Оценка стоимости предприятия на примере ООО "Лифтсервис"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель – произвести оценку стоимости исследуемого предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса) с точки зрения практической реальной экономики;
- выделить основные этапы проведения оценки стоимости предприятия, а также дать описание и выбор основных подходов к оценке;

Оглавление

Введение……………………………………….…………………………. 4
1 Теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)……………………………………………………
6
1.1 Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия (бизнеса).. 6
1.2 Процесс проведения оценки стоимости объекта ………….……………. 12
1.3 Подходы к оценке стоимости предприятия (бизнеса)………………….. 16
2 Основные положения оценки стоимости предприятия ООО «Волжскийлифтсервис» и анализ его деятельности…………………….
29
2.1 Определение задания на оценку, описание оцениваемых прав и требований………………………………………………………………….
29
2.2 Краткая характеристика объекта оценки………………………………… 31
2.3 Анализ деятельности предприятия ООО «Волжскийлифтсервис»…….. 34
2.4 Оценка стоимости объекта оценки сравнительным подходом…………. 46
2.5 Оценка стоимости объекта оценки доходным подходом……………….. 47
2.6 Оценка стоимости объекта оценки затратным подходом………………. 48
2.7 Согласование результатов и вывод итоговой величины стоимости предприятия………………………………………………………………..
56
Выводы…..…………………………………………………………….… 57
Список использованных источников…………………………………. 60

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК РФ), поэтому его стоимость должна учитывать кроме всего прочего, наличие определенных юридических прав – именно это является одной из особенностей бизнеса, как объекта оценки. Другой немаловажной особенностью бизнеса как объекта оценки является то, что, оценивая стоимость бизнеса, определяют стоимость собственного капитала предприятия (организации) – потому как основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур предприятий. Поэтому, оценивая бизнес, мы определяем стоимость собственного капитала с учетом его организационно правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill (деловая репутация) [13].

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) осуществляется в соответствии с определенными принципами. Таких принципов выделяется три группы: принципы, основанные на представлениях собственника (полезности, ожидания); принципы, связанные с эксплуатацией собственности (доходности, вклада, предельной производительности, сбалансированности, пропорциональности); принципы, обусловленные действием рыночной среды (соотношение спроса и предложения, соответствия, регрессии, прогрессии, конкуренции, зависимости от внешней среды, изменения стоимости, экономического разделения, наилучшего и наиболее эффективного использования) [16].

Для определения стоимости  предприятия (бизнеса) оценщики применяют  специальные приемы и способы  расчета, которые получили название методов (подходов) оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату, и все методы являются рыночными, так как учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

 

1.2 Процесс проведения  оценки стоимости объекта 

 

В процессе оценки стоимости бизнеса можно выделить три основных этапа [13]:

  1. Подготовительный этап.
  2. Оценочный этап.
  3. Заключительный этап.

В рамках подготовительного  этапа можно выделить следующие  этапы:

    1. выбор стандарта стоимости и методов оценки

Первым этапом проведения оценки бизнеса является определение искомой стоимости в соответствии с существующими стандартами стоимости бизнеса. Затем, когда определен необходимый стандарт стоимости бизнеса, определяются необходимые для оценки компании методы, наиболее подходящие в данном конкретном случае.

    1. подготовка информации для проведения оценки

В соответствии с определенными методами оценки определяется набор и объем необходимой  информации. Информация может черпаться  из нескольких источников: из оцениваемых  компаний, фондового рынка, а также различная статистическая информация, результаты маркетинговых исследований и т.д. Информация должна охватывать:

      • общую характеристику предприятия, его историю и перспективы развития;
      • финансовую информацию о предприятии за предыдущие годы;
      • активы и обязательства предприятия;
      • общую характеристику отраслей, которые оказывают влияние на данное предприятие; их текущее состояние;
      • экономические факторы, оказывающие влияние на данное предприятие;
      • данные о предыдущих сделках с участием оцениваемого предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или его акций;
      • другую информацию, которую оценщик сочтет имеющей отношение к проведению оценки.

Как из этого  видно, при проведении оценки бизнеса  необходимо использовать ретроспективную  учетную информацию (бухгалтерскую отчетность) и текущие финансово-экономические показатели компании.

Оценка предприятия  должна базироваться на реальных (очищенных  от влияния инфляции) значениях используемых показателей. В условиях значительного  изменения цен учетные значения стоимостных показателей существенно отличаются от их реальных значений. Таким образом, использование учетных данных требует их корректировки с учетом динамики цен, т.е. инфляции (или дефляции) и структурного изменения цен. Однако в современных условиях экономики РФ основным является искажающее влияние инфляции.

    1. оценка финансового положения компании

В процессе оценки бизнеса возникает необходимость  предварительной проверки его финансового  положения. Такая проверка позволяет  получить важные справочные сведения об оцениваемой компании и выполнить расчет значений корректировочных показателей, необходимых для нахождения конечной стоимости бизнеса.

Методика оценка финансового положения компании для целей оценки бизнеса может  быть основана на одном из трех основных подходов.

Первый подход предполагает организацию дифференцированного  учета всех долговых обязательств по срокам их погашения. Параллельно устанавливается  интенсивность будущих денежных поступлений и проверяется их достаточность на отдельные моменты времени. Такой подход основан на использовании первичной информации по финансовым потокам.

Второй подход основан на использовании специального баланса ликвидности, который позволяет  устанавливать финансовое положение  компании.

Третий подход основан на использовании показателей, вычисляемых на основе сравнения объема отдельных средств и источников, сложившихся по состоянию на конкретный момент времени. Это могут быть показатели ликвидности, показатели финансовой зависимости или автономии, показатели финансовой устойчивости и т.д. Поскольку показатели служат лишь индикаторами и не позволяют прямо устанавливать степень платежеспособности, то этот метод не гарантирован от отсутствия ошибок. Однако в большинстве случаев он позволяет получить правильный диагноз истинного финансового положения предприятия, имеющий достаточную точность для его включения в последующую процедуру оценки предприятия. Также к достоинствам этого метода следует отнести высокую степень формализованности.

    1. оценка рисков компании

Для целей оценки бизнеса риск следует определить как степень неопределенности, связанной  с получением ожидаемых в будущем  доходов, иными словами, это опасность  не достижения (отклонения) планируемого объема ожидаемых будущих доходов  или риск не реализации прогноза.

Существует  два подхода к трактовке элементов  риска при проведении оценки:

      • проведение понижающей корректировки ожидаемого будущего потока (прибыли, денежного потока, дивидендов и т.п.) с тем, чтобы отразить эту неопределенность;
      • учет риска путем использования более высокой ставки дисконта при оценке ожидаемого потока с тем, чтобы отразить требуемую доходность как вознаграждение за риск.

В рамках оценочного этапа проводится выполнение необходимых  расчетных процедур, предусмотренных  избранными методами оценки бизнеса. На основании имеющихся данных, доступной информации выбираются подходы к оценке и соответствующие методы определения стоимости предприятия.

На заключительном этапе проводится корректировка  стоимости и составление отчета об оценке.

  1. Корректировка стоимости

В любом случае, вне зависимости от того, предпринимается  ли попытка составить прогноз  на будущее, или же за основу берутся  ретроспективные данные, оценка бизнеса  опирается на ряд ключевых переменных. Их относительная важность может быть различной в зависимости от конкретной ситуации, но во многих случаях на заключение о стоимости влияет такие внутренние переменные как:

    • размер оцениваемой доли (мажоритарная или миноритарная);
    • наличие голосующих прав;
    • ликвидность компании (пакета);
    • положения, ограничивающие права собственности;
    • специальные привилегии;
    • финансовое положение оцениваемого объекта;
    • и др.

2) Составление  отчета об оценке бизнеса 

Выделяемые  задачи отчета об оценке состоят в  том, чтобы:

    • изложить анализ и заключение в ясной и убедительной форме;
    • задокументировать детали оценки в качестве справочного материала.

В большинстве  случаев отчет об оценке содержит следующие разделы:

    • Основные факты и выводы
    • Задание на оценку
    • Процесс оценки
    • Требования достаточности и достоверности
    • Основные понятия и определения, используемые в отчете
    • Описание объекта оценки
    • Анализ экономики в России и в регионе
    • Отраслевая информация.
    • Анализ финансово-экономического положения компании.
    • Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования
    • Описание подходов, а также обоснование выбранных методов оценки
    • Проведение непосредственно оценки стоимости
    • Заключение о величине стоимости
    • Описание источников информации.
    • Основные приложения

 

1.3 Подходы к  оценке стоимости предприятия  (бизнеса)

 

Затратный подход основывается на изучении возможностей инвестора в приобретении объекта  и исходит из того, что покупатель, проявляя должную благоразумность, не заплатит за объект большую сумму, чем та, в которую обойдется приобретение или возведение  аналогичного  по назначению и качеству объекта в обозримый период без существенных задержек [13].

Затратный подход в оценке рассматривает стоимость предприятия или доли участия в нем с точки зрения стоимости понесенных собственником издержек.

Методика оценки рыночной стоимости предприятия  исходя из затратного подхода базируется на предположении, что владелец собственности при реализации объекта собственности на свободном рынке должен полностью компенсировать собственные затраты, связанные с созданием или приобретением предприятия и вводом его в действие, с учетом фактора времени и изменения экономических условий.

В состав затрат, связанных с созданием или  приобретением предприятия и  вводом его в действие, включаются: стоимость обоснования, организационных, разрешительных, плановых и других работ, связанных с вводом предприятия  как организационно-штатной единицы в действие, стоимость разработки проекта создания основных средств пред приятия, а также программного обеспечения и других видов интеллектуальной собственности, создаваемой по заказам предприятия или сотрудниками предприятия, стоимость приобретения (строительства, аренды) основных производственных средств, стоимость (аренды) земли под капитальное строительство объектов предприятия, стоимость активов предприятия, включая нематериальные и неосязаемые активы.

Балансовая  стоимость активов и обязательств предприятия вследствие изменений конъюнктуры рынка, инфляции и несовершенства методов учета, как правило, не соответствует их рыночной стоимости.

Поэтому в интересах  приведения балансовой стоимости к  рыночным условиям и повышения обоснованности результатов оценки определяются:

1. Затраты, фактически  понесенные собственником предприятия  при его создании и вводе  в действие – в соответствии  с данными бухгалтерского учета  на предприятии. 

2. Стоимость  приобретения соответствующих видов  ресурсов на свободном рынке – в соответствии со складывающейся на момент оценки конъюнктурой или по специальным методикам.

Для осуществления  корректировки баланса предприятия  проводится оценка рыночной стоимости  каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную (в данном случае рыночную) стоимость собственного капитала предприятия.

Затратный подход включает:

- метод накопления  чистых активов  используется  при определении рыночной стоимости  действующего предприятия; 

- метод скорректированной  балансовой стоимости (метод чистых  активов);

- метод замещения; 

- метод ликвидационной  стоимости  используется при определении ликвидационной стоимости ликвидируемого предприятия.

Метод чистых активов  является косвенным методом определения  стоимости коммерческого предприятия. При использовании данного метода реальная рыночная стоимость компании определяется на основании оценки следующих активов:

Информация о работе Оценка стоимости предприятия на примере ООО "Лифтсервис"