Крестьянские (фермерские) хозяйства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со Столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, что каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными и правительственным актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство).

Файлы: 1 файл

о КФХ.docx

— 77.61 Кб (Скачать)

 

Для того чтобы создать  многосоставное фермерское хозяйство  законодательством предусматривается, во-первых, заключение соглашения между  его учредителями, необходимое для  согласования воли его членов по поводу будущей деятельности, а во-вторых, государственная регистрация, которая  будет определять легитимность его  деятельности и придаст его правовому  положению статус субъекта гражданского права.

 

Поскольку фермерское хозяйство  является субъектом предпринимательства, то одним из основных условий осуществления  предпринимательской деятельности является государственное подтверждение  законности вхождения субъектов  в хозяйственный оборот. Государственная  регистрация служит подобным подтверждением. В соответствии с п.2 ст.51 части  первой Гражданского кодекса РФ юридическое  лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации, а согласно п.1 ст.23 ГК РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального  предпринимателя также с момента  его государственной регистрации. С этого же момента согласно ГК РФ возникает правоспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя, то есть возможность иметь гражданские  права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, предусмотренным  в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью  обязанности.

2. Порядок предоставления  земельного участка для ведения  фермерского хозяйства, порядок  его создания и регистрации

Порядок предоставления и  приобретения земельных участков для  ведения фермерского хозяйства  предусмотрен Гражданским кодексом РФ (ст.218, 217) (далее ГК), Земельным  кодексом РФ (ст.28-34), Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения" (ст.3, 4, 9 и 10).

Эти общие принципы детализированы в главе 4 Федерального закона "О  крестьянском (фермерском) хозяйстве" в статьях 11-13.

 

В статье 11 гл.4 ФЗ Закона "О  крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что для создания фермерского  хозяйства предоставляются и  приобретаются земельные участки  из земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного  назначения признаются только те земельные  участки, которые находятся за чертой поселений и предоставлены или  предназначены для нужд сельского  хозяйства. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и другие многолетние насаждения) и несельскохозяйственные угодья (внутрихозяйственные дороги, полезащитные лесополосы, не входящие в земли лесного фонда сельские леса и древесно-кустарниковая растительность, не входящие в земли водного фонда замкнутые водоемы, земли под зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также неудобья в виде оврагов, песков, солончаков, болот и т.п.).

 

Приватизация сельскохозяйственных угодий была разрешена Законом РСФСР  от 23.11.1990 "О земельной реформе", а приватизация несельскохозяйственных угодий - п.4 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 

Приватизация сельскохозяйственных угодий была осуществлена в соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 "О неотложных мерах по осуществлению  земельной реформы в РСФСР", постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 04.09.1992 № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса" бесплатно, путем деления сельскохозяйственных угодий на условные земельные доли без определения их границ на местности с передачей земли гражданам на праве общей собственности. Право на получение земельной доли получили работники сельскохозяйственных организаций, пенсионеры этих организаций, а также работники предприятий здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли, питания, образования, расположенных на территории этих сельскохозяйственных организаций. В п.5 ст. 20, п.3 ст.21 Земельного кодекса РФ и в п.2 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" прописана процедура приватизации земельных участков, предоставленных для ведения фермерского хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве пожизненного наследуемого владения.

 

Земли сельскохозяйственного  назначения разрешено выделять в  натуре для создания и расширения фермерского хозяйства в порядке, установленном ст.13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения". Кроме того, для ведения фермерского хозяйства предоставляются в собственность, в том числе и бесплатно, земельные участки из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель по нормам, установленным в соответствии со ст.33 Земельного кодекса РФ, а также в аренду без ограничения площади арендуемых земель в соответствии со ст.9 и 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 

Если фермерское хозяйство  зарегистрировано гражданином без  образования юридического лица в  качестве индивидуального предпринимателя (ст.23 Гражданского кодекса РФ, п.3 ст.1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), то такой  гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность  находящийся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок независимо от его площади.

 

Если же фермерское хозяйство  зарегистрировано как юридическое  лицо (в соответствии с положениями  Закона РСФСР от 22.10.1990 № 348-1 "О  крестьянском (фермерском) хозяйстве"), то приватизация земельного участка  уже осуществляется за плату. При  этом цена выкупа земельных участков в соответствии со ст.2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и п.7 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливается  субъектом Российской Федерации  за пределами черты поселений  в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

 

Статья 78 Земельного Кодекса  РФ (далее ЗК) конкретизирует цели использования  земель сельскохозяйственного назначения и перечисляет субъектов, которые  вправе использовать земли данной категории. В некоторых случаях особенности  правового режима земельных участков в составе земель сельскохозяйственного  назначения определяются характером деятельности соответствующего субъекта, который  использует земельный участок.

 

Земли, предоставленные для  ведения крестьянского хозяйства, используются для целей сельскохозяйственного  производства - выращивания сельскохозяйственных культур, выпаса, сенокоса, размещения объектов сельскохозяйственной инфраструктуры, жилых строений. Землепользование является платным. Граждане, впервые организующие крестьянское хозяйство, освобождаются  от уплаты земельного налога в течение  пяти лет с момента предоставления им впервые земельного участка (ст.12 Закона "О плате за землю").

 

Кроме приобретения земельных  участков из земель сельскохозяйственного  назначения (ст 11 гл 4) в статье 12 главы 4 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" говорится о возможности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Эта статья детально регулирует отношения фермера и органов публичной власти по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения фермерского хозяйства.

 

Положения этой статьи предписывают органам государственной власти и органам местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся  в их собственности, на принципах  эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков фермерским хозяйством.

 

При этом имеется в виду, что в соответствии с п.4 ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения" субъекты Российской Федерации  вправе принять законы, в которых  определить случаи предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель в собственность гражданам и юридическим лицам на безвозмездной основе.

 

Если они этого не сделают, то земельный участок можно предоставлять  в соответствии с п.1, 2 и 3 ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения" в собственность только путем проведения торгов (конкурсов, аукционов), а в аренду в соответствии с комментируемой статьей.

 

Статья 13 глава 4 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий. Эта статья продублировала норму п.1 ст.13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которой участник долевой собственности (собственник земельной доли) вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности для создания и расширения фермерского хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду, включая передачу земельного участка в аренду фермерскому хозяйству. Выделенный земельный участок (новый сформированный земельный участок) подлежит государственному кадастровому учету в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" и государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно ст.252 Гражданского кодекса РФ выделить долю можно по соглашению, достигнутому между всеми участниками общей собственности, а в случае не достижения соглашения - в судебном порядке.

 

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых  для осуществления деятельности фермерского хозяйства, разрешено  предоставлять и приобретать  земельные участки не только из земель сельскохозяйственного назначения, но и из земель иных категорий. Граждане, заинтересованные в предоставлении указанных земельных участков, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявление, в котором должны быть указаны:

 

) цель использования земельных  участков (создание, осуществление  деятельности фермерского хозяйства,  его расширение);

 

) испрашиваемое право  на предоставляемые земельные  участки (в собственность или  аренду);

 

) условия предоставления  земельных участков в собственность  (за плату или бесплатно);

 

) срок аренды земельных  участков;

 

) обоснование размеров  предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства,  виды деятельности фермерского  хозяйства);

 

) предполагаемое местоположение  земельных участков.

 

Правом на создание коллективного  крестьянского (фермерского) хозяйства  в соответствии со ст.3 Закона N 74-ФЗ на сегодняшний день наделяются граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

 

К членам фермерского хозяйства  законом предъявляются определенные требования, ими могут быть:

 

) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также  дедушки и бабушки каждого  из супругов, но не более чем  из трех семей. Дети, внуки,  братья и сестры членов фермерского  хозяйства могут быть приняты  в члены фермерского хозяйства  по достижении ими возраста  шестнадцати лет;

 

) граждане, не состоящие  в родстве с главой фермерского  хозяйства. Максимальное количество  таких граждан не может превышать  пяти человек.

 

Следовательно, в силу личного  трудового характера деятельности правом на создание крестьянского (фермерского) хозяйства обладают только физические лица.

 

Общим требованием, которое  предъявляется по отношению к  гражданам-учредителям, является наличие  у них полной гражданской дееспособности. По гражданскому законодательству дееспособность в полном объеме наступает в возрасте 18 лет (ст.21 ГК РФ), то минимальный возраст  гражданина для участия в создании фермерского хозяйства - 18 лет. Исключение составляют несовершеннолетние граждане от 16 до 18 лет, которые были в установленном порядке эмансипированы (ст.27 ГК РФ) или приобрели полную дееспособность иным образом в соответствии с законом (п.2 ст.21 ГК РФ). Необходимо отметить, что вступить в члены фермерского хозяйства после его создания можно уже с 16-летнего возраста, на что указано в п.2 ст.3 вышеуказанного закона.

 

Согласно действующему законодательству в случае учреждения фермерского  хозяйства двумя и более лицами решение о его создании принимается  всеми учредителями, то есть собранием  членов, тогда как единственный учредитель принимает такое решение единолично.

 

В соответствии со ст.4 Закона N 74-ФЗ по общему правилу для создания многосоставных фермерских хозяйств необходимо заключение соглашения о создании крестьянско-фермерского  хозяйств. Данное соглашение представляет собой сделку, составляемую учредителями фермерского хозяйства, то есть теми лицами, которые желают создать крестьянско-фермерское хозяйство. При этом как отмечает автор комментарии к Закону "О  крестьянском (фермерском) хозяйстве" Е.Л. Минина: "Необходимо отметить, что  в перечне документов, представляемых при государственной регистрации  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя, которые перечислены  в п.1 ст.22.1 Федерального закона "О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей", такое соглашение отсутствует. А  в статье 9 этого Закона указано, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных  настоящим Федеральным законом. Формы соглашения о создании фермерского  хозяйства среди форм, утвержденных названным выше Приказом Министерства РФ по налогам и сборам, также  нет, но оно фигурирует в этом Приказе среди документов, о получении которых регистрирующим органом выдается расписка. Следовательно, представления соглашения для регистрации фермерского хозяйства регистрирующие органы по закону требовать не могут".

Информация о работе Крестьянские (фермерские) хозяйства в России