История российского предпринимательства (на примере русских промышленников – Мамонтовых, Демидовых, Мальцевых, или промышленников Влади

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:54, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.
В главе первой рассказывается о зарождении российского предпринимательства, становлении товарообмена и денежных отношений. Рассматривается период Ивана Грозного, когда преобладало купечество, и период Петра 1 с его инвестиционным стимулированием промышленности и новыми экономическими реформами.
Во второй главе изложена суть реформы 1861 года, когда отменили крепостное право, и ее последствия для предпринимательства. Также рассказывается о новой экономической политике (1921-1926 гг.), о ее положительном влиянии на предпринимательскую деятельность.
В третьей главе я попыталась раскрыть понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе, показать сущность и функции предпринимательства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1: Становление предпринимательства в России……………….4
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|……….5
1.2. Предпринимательская деятельность во второй
половине 15-17 вв…………………………………………..8
1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие
предпринимательства на примере промышленников
Демидовых...................……………………………………...13

Глава 2: Понятие, сущность, функции и проблемы предпринимательства на современном этапе................……………..18
2.1.Понятие предпринимательства в наши дни………………18
2.2. Сущность и функции предпринимательства…………….20
2.3. Проблемы предпринимательства…………………………25


Заключение…………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Существенное значение для развития в стране предпринимательства имеет определение этого понятия в гражданском законодательстве.

В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция более проявляется в формировании нового слоя людей — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

 

2.3. Проблемы предпринимательства.

 

Развитию предпринимательства в нашей стране придается огромное значение, так как оно способствует:

• изменению отраслевой структуры экономики;

• переориентации экономических отношений и формированию рынка;

• разгосударствлению и приватизации имущества предприятий;

• созданию новых мест;

• расширению потребительского рынка;

• повышению экспортного потенциала страны;

• лучшему использованию местных сырьевых ресурсов;

• повышению культурно-технического уровня, условий активности и ответственности работников;

• формированию новых ценностей и идеалов;

• развитию благотворительной деятельности в России.

В настоящее время перед предпринимательством в России стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все их можно решить.

1. Недостаточная ресурсная база — материально-техническая и финансовая:

причина — создание сектора предпринимательства на пустом месте;

пути решения — льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.

2. Несовершенство законодательной базы:

причина — нет единой законодательной основы; отсутствие законопослушания;

пути решения — совершенство законодательства и усиление контроля за его выполнением.

3. Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий:

причина — нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности;

пути решения — разработка методик по диагностированию деятельности предприятий.

4. Слабое материально-техническое обеспечение:

причина — ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование;

nymu решения — распространение передового опыта.

5. Кадры:

причина — низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства;

пути решения — их обучение и социальная дифференциация.

6. Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую:

причина — отсутствие финансовых возможностей на эти цели;

nymu решения — развитие форм сотрудничества в деловом мире, создание технополисов.

7. Слабая государственная поддержка: 

причина — бюджетные ограничения, бюрократическая волокита;

пути решения – разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства.

              Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие проекты приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.

              Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта.

              Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляет сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений).

              Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности, недогрузки и фактического прекращения технического прогресса в стране.

              В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений.

              Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных планов, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами – членами этой Организации.

              По-иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их растущий допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Эти особенности относятся к пищевой, фармацевтической, химической, автомобильной, авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам финансовых услуг и розничной торговле, мелкому и среднему бизнесу. Поэтому о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляет лишь 10% проанкетированных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на помощь отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечении его прав, что в стране пока отсутствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

              История российского предпринимательства охватывает более тысячи лет. Его летопись – это, прежде всего, летопись становления русской государственности, поскольку политическое освоение гигантских территорий Российским государством шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями. Русские предприниматели сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности национального сознания и русской культуры.

              Еще в Древней Руси вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Эти места получили названия погостов. На погостах совершались сделки, заключались договоры, именно здесь зародилась традиция ярмарочной торговли.

              Древние купцы не были выведены в отдельное сословие, поскольку предпринимательством и торговлей в то время занимались все слои населения, в том числе князья и бояре. Однако уже в 11-12 вв. за убийство купца полагалось гораздо более строгое наказание, чем за простого человека: ведь именно торговля приносила городам богатство и процветание. И в первом русском своде законов «Русская Правда» торговой, предпринимательской деятельности было отведено важное место. В «Русской Правде» строго разграничивались понятия отдачи имущества на хранение и займа, простого займа и отдачи денег в рост из определенного условного процента, займа – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда.

              В эпоху Ивана Грозного «флагманом» российского предпринимательства становится род Строгановых, купеческие корни которого уходят еще в Новгород 15 века. Особое значение приобрела торговля Строгановых с народами Урала и Приуралья, посредством которой, по сути дела, началось активное освоение русскими людьми Урала и Сибири.

              Уже в 16-17 вв. Россия обладала сильно развитой торговой сетью. Именно в то время начался интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны – своего рода прообраз всероссийского рынка. В 17 веке из Москвы брали начало шесть основных торговых путей – Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский, - составлявших экономическую инфраструктуру страны.

              Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. Три четверти купеческих родов, не достигших ста лет, возникли в середине – второй половине 18 века и действовали вплоть до конца столетия. Все эти фамилии перешли в 19 век. В общем их всех купцов, которые дожили до 1917 года, большая часть имела предпринимательские корни в 17 веке, а то и глубже.

Информация о работе История российского предпринимательства (на примере русских промышленников – Мамонтовых, Демидовых, Мальцевых, или промышленников Влади