сети любого государства.

Таким образом, транспортная деятельность представляет собой часть экономической деятельности, которая направлена на повышение степени удовлетворения потребностей общества посредством изменения географического положения товаров и людей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что сам по себе он не производит новой материальной продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю.

Роль транспортного  звена неоценима также в обеспечении материальной сбалансированности экономики в целом, ритмичной деятельности всего хозяйственного комплекса любой страны.

Транспорт создает  условия для формирования и функционирования локального и общегосударственного рынка. Поэтому при переходе к рыночным отношениям значение рационализации транспортной системы существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с их жизнеспособностью, с другой стороны, рынок подразумевает обмен товарами и услугами. Таким образом, без транспорта невозможен и сам рынок. Вследствие этого транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры и экономической базы государства в целом.

Выступая в  качестве составляющей общей системы инфраструктуры рынка, транспорт представляет собой комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное решение задач товарооборота между субъектами рынка. Его функция заключается в соединении производственных ресурсов в процессе воспроизводства и обеспечении их поступления на рынок. Иными словами, транспорт соединяет время и пространство, разделяющие производителей, продавцов и покупателей. В экономическом плане он нивелирует временной и пространственный разрыв между производством и потреблением.

Роль транспорта в обеспечении экономического роста  несомненна. Увеличение производства продукции требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому  транспорт выступает чутким барометром национального и мирового хозяйства. В то же время, являясь крупным потребителем транспортных средств энергоносителей, строительных и других материалов, он во многом определяет загрузку производственных мощностей, заметно влияя на формирование ВВП.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации и управления перевозками товаров.

Задачи курсовой работы:

  • дать характеристика основных транспортных средств;
  • рассмотреть организацию перевозок товаров железнодорожным транспортом;
  • рассмотреть организацию перевозок товаров автомобильным транспортом;
  • изучить особенности перевозок товаров водным и воздушным транспортом.

 

1. Характеристика основных транспортных средств

 

Транспортную  систему формируют различные  виды транспорта. Разные виды транспорта создают, вообще, одну и ту же продукцию - осуществляют перемещение грузов и пассажиров. Исходя из качественного различия продукции можно было бы выделить только две отрасли транспортного производства - пассажирский и грузовой транспорт. Однако все виды транспорта (за исключением лишь трубопроводного) способны выполнять как грузовые, так и пассажирские перевозки. Более того, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте большинство предприятий (дороги, пароходства, авиалинии) перевозят грузы и пассажиров и, следовательно, принадлежат сразу к обеим «отраслям» транспорта.

Виды транспорта отличаются друг от друга не качественными  особенностями их продукции, родом  используемого сырья или стадией  производства (как отрасли промышленности), а использованием естественных или искусственных путей сообщения. Эти различия носят преимущественно географический характер. Не случайно виды транспорта естественно группируются по геосферам (наземный, водный и воздушный).

Насчитывается шесть основных современных видов  транспорта: железнодорожный, автодорожный (автомобильный), морской, внутренний водный (речной и озерный), воздушный и трубопроводный.

Научно-технический  прогресс способствует появлению новых  видов транспорта и новых разновидностей старых - водный и наземный транспорт на воздушной подушке, подвесные монорельсовые и канатные дороги и, наконец, трубопроводы для сыпучих грузов, ленточные транспортеры. Последние пока применяются почти исключительно для перевозок внутри предприятия (т.е. являются видами промышленного транспорта). Особым видом транспорта (электронным) являются, по существу, и линии передачи электроэнергии.

Разные виды транспорта пользуются различными естественными  или искусственно сооруженными путями сообщения. К последним относятся  железные и автомобильные дороги, трубопроводы, морские и внутренние судоходные каналы, а также значительная часть улучшенных речных путей.

Наряду с  делением транспорта на виды немаловажное значение имеет также подразделение  транспортных предприятий и их работы (продукции транспорта) по характеру обслуживаемых связей, т.е. по видам сообщений. Так, различают международные и внутригосударственные сообщения, делящиеся, в свою очередь, на межрайонные, внутрирайонные и местные, междугородные и внутригородские сообщения.

Ни один вид  транспорта не ограничивается обслуживанием исключительно международных или внутренних, междугородных или внутригородских сообщений. Можно говорить лишь о преобладающем использовании того или другого вида транспорта для определенного вида сообщений. Морской (а в большинстве стран и воздушный) транспорт применяется в основном в международных перевозках, но в значительной степени и во внутренних (межрегиональных) - в каботаже. Для всех других видов транспорта основными являются внутренние сообщения, при этом автотранспорт очень широко используется для внутригородских и пригородных перевозок.

Неодинакова роль различных видов транспорта в  подсистемах мирового хозяйства  при осуществлении внешнеторговых связей. Ее показатель - транспортная составляющая, которая представляет собой отношение фрахта к стоимости экспортируемых/импортируемых товаров.

Транспортная  составляющая активно влияет на международную  специализацию и кооперирование производства. В том случае, когда  величина дополнительных транспортных расходов превышает выгоды, получаемые от международной специализации и кооперирования производства, последнее становится неэффективным. Транспортные расходы составляют заметную величину по отношению к объему международных поставок в стоимостном выражении. В развитых странах фрахт достигает примерно 5 % стоимости импорта, в развивающихся - до 10 %, а в восточноевропейских - свыше 10 %. Отмеченные соотношения объясняются, прежде, всего различной динамикой мировых экспортных цен и тарифов на транспортные услуги, а также относительно высоким удельным весом «транспортной составляющей» в ценах на сырье и относительно низким на готовые изделия, влиянием удаленности от мировых рынков.

Таким образом, транспорт помимо обеспечения внутреннего  товарооборота играет важную роль во внешнеэкономических связях, составляя транспортную инфраструктуру международной торговли.

Транспортный  комплекс Республики Казахстан представлен  всеми видами наземного (железнодорожным, автомобильным, трубопроводным), речным и воздушным транспортом.

Сфера целесообразного использования отдельных видов транспорта в обеспечении потребностей общества в перевозках в основном определяется их технико-эксплуатационными характеристиками, структурой и конкретными условиями формирования грузопотоков.

Особенностями железнодорожного транспорта являются:

  • высокая провозная способность железных дорог, позволяющая осваивать массовые грузо- и пассажиропотоки;
  • регулярность движения независимо от погодно-климатических условий;
  • конкурентоспособная стоимость транспортировки;
  • достаточно высокая скорость перевозки грузов и пассажиров;
  • возможность прокладки железнодорожных путей сообщения почти в любой сухопутный регион страны.

Благодаря этим особенностям железные дороги практически  не имеют конкуренции при осуществлении  крупных объемов перевозок на большие расстояния, а именно при освоении новых месторождений полезных ископаемых, транспортировке топливно-сырьевых ресурсов, зерновых, строительных и других массовых грузов. Как правило, это основной вид транспорта в условиях значительных территорий и региональной разобщенности источников основных ресурсов и пунктов их потребления.

Характерные особенности автомобильного транспорта:

  • высокая мобильность и возможность транспортировки грузов и пассажиров практически в любые труднодоступные регионы;
  • возможность обеспечения очень важного для пользователей принципа доставки грузов непосредственно от склада производителя до склада потребителя («от двери до двери») без дополнительных перегрузок;
  • высокая скорость транспортировки и точность доставки;
  • доступность и относительная простота организации перевозок.

Из-за сравнительно высокой стоимости транспортировки  на значительные расстояния этот вид  транспорта используется преимущественно  в наиболее целесообразной для него сфере - при осуществлении внутригородских, пригородных и межобластных перевозок на относительно небольшие расстояния, при доставке грузов с оптово-распределительных складов и баз материально-технического снабжения непосредственно потребителям, в сеть розничных магазинов и т.п., при обслуживании отдаленных труднодоступных районов, не имеющих других средств сообщения, при выполнении технологических перевозок - и как один из непременных участников современных транспортных технологий, особенно мультимодальных перевозок.

Речной транспорт отличается:

  • высокой провозной способностью;
  • наиболее низкой стоимостью транспортировки.

В связи с  сезонностью работы в умеренных  и суровых климатических условиях, а также из-за ограниченных возможностей использования только при совпадении направлений грузопотоков с направлением существующих судоходных водных магистралей этот вид транспорта в большинстве случаев используется как вспомогательный для обслуживания прилегающих районов, а также (при благоприятных условиях судоходного фарватера) в качестве одного из звеньев транзитных направлений в межгосударственных перевозках.

Трубопроводный  транспорт обладает такими свойствами, как:

  • высокая пропускная способность;
  • возможность сравнительно простой организации транспортировки больших объемов груза на значительные расстояния;
  • низкая трудоемкость транспортного процесса;
  • непрерывность работы;
  • низкие транспортные расходы.

Эти качества и  особенности делают его незаменимым  при транспортировке углеводородного  сырья (нефти и газа), а также  нефтепродуктов в районы сосредоточенного потребления.

Воздушный транспорт не имеет равных по скорости транспортировки. Ввиду сравнительно высоких тарифов он специализируется преимущественно на перевозках пассажиров на большие расстояния. Роль его в транспортировке грузов незначительна и, как правило, ограничивается перевозками почты, багажа и особо ценных грузов.

Основными критериями распределения перевозок между  различными видами транспорта являются минимум транспортных издержек, скорость транспортировки, своевременность  доставки, обеспечение сохранности перевозимых грузов и безопасности перевозок.

В условиях транспортного  рынка большое значение имеют  и такие факторы, как доступность  и простота организации перевозки, качественный уровень транспортных услуг, иными словами, все то, что  объединяется под общим понятием «транспортный сервис». Именно уровень транспортного сервиса в ряде случаев играет решающую роль при выборе вида транспорта, особенно при перевозке ценных грузов.

2. Организация  перевозок товаров железнодорожным  транспортом

 

Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику необходимое количество надлежащим образом оформленных экземпляров заявки на перевозку грузов. В заявке грузоотправитель указывает количество вагонов и тонн, железнодорожные станции назначения и другие сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Также он обязан указать срок действия заявки, который не должен превышать 45 дней.

Информация о работе Организация и управление перевозками товаров