Крестьянские (фермерские) хозяйства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со Столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, что каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными и правительственным актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство).

Файлы: 1 файл

о КФХ.docx

— 77.61 Кб (Скачать)

 

 

6. Правое регулирование  трудовых отношений в крестьянском (фермерском) хозяйстве

 

 

Отношения, складывающиеся в процессе производственной деятельности фермерского хозяйства между  его членами и наемными работниками, регулируются законом N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также  Гражданским и Трудовым кодексами.

 

Труд членов крестьянского  хозяйства состоит в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции на основе имущества и  находящихся в их пользовании  земельных участков. Однако крестьянское хозяйство в соответствии с ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"может заниматься любым не запрещенным действующим законодательством видом деятельности при одном условии - в качестве ведущего должно быть сохранено производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.

 

Существенным недостатком  российского законодательства является отсутствие в нем четких норм, регламентирующих труд в фермерском хозяйстве. Так, Закон  РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 2003 г. вообще не регулирует указанные  отношения и ничего не говорит  о том, какими нормами надлежит руководствоваться  на практике. В Трудовом кодексе  РФ также нет соответствующих  положений, что следует оценить  критически, поскольку отсутствие надлежащего  правового регулирования ведет  к смешению понятий "член фермерского  хозяйства" и "наемный работник". Этому способствовал и Закон  РСФСР 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", где одновременно говорилось о необходимости оформлять отношения посредством записи в трудовую книжку как членов КФХ, так и наемных рабочих, труд которых обязан организовать глава хозяйства (ст.22). С принятием Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" названные положения утратили силу, и теперь отношения труда в КФХ не урегулированы ни Законом, ни КЗоТ.

 

В российской юридической  литературе было высказано мнение, что работодателем в отношении  членов фермерского хозяйства и  наемных работников выступает глава  КФХ, а в соглашении о создании хозяйства необходимо указывать, на каких условиях (полной или частичной  занятости) и по какой профессии  член КФХ будет работать в хозяйстве  и условия его перевода с одной  работы на другую. С.И. Бахмет, Е.В. Фастова и Р.А. Алборов также отмечают, что глава КФХ вправе принимать и увольнять членов хозяйства, заключать с ними трудовые договоры с последующей регистрацией в органах местного самоуправления.

 

Эта точка зрения была подвергнута  обоснованной критике. В частности, Т. Левадная и С.В. Разгулин справедливо отмечали, что глава фермерского хозяйства не является работодателем по отношению к другим членам хозяйства. Другие авторы подчеркивали, что труд членов КФХ подчиняется гражданским нормам, и применительно к взаимодействию участников хозяйства понятия "работодатель" и "работник" не применимы, так как эти отношения основаны на членстве, а не на трудовом договоре. Поэтому работодателем надлежит признавать не главу, а само фермерское хозяйство.

 

Каждый член фермерского  хозяйства имеет право на часть  доходов, полученных от деятельности КФХ, поэтому глава хозяйства по отношению  к его членам "не является лицом, производящим выплаты в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам". Глава заключает с наемными работниками трудовые договоры от имени КФХ, и именно хозяйство выполняет функции налогового агента в отношении налогов на доходы наемных работников, то есть рассчитывает, удерживает и перечисляет налог на доходы физических лиц в бюджет. Следует также поддержать позицию авторов, которые, рассматривая вопросы уплаты взносов в Пенсионный фонд, именуют работодателем именно фермерское хозяйство, а не его главу.

 

Интересный взгляд на рассматриваемую  проблематику выразил Ю.Н. Андреев, который отмечал, что участники  фермерского хозяйства, пожелавшие трудиться в КФХ после приведения правового статуса хозяйства  в соответствие с ГК РФ, должны зарегистрироваться предпринимателями и вести хозяйство  совместно с главой на праве общей  собственности. В противном случае (при нежелании регистрироваться) члены хозяйства могут участвовать  в его деятельности в порядке  полной или частичной занятости .

 

Высказанная точка зрения является спорной. Во-первых, действующее  законодательство РФ не предусматривает  обязанности регистрации участника  КФХ в качестве предпринимателя.

 

Во-вторых, члены хозяйства  являются сособственниками имущества  и совместно ведут производственную деятельность, поэтому их статус не зависит от указанной регистрации, даже если она была бы обязательна.

 

По мнению М.Ю. Тихомирова, в случае, если КФХ действует без  образования юридического лица, то работодателем является глава фермерского  хозяйства. Если КФХ сохранило статус юридического лица, то работодателем  будет само хозяйство. Данная точка  зрения строится на нормах ст.23 ГК РФ, согласно которой глава хозяйства признается предпринимателем, и положениях ст.23 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", где сказано, что КФХ - юридические лица вправе сохранить  свой статус до 01.01.2010.

 

Несмотря на то что в  законодательстве РФ указанная позиция  прямого подтверждения не получила, на практике субъектом трудовых отношений  со стороны работодателя признается глава фермерского хозяйства, который  ставится на учет в налоговой инспекции  и внебюджетных фондах. В то же время  в письме МНС России от 20 сентября 2004 г. N 04-5-03/252 правильно подчеркивается, что глава КФХ не является работодателем  по отношению к другим членам хозяйства, но его следует в соответствии со ст.226 НК РФ признавать налоговым  агентом по выплатам, производимым в пользу членов хозяйства.

 

Ведение КФХ - это предпринимательская  деятельность, направленная на получение  прибыли. Именно прибыль должна быть результатом, подлежащим распределению  между членами КФХ. Ее отсутствие говорит о том, что деятельность хозяйства и членов не увенчалась успехом. В этом случае члены хозяйства  не вправе требовать выплат, предусмотренных  трудовым законодательством, например заработной платы. Данный критерий является ключевым при определении порядка  и условий труда членов крестьянского  хозяйства, их участия в покрытии убытков и распределении полученных доходов. Поэтому нельзя согласиться  с точкой зрения М.Ю. Тихомирова, утверждающего, что Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не запрещает членам КФХ вступать с его главой в трудовые отношения в качестве наемных работников на основании трудового договора.

 

Во-первых, данное мнение противоречит действующему законодательству, в частности  Трудовому кодексу РФ, который  разграничивает статус наемного работника  и члена фермерского хозяйства.

 

Об этом правильно говорилось в литературе со ссылкой на ст.277 ТК РФ, согласно которой члены фермерского  хозяйства признаются лицами, участвующими в производственной деятельности КФХ, помимо работников, исполняющих обязанности  по трудовому договору <16>.

 

Во-вторых, указанное понимание  юридического содержания отношений  членов КФХ может привести к выводу о том, что вне зависимости  от наличия прибыли член хозяйства  имеет право на получение ежемесячной  заработной платы. Однако вопрос об источниках выплаты зарплаты и субъектах, заинтересованных в получении прибыли, остается открытым. Если член КФХ вне зависимости  от результата производственной деятельности будет вправе претендовать на ежемесячный  доход, то он автоматически становится лицом, не заинтересованным в получении  прибыли, то есть результатах деятельности хозяйства. Это, в свою очередь, противоречит цели создания фермерского хозяйства  как субъекта предпринимательства. Кроме того, в соответствии с Законом  и Гражданским кодексом член хозяйства  обладает правом на доходы от деятельности КФХ, а у наемного рабочего данное правомочие отсутствует.

 

Из сказанного следует  вывод о том, что один член хозяйства  не может выступать работодателем  по отношению к другим участникам КФХ.

 

Заключение

 

 

Становление многоукладной  экономики и развитие рыночных отношений  в нашей стране вызвали появление  большого многообразия форм собственности  и хозяйствования. В аграрном секторе  появились такие специфические  формы хозяйствования как крестьянские (фермерские) хозяйства. Они получили значительное развитие в сельскохозяйственном производстве за последние годы.

 

Основным законом, регулирующим правовые, экономические и социальные аспекты крестьянских (фермерских) хозяйств ранее (до вступления в силу Федерального закона №74-ФЗ) являлся  Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Однако с вступлением  в силу Федерального закона №74-ФЗ положения  Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 утратили силу.

 

Согласно федеральному закону ¹74-ФЗ от 11.05.2003 г. принятому Государственной  Думой 23 мая 2003 г., концепция ФЗ "О  крестьянском (фермерском) хозяйстве" заключается в следующем:

 

. Введено новое понятие  фермерского хозяйства. Прежнее  определение устанавливало, что  фермерское хозяйство - это самостоятельный  хозяйствующий субъект с правами юридического лица. В новом определении подчеркнуто, что фермерское хозяйство - это объединение граждан, связанных родством, имеющих в общей собственности имущество и осуществляющих производственную деятельность, причем основанную на их личном участии в этой деятельности по производству, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции (п.1 ст.1).

 

. В отличие от прежнего  Закона установлено, что фермерское  хозяйство не может быть зарегистрировано  в качестве юридического лица. Фермерское хозяйство осуществляет  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица, что соответствует положениям  ст.23 Гражданского кодекса РФ (п.3 ст.1).

 

. Право на создание  фермерского хозяйства имеют  как российские граждане, так  и иностранные граждане. При этом  надо иметь ввиду, что в соответствии со ст.3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные граждане имеют право обладать земельными участками только на праве аренды (п.1 ст.3).

 

. В ст.23 Гражданского кодекса  РФ глава фермерского хозяйства  признается предпринимателем. Однако, государственной регистрации подлежит фермерское хозяйство на основании соглашения о создании фермерского хозяйства, подписанное всеми его членами, а не его глава в качестве индивидуального предпринимателя (ст.5).

 

. В отличие от прежнего  закона в новой редакции отсутствуют  квалификационные требования (опыт  работы в сельском хозяйстве  и наличие специальной профессиональной  подготовки), предъявляемые к главе  фермерского хозяйства (ст.3 и  16).

 

. Членами фермерского  хозяйства могут быть супруги  и их близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки  и бабушки) без ограничения  их количества, но не более  чем из трех семей, а также  не более пяти граждан, которые  не состоят в родстве с главой  фермерского хозяйства (ст.3).

 

. Количество граждан,  работающих в фермерском хозяйстве  по трудовому соглашению (наемные  работники), не ограничивается (ст.17).

 

. Учредительным документом  фермерского хозяйства является  Соглашение его членов о создании  фермерского хозяйства. Здесь  прослеживается аналогия с учредительным  договором или уставом юридического  лица, хотя фермерское хозяйство  и не является юридическим  лицом (ст.4).

 

. Порядок владения, пользования  и распоряжения имуществом фермерского  хозяйства определяется Соглашением,  заключенным между его членами  (ст.7).

 

. В случае выхода членов  фермерского хозяйства гражданин  имеет право на получение только  денежной компенсации, соразмерной  его доле в праве общей собственности  на имущество фермерского хозяйства.  Раздел имущества допускается только в случае прекращения фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех членов (ст.9).

 

. Для создания фермерского  хозяйства и осуществления его  деятельности земельные участки  предоставляются и приобретаются  из земель сельскохозяйственного  назначения в соответствии с  гражданским и земельным законодательством,  а для строительства зданий, строений  и сооружений разрешается также  предоставлять и приобретать  их и из земель иных категорий  (ст.11).

 

. Минимальные размеры  образуемых земельных участков  для фермерского хозяйства устанавливаются  законами субъектов Российской  Федерации, кроме случаев создания  фермерского хозяйства, основной  деятельностью которого является  садоводство, овощеводство защищенного  грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство и другая деятельность  по технологии, допускающей использование  небольших по площади земельных  участков (п.7 ст.12).

 

. Максимальные размеры  земельных участков фермерского  хозяйства устанавливаются законом  субъекта Российской Федерации,  но не менее чем 10 процентов  от общей площади сельскохозяйственных  угодий в границах одного административнотерриториального образования на момент предоставления и (или) приобретения этих земельных участков (п.3 ст.11 комментируемого Федерального закона и п.2 ст.4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 

. Фермерские хозяйства,  которые созданы как юридические  лица в соответствии с прежним  законом о фермерском хозяйстве,  вправе сохранить статус юридического  лица на период до 1 января 2010 года (п.3 ст.23).

Информация о работе Крестьянские (фермерские) хозяйства в России