Место Совета ЕС в системе институтов Европейского союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:51, контрольная работа

Краткое описание

Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение "как можно более тесного союза европейских народов" (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).

Файлы: 1 файл

PES.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

      1. Место Совета ЕС в системе институтов Европейского союза.

       Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение "как можно более тесного союза европейских народов" (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).

         Государствами-членами Европейского Союза на сегодняшний день являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.) и др.

        С точки зрения внутреннего устройства Европейский Союз - это организация со сложной, комплексной структурой, складывающейся из трех компонентов ("опор"}: Европейские сообщества, ОВПБ и СПСО. Функционирование каждой "опоры" подчиняется разным по характеру и содержанию источникам права Европейского Союза.

        Три "опоры" Союза объединяет друг с другом, прежде всего, наличие единых целей и принципов, закрепленных непосредственно в Договоре о Европейском Союзе; единый состав государств-членов. Важным условием целостности Европейского Союза выступает также наличие у этой организации единой системы руководящих органов -институтов Европейского Союза.

                Термином "институты" в праве Европейского Союза обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач. Институты Европейского Союза одновременно выступают в качестве институтов каждого из Европейских сообществ: Европейского сообщества. Европейского объединения угля и стали. Европейского сообщества по атомной энергии. Понятия "институт Европейского Союза" и "институт Европейских сообществ", таким образом, являются синонимами

       Основным источником, в котором закрепляется правовое положение институтов, служит Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Часть пятая "Институты Сообщества" и Статут Суда, изложенный в отдельном протоколе).

        Полномочия и порядок деятельности институтов в рамках остальных Сообществ (ЕОУС, Евратом) и других компонентов ("опор") Союза (Общая внешняя политика и политика безопасности; Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) установлены договорами об учреждении ЕОУС и Евратома, и Договором о Европейском Союзе. Каждый институт Союза имеет собственные правила процедуры (внутренний регламент).

    Согласно ст. 7 Договора об учреждении Европейского Сообщества:

    "Осуществление задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают:

  • Европейский парламент;
  • Совет;
  • Комиссия; -Суд;
  • Счетная палата".

       Указанные 5 институтов, как уже отмечалось, одновременно выступают в качестве институтов ЕОУС и Евратома, а также институтов Европейского Союза в целом.

       Рассмотрим более подробно место Совета Европейского Союза в системе органов власти ЕС. Совет Европейского Союза осуществляет прежде всего законодательные полномочия: рассматривает и принимает нормативные акты Сообщества (регламенты и директивы). До 1993 г. Совет был единственным законодательным органом Сообщества, в настоящее время многие нормативные акты и другие решения принимаются им совместно с Европейским парламентом. В ст. 207 Договора о ЕС прямо отражена характеристика Совета как законодателя.

        Совет также располагает  полномочиями в сфере исполнительной   и судебной власти. В частности, в соответствии с ч.З ст.202 Договора Совет наделяет Комиссию по актом, принятым, Советом, компетенцией люкшидажпьнлй .нолиь*- .клтплыя .ядабоханм Советом.  Совет  может  выдвигать  определенные  требования  к  осуществлению  этих полномочий.  Он  может также  сохранять за  собой  право,  в определенных случаях, непосредственно    осуществлять   эти    полномочия.    В    мире    существуют    примеры делегированного законодательства, но отличительной особенностью реализации данного права в Европейском Союзе заключается в том, что Совет сохраняет за собой право исполнять принятые им решения. Таким образом, в Договоре сохраняется возможность осуществления законодательным  органом  исполнительных полномочий.  Это  является особенностью реализации принципа разделения властей в Европейском Союзе.

        Также в некоторых  случаях решение индивидуального   характера в отношении 
отдельных государств-членов,       подготовленное        Комиссией,        подлежат

утверждению      Советом.      Так в      рамках      создаваемого      экономического

и финансового союза Совет на основании заключения Комиссии устанавливает наличие в государстве-члене "чрезвычайного бюджетного дефицита", а в случае невыполнения предписанных мер по исправлению ситуации, на основании представления Комиссии, принимается решение о применении санкций против государства-нарушителя (ст. 104 Договора).

           Таким образом. Совет - орган законодательной власти, наделен судебными полномочиями (например, наложение штрафа ст. 104 Договора)

              Совет Европейского Союза (Совет Министров ЕС) не следует путать с Советом Европы, который является международной организацией, а также с Европейским Советом. Последний - это встречи глав государств или правительств стран-членов ЕС и президента Европейской Комиссии, которые происходят дважды в год (как правило, в июне и декабре) в столице и под председательством главы государства, возглавляющего в данный момент в Совете Европейского Союза. Такие встречи знаменуют, фактически, передачу председательства от страны к стране и служат подтверждением единства Европы. Обсуждаемые на Европейских Советах вопросы носят глобальный, стратегический характер и определяют в какой-то мере дальнейшие приоритетные направления развития ЕС.

      2. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза.

        Совет Европейского Союза по своему составу является "межправительственным" институтом: в качестве его членов выступают должностные лица исполнительной власти государств-членов, чаще всего в ранге министров. Согласно ст. 203 Договора о ЕС «в совет входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства этого государства-члена», таким образом в настоящее время в Совет входит 15 членов. Комплектование законодательного органа из представителей исполнительной ветви власти нехарактерно для большинства демократических стран, хотя и встречается в некоторых из них: Бундесрат ФРГ, Национальный совет провинций ЮАР, частично Совет Федерации Федерального Собрания России.

          Учредительные   договоры не определяют какие   именно министры должны входить в состав Совета, и первоначально традиционно участниками заседаний Совета от каждого  государства   были  министры   иностранных дел.   Но  такой  подход  оказался малоэффективен, т.к. Совет - прежде всего законодательный орган, и следовательно отраслевые акты лучше утверждать на уровне соответствующих министров.

    В результате этого уже в первые 2 года Совет разделился на два вида:

Совет по общим вопросам, заседающий в составе министров иностранных дел (а в некоторых странах существует специальная должность - «министр по европейским делам») - принимает решения внешнеполитичексого характера, «общие вопросы», затрагивающие Европейский Союз вцелом. «Общий Совет» также координирует работу и распределяет компетенцию между различными «формациями» отраслевого Совета («Специальный Совет»).

Отраслевой Совет заседает в составе отраслевых министров государств-членов (промышленности, труда и социального развития, сельского хозяйства и т.д.)

               Перечень формаций Совета закреплен в его внутреннем регламенте, в специальном приложении. В настоящее время их 9 (Совет по вопросам окружающей среды. Совет по вопросам правосудия и внутренних дел. Бюджетный совет. Совет по общим вопросам и внешним сношениям и др.) Так например. Совет по вопросам окружающей среды в составе компетентных министров государств-членов рассматривает и утверждает мероприятия в сфере экологической политики ЕС.

      В случаях особой важности, прямо предусмотренными учредительными договорами 
(например,      констатация нарушения      отдельными      странами      ЕС      общих

принципов конституционного строя). Совет собирается на уровне высших руководителей исполнительной власти государств-членов - Совет в составе глав государств или правительств!.

                Как и любой орган. Совет обладает своей внутренней структурой, которая представляет собой совокупность руководящего органа и вспомогательных органов (подразделений).

       Руководящим органом  совета Европейского Союза является Председатель Совета. Так как Совет заседает в разных формациях - это не конкретное лицо, а государство  -член Европейского Союза в целом, (согласно ст. 203 Договора о ЕС).

                    Пост Председателя Совета не является выборным. В Совете действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение шести месяцев. Очередность определяет сам Совет (Решение от 01.01.1995 г. «Об установлении порядка осуществления председательства в Совете»).

    Порядок передачи поста Председателя Совета:

01/01 - 30/06 01/07 - 31/12

  1. Греция Италия
  2. Ирландия Нидерланды
  3. Люксембург Великобритания
  4. Австрия    Финляндия

           В декабре 2004 года утвержден новый порядок и сроки смены стран-председателей. Теперь государства разбиты на группы по три, а не по два как прежде, до расширения ЕС. В каждую такую группу входит одно крупное государство, одно малое и обязательно один из новичков. Деление на тройки предусмотрено проектом конституции Европы. В таблице ниже сохранена разбивка по годам председательства.

01/01-30/06   01/07-31/12

  1. Германия Португалия
  2. Словения Франция
  3. Чехия Швеция
  4. Испания Бельгия

      На государстве -председателе лежит ответственность не только за работу Совета ЕС (составление  программы деятельности на конкретное полугодие и предварительных повесток для сессий разных формаций), но и за европейский Союз в  целом (особенно в рамках второй и третьей опор).

             Соответственно полномочия Председателя Совета  можно разделить    на две группы:

Внутриорганизационные - созыв заседаний Совета, руководство заседаниями, создание «семестровой программы» и т.п.

Общеполитические - сосредоточены в основном в сфере общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиции и судебных органов, т.е. в рамках второй и третьей опор - обеспечение реализации в жизнь принятых решений (т.е. Совет выступает в качестве исполнительного органа всего Европейского Союза).

               Председатель Совета также выступает официальным представителем Европейского Союза в целом по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Председателю в его работе помогает секретариат и его глава - назначаемый Советом Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (с 1999 г. - Хавьер Солана (Javier Sobna). Заместитель Генерального секретаря - Пьер де Бюсси (Pierre de Boissieu). Генеральный секретарь на нынешний момент возглавляет формируемые сейчас вооруженные силы Европы.

               Также согласно параграфу 2 ст. 20 Внутреннего регламента Совета 
«председателю     помогает     представитель государства-члена,     которое     будет

председательствовать следующим. По просьбе Председателя и согласно его инструкциям последний при необходимости замещает его».

               В структуре Совета европейского Союза крайне важную роль играют его вспомогательные органы, что обусловлено непостоянным характером работы Совета -функционирует множество различных комитетов, состоящих из должностных лиц государств-членов ЕС. Наиболее важный среди них - Комитет постоянных представителей. Он включает руководителей постоянных представителей государств-членов при Европейском Союзе (или их заместителей).

               На заседаниях COREPER в предварительном порядке рассматриваются все законопроекты и другие вопросы, вносимые в повестку дня Совета. Если между членами COREPER проект нормативного акта (иного решения) полностью согласован, то Совет принимает его без обсуждения и голосования; если нет -вопрос обсуждается Советом в общем порядке. Существование COREPER, таким образом, также является важным механизмом повышения эффективности работы Совета.

Информация о работе Место Совета ЕС в системе институтов Европейского союза