Крестьянские (фермерские) хозяйства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со Столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, что каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными и правительственным актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство).

Файлы: 1 файл

о КФХ.docx

— 77.61 Кб (Скачать)

 

Анализируя Федеральный  закон Российской Федерации от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", все же необходимо подчеркнуть  противоречия законодательства. Так  п.3 ст.1 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" говорит, о том, что  крестьянско-фермерское хозяйство  осуществляет предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица. Следовательно, и многосоставные и односоставные хозяйства регистрируются как предприниматели без образования  юридического лица. Вместе с тем  З.С. Беляева пишет о том, что  хозяйства является формой осуществления  предпринимательской деятельности, и она отличается от деятельности индивидуального предпринимателя: так как регистрируется хозяйство, а не его глава. Однако все авторы, которые дают комментарий к Закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" указывают именно на закон "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей", он же предусматривает создание только таких субъектов права как  предприниматель без образования  юридического лица и юридическое  лицо. А поскольку если заявление  на создание будут подавать коллектив  граждан, то их можно зарегистрировать только как юридических лиц.

 

Этот же факт подтверждает тот случай, который указан п.2 с.23 ГК РФ, где говориться о том, что  с момента регистрации хозяйства  его глава становиться индивидуальным предпринимателем. Это говорит зависимости  учреждения правового статуса главы  от создания фермерского хозяйства, то есть сперва создается как таковой субъект права именно хозяйство, а уже затем как производное - глава. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 "О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы", а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следовательно, нынешнее законодательство ставит в зависимость создания хозяйства именно от регистрации его главы, что в общем то является противоречием одних норм другим и порождает определенные проблемы, например, в таких ситуациях, когда по мере своей деятельности глава и члены его семьи пожелают объединиться и совместно осуществлять сельскохозяйственную деятельность, направленную на извлечение прибыли. Они не смогут указать на то, что являются членами именно хозяйства, в данном случае многосоставного, потому что первоначально был зарегистрирован только глава фермерства как индивидуальный предприниматель. Поэтому единственным способом получения дохода для них в случае вклада личного труда в деятельность хозяйства является заключение трудовых договоров или гражданско-правовых договоров, при этом они будут получать лишь вознаграждение за труд, а не проценты от благополучной деятельности хозяйства и поэтому будут лишены того, чтобы им причиталось по ст.6 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве": плодов, продукции и доходов, полученных фермерским хозяйством в результате использования его имущества.

 

Следовательно, в регистрационном  законодательстве необходимо учитывать  и разграничивать создания фермерского  хозяйства и просто индивидуального  предпринимателя и в зависимости  от целей создания предпринимательского субъекта определять порядок регистрации  и приобретения их правого статуса.

 

В случае изменения данных о главе фермерского хозяйства  необходимо внести соответствующие  изменения в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей. О необходимости регистрации  изменений, вносимых в соглашение о  создании фермерского хозяйства, в  законодательстве упоминаний нет. На наш взгляд, это лишний раз говорит о том, что установление последними нормативными актами порядка государственной регистрации фермерских хозяйств, полностью совпадающего с порядком регистрации индивидуальных предпринимателей, не лишено недостатков: при этом не учитывается, что регистрируется не глава фермерского хозяйства, как это было по ранее действовавшему Закону, а хозяйство в целом (даже в случае, если оно состоит из одного главы, ведь в дальнейшем в него могут вступить и другие члены).

 

Так, ст.5 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" устанавливает, что фермерское хозяйство  возникает (считается созданным) как  субъект права со дня его государственной  регистрации. Однако эта статья закона подходит для создания хозяйства  только в том случае, если оно  создается одним лицом, если же создается  многим лицами, то данная формулировка закона является не совсем верной, поскольку  регистрации подлежит не само фермерское хозяйство, а только его глава. Однако согласно ст.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", последний регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Регистрация же главы крестьянско-фермерского хозяйства не влечет создание хозяйства, оно лишь регистрирует гражданина как индивидуального предпринимателя. Следовательно, по данному вопросу имеется 3 пути решения проблемы

 

.в связи с тем, что  по Федеральному закону "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей" возможно лишь либо создание  юридического лица или предпринимателя  без образования юридического  лица, то регистрировать и признать  хозяйство как юридическое лицо, поскольку кроме государственной  регистрации для создания хозяйства  необходимо еще и соглашение  всех его учредителей.

 

2.внести соответствующие  изменения в законодательство  о создании фермерского хозяйства,  когда кроме регистрации его  главы предусматривалась бы регистрация  каждого из членов хозяйства  в качестве индивидуальных предпринимателей, что было бы логичным в связи  с тем, что фермерство является  коммерческим субъектом права,  которые бы затем путем, например, заключения договора о создании  простого товарищества смогли  учредить хозяйство.

 

3.внести изменения в  регистрационное законодательство, которое бы отдельно регламентировало  процесс наделения фермерского  хозяйства правовым статусом.

 

Таким образом, оценивая современное  развитие современного фермерского  производства можно сделать вывод, что в обозримом будущем оно  не сможет стать основой аграрного  производства в стране. Но, несмотря на все субъективные и объективные  трудности, фермеры нашли свою экономическую  нишу в аграрном секторе экономики  России, и, как любая форма хозяйствования, эти предприятия требуют изучения и обоснования перспектив их развития.

 

Список используемой литературы

 

 

1. Гражданский кодекс  РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, часть  первая (в ред. Федерального закона  от 21.07.2005 №109-ФЗ)

 

. Земельный кодекс РФ  от 25 октября 2001 г. № 136 - ФЗ (в  ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

 

. Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.), М.: "Лига-пресс", 2000, 49с.

 

. Федеральный Закон РФ  от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве.

 

. Федеральный Закон от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель  сельскохозяйственного назначения (в ред. Федерального закона  от 18.07.2005 N 87-ФЗ).

 

. Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" от 02.01.00 №28-ФЗ.

 

. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности  (банкротстве)" (с изм. и доп.  от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г.), М.: 2004.

 

. Федеральный закон от 5 февраля 2004 г. N 1-ФЗ "О внесении  изменений в Федеральный закон  "Об ипотеке (залоге недвижимости)" // "Российская газета" от 4 марта  2004г.

 

. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом  оздоровлении сельскохозяйственных  товаропроизводителей" (с изм.  и доп. от 29 июня 2004 г.), М.: 2004.

 

. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря  2003 г., 2 ноября 2004 г.), М.: 2004г.

 

. Письмо МНС РФ от 9 июля 2004 г. N 09-0-10/2841 "О приведении  правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие  с нормами части первой гражданского кодекса Российской Федерации", // "Российская газета" от 30.07.2004г.

 

. Письмо МНС РФ от 24 марта 2004 г. N 09-0-10/1303 "О государственной  регистрации индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств", // "Российская газета" от 10.04.2004г.

 

. Постановление Правительства  РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном  федеральном органе исполнительной  власти, осуществляющем государственную  регистрацию юридических лиц,  крестьянских (фермерских) хозяйств, физических  лиц в качестве индивидуальных  предпринимателей" (с изм. и  доп. от 12 августа 2002 г., 25 апреля, 16 сентября 2003 г.) // "Российская газета" от 20.10.2003г.

 

. Постановление Правительства  РФ от 30 января 2003 г. N 52 "О реализации  Федерального закона "О финансовом  оздоровлении сельскохозяйственных  товаропроизводителей" (с изм.  и доп. от 29 августа, 2 октября 2003 г.) // СЗ РФ № 17 ст.3619

 

. Постановление Правительства  РФ от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях  и порядке предоставления в  2005 году средств федерального  бюджета, предусмотренных на государственную  поддержку малого предпринимательства,  включая крестьянские (фермерские) хозяйства" // СЗ РФ № 19 ст.2312

 

. Постановлением Правительства  РФ от 16 октября 2003 г. N 630 "О едином  государственном реестре индивидуальных  предпринимателей, правилах хранения  в единых государственных реестрах  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное  хранение в государственные архивы" // СЗ РФ. N 43. Ст.4238.

 

. Постановление Правительства  РФ от 7 декабря 2000 г. N 927 "О государственной  поддержке развития фермерства  и других субъектов малого  предпринимательства в сельском  хозяйстве" (с изм. и доп.  от 1 февраля 2005 г.), М.: 2002

 

. Приказ МНС РФ от 3 декабря 2003 г. N БГ-3-09/664 "Об утверждении  форм документов, используемых при  государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" (с изм.  и доп. от 16 февраля 2004 г.), // "Российская  газета" от 10.03.2004г.

 

. Приказ Министерства  РФ по налогам и сборам от 3 декабря 2003 г. N БГ-3-09/664 "Об утверждении  форм документов, используемых при  государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств"

 

. Указ Президента Российской  Федерации от 27 октября 1993 г. №  1767 "О регулировании земельных  отношений и развитии аграрной  реформы в России". (С изм.  и доп., внесенными Указами Президента  Российской Федерации от 24 декабря  1993 г. № 2287 и от 25 января 1999 г.  № 112).

 

. Указ Президента РФ  от 16.07.2003 г. № 784 "О дополнительных  мерах по улучшению финансового  состояния сельскохозяйственных  товаропроизводителей" // СЗ РФ  № 27 ст.2849

 

. Указание Комитета РФ  по земельным ресурсам и землеустройству  от 27 января 1994 г. N 3 "Об усилении  государственного контроля за соблюдением земельного законодательства при выделении земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств".

 

 

. Анисимов П.П. Фермеры:  регистрация по-родственному // Учет, налоги, право. № 15, апрель 2004г.

 

. Беднова Э. Международные  кооперативные принципы // Правовые  проблемы малого предпринимательства. - М., 2002

 

. Беляева З.С. Крестьянско-фермерские  хозяйства: изменение правового  статуса // Государство и право. - 2006. № 6. - С.51-58.

 

. Боголюбов С.А., Е.Л. Минина. Комментарий к Земельному кодексу  Российской Федерации. - М.: Норма, 2002.

 

. Власов В.А. Законы, регулирующие  систему аграрных отношений, нуждаются  в совершенствовании // Журнал  российского права, № 10, октябрь  2001г.

 

. Вольдман Ю.Н. Об особенностях  правового регулирования труда  в крестьянском (фермерском) хозяйстве  // Хозяйство и право, 2003, №№ 3, 4.

 

. Волкова Л.К. Перерегистрация  и налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств // Финансовая  газета, № 28, июль 2004 г.

 

. Волков Г.А., Голиченков  А.К., Козырь О.М. Комментарий к  Земельному кодексу Российской  Федерации. - М.: БЕК, 2002.

 

. Галиновская Е.А., Минина Е.Л. Комментарий к Федеральному закону "О крестьянско-фермерском хозяйстве" (постатейный)., Юридический Дом "Юстицинформ", 2004/Система КонсультантПлюс, 2006.

 

. Гражданское право: учебник  - 6-е изд., отв. Ред.А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М., ТК Велби, Проспект, 2003

 

. Жариков, Ю.Г. Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при ригулировании земельных отношений. // Государство и право. - № 2. - 1996.

 

. Земельное право. Учеб. / Под. ред.В. В Петрова, - М.: Стоглавъ, 1995.

 

. Земельное право. Учеб. / Под. ред. С.А. Беголюбова, - М.: Норма, 1999

 

. Калинин Н.И., Удачин А.А. Постатейный комментарий Федерального закона № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". // www.ValNet.ru, Международная академия оценки и консалтинга", 2004 г.

 

. Краснова И.О. Земельное  право: элементарный курс. Изд.2-е,  перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.

 

. Крассов О.И. Комментарий  к Земельному кодексу Российской  Федерации - Юристъ, 2002.

 

. Козлова Н.В. Организационные  формы предприятий // Правовые  проблемы малого предпринимательства. - М., 2001

 

. Комментарий к Федеральному  закону "О несостоятельности (банкротстве)" (под ред. Залесского В. В.) - М.: Издательство г-на Тихомирова  М.Ю., 2003.

 

. Комментарий к Федеральному  закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" - М.: ТК Велби, Проспект, 2003

Информация о работе Крестьянские (фермерские) хозяйства в России