Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:00, курсовая работа
Цель – произвести оценку стоимости исследуемого предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса) с точки зрения практической реальной экономики;
- выделить основные этапы проведения оценки стоимости предприятия, а также дать описание и выбор основных подходов к оценке;
Введение……………………………………….…………………………. 4
1 Теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)……………………………………………………
6
1.1 Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия (бизнеса).. 6
1.2 Процесс проведения оценки стоимости объекта ………….……………. 12
1.3 Подходы к оценке стоимости предприятия (бизнеса)………………….. 16
2 Основные положения оценки стоимости предприятия ООО «Волжскийлифтсервис» и анализ его деятельности…………………….
29
2.1 Определение задания на оценку, описание оцениваемых прав и требований………………………………………………………………….
29
2.2 Краткая характеристика объекта оценки………………………………… 31
2.3 Анализ деятельности предприятия ООО «Волжскийлифтсервис»…….. 34
2.4 Оценка стоимости объекта оценки сравнительным подходом…………. 46
2.5 Оценка стоимости объекта оценки доходным подходом……………….. 47
2.6 Оценка стоимости объекта оценки затратным подходом………………. 48
2.7 Согласование результатов и вывод итоговой величины стоимости предприятия………………………………………………………………..
56
Выводы…..…………………………………………………………….… 57
Список использованных источников…………………………………. 60
1. Текущие активы: денежные средства, производственные запасы, ценные бумаги, счета дебиторов, векселя к получению, расходы будущих периодов;
2. Реальные (материальные) активы: земля, здания и сооружения, машины и оборудование и т.д.;
3. Нематериальные
активы, такие как гудвилл, клиентура,
обученный персонал, торговая марка,
патенты и собственные
Стоимость каждого из этих активов определяется индивидуально для каждого класса активов на основании специальных методов оценки. Стоимости активов затем суммируются для получения реальной рыночной стоимости всех материальных и нематериальных активов предприятия. Стоимость пассивов, как учтенных ранее, так и неучтенных, определяется и суммируется для дальнейшего использования в процессе определения реальной рыночной стоимости всех пассивов фирмы.
Для определения реальной рыночной стоимости собственного капитала компании окончательная стоимость пассивов вычитается из общей оценки активов. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Расчет ведется по следующей формуле:
Ск = Ав – То, (1)
где Ск – рыночная стоимость компании;
Ав - текущая рыночная стоимость активов на дату оценки;
То – суммарные обязательства на дату оценки.
Нормализирующие корректировки для целей оценки проводятся по следующим направлениям:
- корректировка
данных бухгалтерской
- исключение
разовых, нетипичных и
При оценке материальных активов (оборудования) затратный подход использует полную стоимость воспроизводства или полную стоимость замещения в качестве базы, из которой затем вычитается сумма, отражающая потерю в стоимости в результате физического износа, морального износа и экономического устаревания
Оценка стоимости
предприятия сравнительным
Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.
Теоретической
основой сравнительного подхода, доказывающей
возможность его применения, а
также объективность результати
Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на аналогичные предприятия (акции).
При наличии нового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли конкретные особенности предприятия и т. д. Это, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.
Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход.
Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода.
Стремление получить максимальный доход на размещённые инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.
В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала.
Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.
Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.
При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе расчетов.
Сравнительный подход к оценке бизнеса базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов [14].
Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке.
Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике [14].
Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.
Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу похожих фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является достаточно сложным процессом.
В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.
Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках.
Второе условие - открытость
рынка или доступность
В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов:
- метод компании - аналога;
- метод сделок;
- метод отраслевых коэффициентов.
Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.
Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между неопределенными финансовыми параметрами.
Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. Например, цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2 - 2,0 месячной выручки. Цена предприятия розничной торговли формируется следующим образом: 0,75 чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудования и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие.
Суть сравнительного
подхода при определении
Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует высокой квалификации и профессионализма оценщика, так как предполагает внесение достаточно сложных корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами. Кроме того, оценщик должен определить приоритетные критерии сопоставимости исходя из конкретных условий, целей оценки, качества информации.
Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом аналогичен методу капитализации доходов. В обоих случаях оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода компании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает деление величины дохода на коэффициент капитализации, построенный на основе общих рыночных данных. Сравнительный подход оперирует рыночной ценовой информацией в сопоставлении с достигнутым доходом. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения
Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок включает следующие основные этапы:
Определение рыночной
стоимости собственного капитала предприятия
сравнительным методом основано
на использовании ценовых
Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой.
Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.
В оценочной деятельности используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные.
К интервальным мультипликаторам относятся:
- цена/прибыль;
- цена/денежный поток;
- цена/ дивидендные выплаты;
- цена/выручка от реализации.
К моментным мультипликаторам относятся:
- цена/балансовая стоимость активов;
- цена/ чистая стоимость активов.
Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:
Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям-аналогам бывает достаточно широк.
Аналитик отсекает экстремальные величины и рассчитывает среднее значение мультипликатора по группе аналогов. Затем проводит финансовый анализ, причем для выбора величины конкретного мультипликатора использует финансовые коэффициенты и показатели, наиболее тесно связанные с данным мультипликатором.
По величине финансового коэффициента определяет положение (ранг) оцениваемой компании в общем списке.
Полученные результаты накладываются на ряд мультипликаторов, и достаточно точно определяется величина, которая может быть использована для расчета стоимости оцениваемой компании.
Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения мультипликаторов, должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств, наиболее типичными являются следующие поправки. Портфельная скидка предоставляется при наличии не привлекательного для покупателя характера диверсификации производства. Аналитик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся активы непроизводственного назначения. Если в процессе финансового анализа выявлены либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. Возможно применение скидки на ликвидность.
Информация о работе Оценка стоимости предприятия на примере ООО "Лифтсервис"