Крестьянские (фермерские) хозяйства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со Столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, что каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными и правительственным актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство).

Файлы: 1 файл

о КФХ.docx

— 77.61 Кб (Скачать)

 

Таким образом, можно говорить о спорности значения при создании хозяйства заключения такого соглашения. С одной стороны, законодательство говорит, что необходимо заключить  соглашение, для того чтобы урегулировать  все необходимые вопросы, которые  будут возникать в хозяйственной  деятельности членов фермерского хозяйства  и для защиты их интересов, чтобы  при возникновении спорных моментов они смогли бы обратиться к их договору, подписанному всеми участниками. С  другой стороны, само законодательство о регистрации, не предусматривает  в качестве необходимого документа  такого рода соглашение, поскольку  как уже не раз было оговорено, создание фермерства приравнивается к  созданию главы как индивидуального  предпринимателя, ведущего фермерское хозяйство. Однако в дальнейшем вряд ли члены хозяйства смогут доказать свое членство, то есть наличие правомочий, вытекающих в связи с причастностью  к хозяйствованию в фермерском хозяйстве, поскольку именно в данном акте отражаются основные права и обязанности  участников фермерства со всеми вытекающими  из этого последствиями: трудовой стаж, пенсионные отчисления и т.д. Поэтому  законодателю необходимо придать большее  значение соглашению о его создании. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства не придают большого значения вышеуказанному соглашению и, как правило, его не заключают.

 

Соглашение о создании фермерского хозяйства можно  определить как многостороннюю сделку, заключаемую и подписываемую  гражданами, изъявившими желание создать хозяйство, предусматривающий правовое регулирование прав и об обязанностей членов фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства и владение, пользование, распоряжение им; порядок принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства; порядок распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов, а также другие условия, не противоречащие гражданскому законодательству.

 

Соглашение о создании фермерского хозяйства представляет собой правовую новацию. Данное понятие  введено, для того чтобы уменьшить  трудности и придать некую  определенность правовому положению  членов фермерства, поскольку возникали  сложности при судебном разрешении споров между членами фермерских хозяйств по поводу имущественных и  других отношений, а также отсутствовали  полные сведения о самом хозяйстве  и его членах.

 

Соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства  во многом напоминает учредительный  договор создания юридического лица, так как, во-первых, в основном в  качестве учредительного документа  применяется учредительный договор, если количество лиц, желающих создать  субъект права, превышает единицу, соглашение же тоже необходимо только в случае создания многосоставного  хозяйства. Во-вторых, если проанализировать содержание ст.52 ГК РФ и ст.4 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" то можно отметить, что в данных двух документах сходны условия, которые должны быть включены в их содержание, о порядке управления субъектами права, порядке деятельности по совместному созданию субъекта, распределению прибыли и убытков, урегулирования вопросов вхождения в состав субъекта и выхода из него других членов. Таким образом, это еще раз подтверждает факт необходимости правового разграничения деятельности односоставных и многосоставных фермерских хозяйств, а также близость правового статуса фермерского хозяйства и юридического лица.

 

Совершение учредителями фермерского многосторонней сделки, направленной на создание субъекта права, подчиняется как императивным нормам Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", регламентирующих порядок  его создания, а также общим  принципам регулирования корпоративных  отношений. В частности, при совершении данной корпоративной сделки ряд  ее условий может определяться не соглашением сторон, а большинством голосов участников сделки. Кроме  того, по отношению к данным сделкам  могут субсидиарно применяться общие нормы ГК РФ о сделках, в частности о признании их недействительными.

 

Содержанием соглашения о  создании крестьянские (фермерские) хозяйства  являются его условия. Существенными  условиями являются императивно  установленные в законе сведения, которые в обязательном порядке  должны устанавливаться в соглашении:

 

) о членах фермерского  хозяйства;

 

) о признании главой  фермерского хозяйства одного  из членов этого хозяйства,  полномочиях главы фермерского  хозяйства;

 

) о правах и об обязанностях  членов фермерского хозяйства;

 

) о порядке формирования  имущества фермерского хозяйства,  порядке владения, пользования, распоряжения  этим имуществом;

 

) о порядке принятия  в члены фермерского хозяйства  и порядке выхода из членов  фермерского хозяйства;

 

) о порядке распределения  полученных от деятельности фермерского  хозяйства плодов, продукции и  доходов.

 

) иные условия.

 

Перечень существенных условий  данной сделки может быть расширен членами фермерского хозяйства  по своему усмотрению.

 

К соглашению прилагаются  копии документов, подтверждающих родство  граждан, изъявивших желание создать  фермерское хозяйство. Соглашение подписывается  всеми членами фермерского хозяйства. Изменения, касающиеся состава фермерского  хозяйства, должны быть внесены в  соглашение, заключаемое членами  фермерского хозяйства.

 

Для государственной регистрации  вновь создаваемого фермерского  хозяйства в регистрирующий орган  по месту жительства главы будущего фермерского хозяйства представляются следующие документы:

 

а) подписанное главой фермерского  хозяйства нотариально удостоверенное заявление о государственной  регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по форме N Р21002;

 

б) соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (если оно создается не одним человеком), подписанное всеми его членами;

 

в) копия основного документа (паспорта), удостоверяющего личность главы фермерского хозяйства (в  случае если он является гражданином  Российской Федерации);

 

г) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  в качестве документа, удостоверяющего  личность иностранного гражданина, являющегося  главой фермерского хозяйства (в  случае если глава фермерского хозяйства  является иностранным гражданином);

 

д) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  в качестве документа, удостоверяющего  личность лица без гражданства, являющегося  главой фермерского хозяйства (в  случае если он является лицом без  гражданства);

 

е) копия свидетельства  о рождении главы фермерского  хозяйства или копия иного  документа, подтверждающего дату и  место его рождения в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным  договором Российской Федерации (в  случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность главы  фермерского хозяйства, не содержит сведений о дате и месте его  рождения);

 

ж) копия документа, подтверждающего  право главы фермерского хозяйства  временно или постоянно проживать  в Российской Федерации (в случае если он является иностранным гражданином  или лицом без гражданства);

 

з) подлинник или копия  документа, подтверждающего в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке адрес места жительства главы фермерского хозяйства  в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего его личность, или  документа, подтверждающего его  право временно или постоянно  проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

 

и) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или  попечителя на осуществление главой фермерского хозяйства деятельности, либо копия свидетельства о заключении главой фермерского хозяйства брака, либо копия решения органа опеки  и попечительства или копия решения  суда об объявлении главы фермерского  хозяйства полностью дееспособным (в случае если глава фермерского  хозяйства является несовершеннолетним);

 

к) документ об уплате государственной  пошлины.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических  лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. Постановления  Правительства РФ от 16.09.2003 N 577) с 1 января 2004 г. государственную регистрацию  крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляет уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

 

Постановлением Правительства  РФ от 16.10.2003 N 630 установлено, что государственная  регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной  регистрации физических лиц в  качестве индивидуальных предпринимателей.

 

Тем самым определено, что  государственная регистрация фермерских хозяйств, созданных после 1 января 2004 г., осуществляется территориальными органами Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам по месту жительства физического лица - главы фермерского  хозяйства с внесением записи об этом в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и присвоением основного  государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).

 

Регистрация фермерского  хозяйства осуществляется не по месту  нахождения земельного участка, выделенного  для ведения деятельности (если такой  имеется), а по месту жительства главы  фермерского хозяйства. Таким образом, место регистрации фермерского  хозяйства может не совпадать  с местом нахождения земельного участка, на котором оно ведется (они могут  относиться даже к разным субъектам  Российской Федерации).

 

Необходимо отметить одну существенную особенность государственной  регистрации фермерских хозяйств в  настоящее время: формы документов, представляемых в регистрирующий орган  для их регистрации, не утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства  РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной  регистрации юридических лиц, а  также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в последней редакции) утверждены только формы документов, используемых при государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

В Постановлении содержится положение о том, что федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию  юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, разрабатывает  методические разъяснения по порядку  заполнения форм документов, утвержденных этим Постановлением, а также разрабатывает  и утверждает формы документов, используемые при государственной регистрации  юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, не отнесенных Законом N 129-ФЗ к компетенции Правительства Российской Федерации.

 

Тем же Постановлением Правительства  РФ N 439 за Министерством Российской Федерации по налогам и сборам закрепляется право разрабатывать  и утверждать формы документов, используемых при государственной регистрации  крестьянских (фермерских) хозяйств. Это и было осуществлено на практике, а именно формы документов утверждены Приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2003, регистрационный N 5363), в который в последующем были внесены изменения Приказом МНС России от 16.02.2004 N БГ-3-09/121.

 

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая  землеустроительная организация в  течение месяца с момента получения  заявления (или обращения исполнительного  органа государственной власти, если заявление подано туда) с учетом зонирования территорий обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает их. После  этого в течение 14 дней исполнительный орган государственной власти или  орган местного самоуправления принимает  решение о предоставлении участка  в собственность за плату или  бесплатно либо в аренду с приложением  проекта его границ. Если будет  принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, его можно оспорить в судебном порядке.

 

Договор купли-продажи или  аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или  расширения фермерского хозяйства  заключается в течение 7 дней после  представления заявителем кадастровой  карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

 

Важная особенность установлена  рассматриваемым Законом в отношении  минимальных размеров земельных  участков, предоставляемых для крестьянских хозяйств.

 

Как известно, п.1 ст.33 ЗК РФ установлено, что предельные максимальные и минимальные  размеры земельных участков, предоставляемых  гражданам в собственность из находящихся в государственной  или муниципальной собственности  земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации. А в соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

 

В соответствии со статьей 5 Федерального закона №74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным  со дня его государственной регистрации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 года №630 "О Едином Государственном Реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых Государственных Реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №438 и №439" установлено, что государственная регистрация фермерских хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Информация о работе Крестьянские (фермерские) хозяйства в России