История российского предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:53, реферат

Краткое описание

За последние 10 лет в нашей стране произошло много перемен, они не могли не затронуть нашу экономику, а вместе с ней и различные формы собственности. Но, когда происходят крупные социальные подвижки типа тех, что мы переживаем сегодня, важно в оценках происходящего не впадать в крайности как глухого неприятия настоящего, так и его безоглядной апологетики. Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предпринимательств.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
1 Предпринимательство в Древней Руси. ……………………………………………4
2 Предпринимательство в дореволюционной России………………………….……6
3 Предпринимательство в современной России……………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………………….11
Список используемой литературы…………………………………………………...12

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 28.21 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..3

1 Предпринимательство в Древней Руси. ……………………………………………4

2 Предпринимательство в дореволюционной России………………………….……6

3 Предпринимательство в современной России……………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………………….11

Список используемой литературы…………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За последние 10 лет в нашей  стране произошло много перемен, они не могли не затронуть нашу экономику, а вместе с ней и  различные формы собственности. Но, когда происходят крупные социальные подвижки типа тех, что мы переживаем сегодня, важно в оценках происходящего  не впадать в крайности как  глухого неприятия настоящего, так  и его безоглядной апологетики. Рыночные отношения приводят ныне к  воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предпринимательств. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу этот социальный феномен, какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями  будет сопровождаться его самореализация, важно пристальнее всмотреться  в капиталистическое прошлое  страны, проанализировать опыт, накопленный  отечественным предпринимательством за века его досоветской истории.

Опыт этот, конечно же, не способен дать ответа на все волнующие вопросы. Но знакомство с ним позволяет  глубже уяснить такие важные и  сегодня проблемы как, например, национальная ментальность и ее проявления в отношениях с практикой предпринимательства, общее и специфическое в истории  российской коммерции в сравнении  ее с западноевропейской и американской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Предпринимательство в Древней  Руси

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого

торгового пути “из варяг  в греки”. Торговля являлась одной  из основ хозяйственной жизни славян.

Оплотом развития предпринимательства  на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли.

В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры. Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре). По словам византийского императора Константина Багрянородного русские купцы в ноябре отправлялись вглубь страны, на погосты, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год. Весной они возвращались в Киев, а из Киева на суднах добирались до Царьграда. В данном городе русские купцы пользовались различными льготами. Шесть месяцев они торговали в Царьграде и возвращались к себе на родину не ранее октября. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

Первый русский свод законов "Русская правда" был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим

занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны  с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как

краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад  в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его

дел.

Успешный рост предпринимательской  деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов.

Он не только предоставлял кредиты, но и брал их.

По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди

пытались заниматься ростовщичеством  под огромные проценты, что зачастую

кончалось для них плачевно. Позднее Владимиром Мономахом был  введен Устав,

который резко ограничивал  сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не

более 20% в год), и тем  самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде.

Русский историк В. Безобразов, анализируя характер великороссов, отмечая  черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, выделяет: чувство меры, практический расчет, самообладание, трезвость характера, сила воли.

 

 

 

 

2 Предпринимательство в дореволюционной России

 

В XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между  отдельными районами страны, т. е. возникает  всероссийский рынок. 
Петр I создал благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Петр I, по словам академика Струмилина, своими реформами впервые открывал широкую дорогу индустриальному предпринимательству. 
        Весьма характерно, что большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей. И это, прежде всего, самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей - Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гарелины, Грачевы, Локаловы, Горбуновы, Скворцовы и многие другие. Каждый из этих предпринимателей организовывал огромные производства, которые снабжали своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей. 
Если при Петре еще существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II ликвидируется необходимость получения "разрешительных указов" на открытие предприятия и его устройство. Екатерина II создает самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства. Она отменяет все возможные ограничения. Одновременно объявляется об уничтожении монополий и введение полной свободы торговли. 
Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Купеческие ряды поддерживали друг друга, роднились между собой.

Символом русского предпринимательства XIX века стала семья старообрядцев  Морозовых. Родоначальник семьи  Савва Васильевич Морозов, крепостной крестьянин, работал ткачом на фабрике, а через некоторое время он сам стал владельцем шелкоткацкого  заведения. В 1820 году Савва Морозов  вместе с сыновьями выкупается на волю за 17 тысяч руб. В 1820 -1840-е годы Морозовы создали четыре хлопчатобумажных фабрики, которые во второй половине XIX века вырастают в четыре огромных фирмы. Перед революцией собственные  капиталы семьи составляли более 110 млн. руб. 
19 февраля 1861 г. манифестом Александра II крепостное право было отменено. Вслед за этим последовал ряд реформ. Великие реформы 60-70х годов XIX века разделил историю России на дореформенный период и пореформенный период. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать "золотым веком предпринимательства". Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.  
         В целом темпы русского предпринимательства в XIX веке были просто поразительны. С 1802 по 1881 годы численность фабрик увеличилась почти в 13 раз, а численность рабочих - более, чем в 8 раз. Только за 1804-1863 годы производительность труда увеличилась почти в пять раз. 
С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного производства вырос в 10-12 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.

Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие в  будущем еще больший урожай, но революция 1917 г. уничтожила эти надежды.

 

 

 

 

 

3 Предпринимательство в современной России

Второй этап возрождения  предпринимательства начинается с 1992 г. Новое правительство России провозгласило решительный переход  к рынку. Началось создание иного  государства, в котором достойное  место должно принадлежать предпринимателям.  
       Сейчас от предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества. Развитие малого бизнеса в Российской Федерации. 
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84 %.

В 90-е годы стабильно росла  доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося  спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным  статистическим данным Госкомстата  РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых  было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной  занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве.

В развитии малого предпринимательства  за последние 1-2 года наметились кардинально  новые тенденции, выразившиеся в  первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для  динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так  и количества занятых при среднегодовых  значениях приростов на уровне около 80%. 
         Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр. 
Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в мартом предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

Можно констатировать, что  в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Политика государственной  поддержки МП осуществлялась на базе налоговых льгот, создания (хотя еще  и в незавершенном виде) цивилизованного  законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной  координации в этой области между  федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей  жизнеспособности МП активно диверсифицируют  хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще  и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью  с быстрым сроком оборачиваемости  капиталов. А торговые капиталы все  чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его  формах. 
        В целом мы полагаем, что новый рывок в динамике числа МП, в увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области демонополизации экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего перехода к фазе оживления и подъема производства и производственного инвестирования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства. 
 

Информация о работе История российского предпринимательства