Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:57, реферат
В данной курсовой работе будет более подробно рассмотрена рентабельность, как основной показатель эффективности работы предприятия. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, т.к. показывает финансовый результат деятельности организации.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Значение, задача анализа показателей прибыльности и безубыточной работы предприятия ........................................................................................................... 5
1.1. Значение прибыли .......................................................................................... 5
1.2. Задача анализа показателей прибыльности, деловой активности и эффективности деятельности предприятия ........................................................ 7
2. Общие понятия рентабельности ...................................................................... 8
2.1. Определение рентабельности ....................................................................... 8
2.2. Группы показателей рентабельности ........................................................... 9
2.3. Рентабельность как показатель эффективности предприятия.................... 10
2.3.1. Оценка рентабельности............................................................................... 12
2.3.2. Планирование показателей рентабельности ............................................. 12
2.3.3. Запас финансовой прочности ..................................................................... 16
2.3.4. Показатели, используемые при анализе безубыточности и запасе финансовой прочности ......................................................................................... 16
2.3.5. Резервы увеличения рентабельности ........................................................ 17
2.3.6. Порог рентабельности ................................................................................ 18
2.3.7. Эффект операционного рычага .................................................................. 18
2.4. Динамика изменения прибыли на исследуемом предприятии .................. 19
2.4.1. Анализ рентабельности предприятия ........................................................ 19
2.4.2. Факторный анализ рентабельности ........................................................... 23
2.4.3. Трехфакторная модель анализа рентабельности ..................................... 26
2.4.4. Методы повышения рентабельности корпораций. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности ................................................................... 27
Заключение ............................................................................................................. 30
Список использованной литературы ................................................................... 32
Анализ безубыточности в настоящее время широко используется для определения:
К постоянным расходам относятся:
Зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.
Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату, остается неизменным ассортимент изделий, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны. [Баканов М.И., Шеремет А.Д: Теория анализа хозяйственной деятельности; М.: Финансы и статистика,1998г.].
2.3.5. Резервы увеличения рентабельности.
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продаж являются, увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:
где РR – резерв роста рентабельности;
Rв – рентабельность возможная;
Rф – рентабельность фактическая;
РП – резерв роста прибыли от реализации продукции;
VРПвi - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Свi - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
Пф – фактическая прибыль от реализации продукции;
Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
2.3.6. Порог рентабельности.
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убыток, но еще не имеет и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю. [Клецкий В.И., Страх И.В.: Прибыль в хозяйственном механизме, - Минск, 1986г. Стр. 40].
Порог рентабельности («точка безубыточности») определяется по формуле:
ПР=Зпост/((ВР-Зпер)/ВР),
где ПР – порог рентабельности,
Зпост – затраты постоянные,
Зпер – затраты переменные,
ВР – выручка от реализации.
Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».
2.3.7. Эффект операционного рычага.
Эффектом производственного операционного рычага называется более быстрое изменение прибыли при изменении выручки от реализации. Он обеспечивается за счет влияния постоянных затрат в составе общих расходов на производство и реализации продукции (работ, услуг), которые остаются неизменными при изменении выручки от реализации.
Сила воздействия
Чем больше удельный вес постоянных расходов в общих расходах на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), тем сильнее действует производственный рычаг, и наоборот.
Сила воздействия
СВОР=(ВР – Зпер)/П,
где СВОР – сила воздействия операционного рычага,
ВР – выручка от реализации,
Зпер – затраты переменные,
П – прибыль.
2.4 Динамика изменения прибыли и рентабельности на исследуемом предприятии
Для характеристики предприятия
потребуется достаточная и дост
Важнейшими источниками информации служат баланс с объяснительной запиской к нему, а также форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» с соответствующими справками, расшифровками к нему.
Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают.
2.4.1 Анализ рентабельности предприятия
Показатели рентабельности
и эффективности использования
имущества характеризуют
Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.
Рентабельность оборота, характеризует эффективность операционной
(производственно-
Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.
Формирование показателя рентабельности продаж показано на рис 2.1:
Рис. 2.1. Формирование показателя рентабельности продаж
Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Следовательно, для повышения эффективности вложении можно действовать в двух основных направлениях:
• Увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж.
• Уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.
В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.
Для того чтобы понять, как и за счет чего формируется итоговый показатель рентабельности собственного капитала следует рассмотреть ряд промежуточных показателей:
Рентабельность чистых активов - показатель эффективности операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отношение операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов где:
Чистые активы = Собственный капитал + Кредиты (долго – и краткосрочные)
С другой стороны рентабельность
чистых активов формируется за счет
их оборачиваемости и
(Операционная прибыль / Объем продаж) * (Объем продаж/Чистые активы) = (Операционная прибыль / Чистые активы)
Рентабельность чистых
активов используется при оценке
эффективности финансового
Финансовый рычаг- соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредитования на эффективность деятельности предприятия. Основной критерий оценки эффективности финансового рычага - ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот.
Значение финансового рычага показывает на сколько увеличится / уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении / уменьшении рентабельности чистых активов.
Финансовый рычаг рассчитывается по
следующей формуле: = Чистые активы / Собственный
капитал
Используя приведенные
выше показатели мы можем
Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов * Финансовый рычаг = (Операционный доход / Объем продаж) * (Объем продаж / Чистые активы) * (Чистые активы / Собственный капитал) = (Операционный доход / Собственный капитал)
Теперь для получения
окончательной формулы
(Операционный доход/ Собственный капитал)*
(((ОД-I)*(I-Т))/ОД)=
где |
ОД - операционный доход; |
I - сумма процентов по кредитам; | |
Т - ставка налога на прибыль |
Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь не учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат из отчета о прибылях и убытках.
Схематично формирование показателя рентабельности собственного капитала показано на рисунке 2.2.
Поправка на кредиты и налоги |
||||||
Финансовый рычаг |
||||||
Рентабельность собственного капитала | ||||||
Оборачиваемость чистых активов |
||||||
Рентабельность чистых активов |
||||||
Рентабельность продаж |
||||||
Рис.2.2. Схема формирования показатели рентабельности собственного капитала
Основными факторами, формирующими
частные показатели и через них
влияющими на рентабельность собственного
капитала являются:
Факторы операционной деятельности:
• рентабельность продаж;
• оборачиваемость чистых активов.
Факторы финансовой деятельности:
• финансовой рычаг;
• проценты и налоги.
Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капитала).