Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:54, реферат
Целью курсовой работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.
В главе первой рассказывается о зарождении российского предпринимательства, становлении товарообмена и денежных отношений. Рассматривается период Ивана Грозного, когда преобладало купечество, и период Петра 1 с его инвестиционным стимулированием промышленности и новыми экономическими реформами.
Во второй главе изложена суть реформы 1861 года, когда отменили крепостное право, и ее последствия для предпринимательства. Также рассказывается о новой экономической политике (1921-1926 гг.), о ее положительном влиянии на предпринимательскую деятельность.
В третьей главе я попыталась раскрыть понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе, показать сущность и функции предпринимательства.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Становление предпринимательства в России……………….4
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|……….5
1.2. Предпринимательская деятельность во второй
половине 15-17 вв…………………………………………..8
1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие
предпринимательства на примере промышленников
Демидовых...................……………………………………...13
Глава 2: Понятие, сущность, функции и проблемы предпринимательства на современном этапе................……………..18
2.1.Понятие предпринимательства в наши дни………………18
2.2. Сущность и функции предпринимательства…………….20
2.3. Проблемы предпринимательства…………………………25
Заключение…………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………….31
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Реферат на тему:
История российского предпринимательства (на примере русских промышленников – Мамонтовых, Демидовых, Мальцевых, или промышленников Владимирской губернии).
| Выполнил: |
Ф. И. О. | Колесникова Ирина Валентиновна |
Форма обучения | заочная |
Специальность | _________________ |
Группа | 3ЭСД-11 |
Номер зачетной книжки | 3Э-60/11 |
Вариант | _________________ |
|
|
| Проверил: |
Ф. И. О. | Тесленко Ирина Борисовна
|
Степень, звание | _________________ |
Результат проверки | _________________ |
Дата проверки | _________________ |
ВЛАДИМИР 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Становление предпринимательства в России……………….4
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|……….5
1.2. Предпринимательская деятельность во второй
половине 15-17 вв…………………………………………..8
1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие
предпринимательства на примере промышленников
Демидовых...................……
Глава 2: Понятие, сущность, функции и проблемы
2.1.Понятие предпринимательства в наши дни………………18
2.2. Сущность и функции предпринимательства…………….20
2.3. Проблемы предпринимательства…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Становление и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку, формированию нового элитного социального слоя – предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием.
Важная и трудноразрешимая проблема построения рыночных отношений в российской экономике – проведение структурных преобразований ее отраслевого хозяйства, прежде ориентированного на индустрию производства, а не на человека, как теперь. Возрождение отечественного предпринимательства нацелено на то, чтобы устранить этот камень преткновения на пути к цивилизованному рынку.
Целью курсовой работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.
В главе первой рассказывается о зарождении российского предпринимательства, становлении товарообмена и денежных отношений. Рассматривается период Ивана Грозного, когда преобладало купечество, и период Петра 1 с его инвестиционным стимулированием промышленности и новыми экономическими реформами.
Во второй главе изложена суть реформы 1861 года, когда отменили крепостное право, и ее последствия для предпринимательства. Также рассказывается о новой экономической политике (1921-1926 гг.), о ее положительном влиянии на предпринимательскую деятельность.
В третьей главе я попыталась раскрыть понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе, показать сущность и функции предпринимательства.
ГЛАВА 1: Становление предпринимательства в России.
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15вв.|.
Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов.
Краткость периода, пригодного для полевых работ, являвшаяся следствием местоположения Древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества излишков.
Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.
Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разрыв замкнутого круга мог быть достигнут при дополнении дохода от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства в Древнерусском государстве.
Для понимания специфики развития деловых отношений следует принимать во внимание и огромные усилия для обороны огромной территории и освоения новых земель. Сильное государство мобилизировало скудные ресурсы для решения этих задач. Отсюда вытекала необходимость тяжелого финансового и налогового гнета. Без усиления крепостничества становилось проблематичным содержание многочисленного войска. Все это не могло не сдерживать позитивные тенденции в развитии предпринимательства.
В конце 9 в. наряду с товарообменом, возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. К торговому каравану судов князя и бояр приставлялись купеческие лодки, хозяева которых стремились заручиться вооруженной и обеспечить безопасности товаров.
Внешнеполитическая деятельность киевских князей 9-10 вв. была во многом обусловлена экономическими интересами. По мнению В.О. Ключевского, она имела две цели: приобрести заморские рынки и обеспечить охрану торговых путей. Торговые связи древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией. За границей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. В свою очередь, в русские земли поступали шелковые ткани, золото, вина, парусину, канаты. О значении упрочения внешнеэкономического престижа свидетельствовали торговые договоры, заключенные киевскими князьями с Византией в 10 в., представлявшие собой первые образцы норм международного права, известные нашим соотечественникам. Расширялась география торговых связей. Русские купцы привозили особо ценный товар (меха) в хазарскую столицу Итиль (вблизи современной Астрахани), преодолевая большие пространства - от Киева до Дона, перетаскивая затем суда по суше волоком до Волги. Посредническую роль в налаживании торговли с соседними народами на северо-востоке и северо-западе играли волжские булгары.
Об усложнении хозяйственного организма Киевской Руси свидетельствует и включение в выдающийся памятник права 11 в. - Русскую Правду - положений о купле-продаже, личном найме, хранении, поручении. В этом документе определялся порядок взимания долгов с несостоятельного должника. Достаточно четко различались и виды кредитного оборота. Относительно предпринимательского кредита следует отметить, что он вызывал неоднозначное отношение городских низов. В 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков, взимавшее огромные проценты и занимавшиеся скупкой и перепродажей товаров широкого потребления по спекулятивным ценам.
В 11-13 вв. сформировались межобластные хлебные рынки в Очной, Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси. Южная, Юго-Западная и Северо-Восточная Русь обеспечивали свои потребности в зерне за счет собственного производства, а его излишки сбывали в Северо-Западной Руси, где неурожайные годы случались гораздо чаще.
Характерной особенностью хлеботорговли было то, что основная масса зерна поступала в города из феодальных вотчин, а не из крестьянских хозяйств, которые не имели больших излишков. В хлеботорговле в пределах своих владений активно участвовали бояре, а операциями с зерном обычно занимались профессиональные купцы, имевшие обширные связи с различными землями. Торговцы-оптовики получили с 14 в. прозвище "житопродавцы".
Власть с конца 15 в. начала ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений, освобождая от уплаты пошлин лишь перевозимые в монастыри продукты для их вотчинного хозяйства, но не купленные для перепродажи товары.
Со второй половины 16 в., центром Северо-Восточной Руси становится Москва. Оживление предпринимательской деятельности наиболее ярко отразилось на развитии внешнеторговых связей. В 16 в. первое место по доходности занял Крымский торговый путь. Не случайно именно купцы, торговавшие с Крымом в городе Суроже (ныне - Судак) отлившись своим богатством, они именовались гостями - сурожанами.
Корпорация гостей - сурожан организовывала торговые предприятия. Сопровождаемые внушительной охраной караваны возглавлялись "головным гостем" - представителем богатейшей прослойки. Остальные сурожане называли друг друга "товарищами" или "складниками". Их главным товаром были меха соболя, горностая, рыси, куницы, белки. Большой редкостью в караванах являлись охотничьи птицы, моржовая кость. В Москву из Крыма привозились ткани, пряности, вина, ювелирные изделия, галантерейные товары.
Клиентами гостей - сурожан были в основном князья и их окружение, бояре. Представление о размерах капиталов купцов можно получить из документов, в которых зафиксированы случаи разбойных нападений. Наряду с упоминанием о сумме 1364 руб. (это составляла годовой бюджет удельного купечества), встречались и сведения о купеческом капитале, составлявшем около 1 тыс. руб. Для сравнения отметим, что годовой заработок семьи крестьянина без вычета налогов не превышал 1 руб.
Могущество сурожан, авторитет их корпорации вызывали растущую обеспокоенность великокняжеской власти, стремившейся к подчинению себе представителей торгового сословия. Иван Ш (1440-1505 гг.) нанес три ощутимых удара по корпорации: стал переводить в Москву провинциальных торговцев, которые славились размерами оборотов; переселил в столицу также часть именитого новгородского купечества, а часть сурожан отправил в Новгород. Настоящим потрясением для сурожан стало перемещение торговых путей из Сурожа в Кафу, захваченную турками в 1475 г. Это стало началом заката корпорации.
Другой привилегированной частью купечества стали купцы суконного ряда - «суконщики», стоявшие на более низкой ступени социальной лестницы. Об этом говорит тот факт, что, в отличие от купцов - сурожан, к ним не употреблялся термин "гости". Основным предметом торговых операций являлось сукно. Князь, бояре, зажиточные горожане предпочитали носить одежду из дорогого сукна, производимого в Англии и Фландрии. Менее обеспеченным слоям населения приходилось довольствоваться более дешевыми и грубыми шерстяными тканями, ввозимыми из Германии и Польши.
Эти товары в основном поступали в Северо-Восточную Русь, особую роль играло посредничество ганзейских купцов, продававших оптовыми партиями свой товар москвичам. Помимо сукна, ввозилось серебро, необходимое для чеканки собственных монет, а также изготовления дорогих украшений и парадной великокняжеской утвари.