Шелкография в рекламной полиграфии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 04:43, реферат

Краткое описание

Изготовление рекламной продукции в последнее время переживает довольно оригинальный этап развития. В советское время рекламной полиграфии не было практически совсем, затем наступил период, когда нужно было изготавливать хоть какой-нибудь рекламный материал (и многих устраивал убого сверстанный листок, отпечатанный на ризографе). Дальше получила распространение более или менее хорошая цветная полиграфия.

Файлы: 1 файл

Шелкография в рекламной полиграфии.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Шелкография в рекламной полиграфии

Редакция журнала 

Декорирование печатной продукции все больше входит в моду. О том, что может дать трафаретная печать, читайте в  этой статье.

Изготовление  рекламной продукции в последнее  время переживает довольно оригинальный этап развития. В советское время рекламной полиграфии не было практически совсем, затем наступил период, когда нужно было изготавливать хоть какой-нибудь рекламный материал (и многих устраивал убого сверстанный листок, отпечатанный на ризографе). Дальше получила распространение более или менее хорошая цветная полиграфия. И в настоящее время это превратилось в цветную печать массовыми тиражами.

Желание выделиться сохраняется и сейчас. И все  чаще встает вопрос: как сделать  так, чтобы рекламный материал радикально отличался от массового, чтобы его заметили, захотели взять в руки, прочитали и рассмотрели. Похожая ситуация наблюдается с обложками журналов, с упаковкой и многими другими видами полиграфической продукции.

ВНИМАНИЕ

Этой статьей  мы начинаем серию публикаций о различных полиграфических технологиях, которые могут использоваться для отделки печатной продукции с целью улучшение ее визуального или психологического воздействия. Надеемся, что представленная информация поможет вам правильно выбрать способы отделки. В этом номере мы представляем трафаретную печать.

Здесь на помощь приходит шелкография, или трафаретная  печать, - специальный вид печати, позволяющий наносить почти на любой  материал краски, лаки и другие покрытия слоями большой толщины. Кроме того, видов покрытий, применяемых в шелкографии, намного больше, чем в традиционной офсетной печати. Пользуясь этим способом для отделки, можно на обычном офсетном оттиске получить разнообразные визуальные и даже тактильные эффекты. Естественно, шелкография может использоваться и для печати, и для отделки.

Виды  покрытий, наносимых  шелкографией

Шелкография, пожалуй, самый универсальный вид печати в плане запечатываемых материалов: помимо привычных бумаги и картона  можно использовать разнообразный  пластик и пленки (в то время как для офсетной печати пригодны лишь некоторые, специально созданные для этой цели, полимерные материалы). Соответственно, существует довольно широкий ассортимент покрытий, которые можно наносить шелкографией.

Печать желтой краской по тонированной в массе бумаге. Слева - трафаретная печать, справа - офсетная. Офсетные краски чаще всего прозрачные (на этом основан принцип их работы), и через них хорошо просвечивает цвет запечатываемого материала. В результате цвет на оттиске меняется. В трафаретной печати краски кроющие, и в результате желтая краска остается желтой и хорошо видна на темном фоне.  

Использование кроющих белил при печати на прозрачном пластике. На напечатанное офсетомизображение выборочно наносятся кроющие  белила. В результате даже при просмотре на свет изображение сохраняет контраст и цветовую насыщенность. Если белила не наносить, то в силу прозрачности офсетных красок и отсутствия объекта, от которого свет может отразиться (обычно он отражается от бумаги), изображение существенно теряет насыщенность 

Цветные краски. Шелкография позволяет наносить на запечатываемый материал красочные  слои различной толщины, которая  зависит от структуры сетки, используемой в качестве формы. В офсете толщину  красочного слоя также можно регулировать, но в небольших пределах. Поскольку толщина слоя в шелкографии во много раз больше, чем в офсете, интенсивность краски на оттиске будет существенно выше. Более того, как правило, в трафаретной печати используются кроющие краски, а значит, легко можно, к примеру, печатать желтой краской на синей бумаге. Причем желтый останется желтым, а не превратится в едва заметный зеленый, как это было бы в офсетной печати.

Кроющие белила. Очень интересные графические эффекты  получаются при использовании кроющей  белой краски и шелкографского метода нанесения. Можно, например, положить ее на темную основу (тонированную бумагу, серый картон и т. д.), а поверх нее отпечатать изображение на обычной офсетной печатной машине - естественно, после того, как шелкографская краска высохнет. Кроющие белила бывают и для офсетной печати, но такого качества покрытия получить все же не удается, из-за того, что слой краски в офсете тоньше в 5-7 раз.

Не менее интересен  результат печати кроющими белилами на прозрачном пластике. Например, если на пластике напечатать офсетом полутоновое изображение, а сверху нанести трафаретом белую кроющую краску, то получится яркое насыщенное изображение, которое смотрится через слой пластика. Таким образом можно изготовить, например, прозрачные этикетки или рекламно-информационные материалы для оформления точек продаж (POS-материалы).

Золото, серебро, металлизированные краски. В принципе, и золото, и серебро можно наносить обычным офсетным способом. Однако, как уже говорилось, благодаря  большей толщине красочного слоя в трафаретной печати, металлический эффект существено выше. Более того, замечено, что металлизированные краски, нанесенные офсетом, высыхают дольше. Поэтому, если важна оперативность, то металлизация с использованием трафарета может оказаться хорошим решением.

Флуоресцентные  краски. Видов таких красок довольно много, но только с использованием трафаретной  печати можно получить действительно  яркое, насыщенное, флуоресцирующее  изображение — опять же в силу большей толщины красочного слоя.

Следует иметь в виду, что все вышесказанное применимо для разнообразных запечатываемых материалов, среди которых как вполне обычные, так и довольно экзотические: стекло, металл, кожа, дерево, различный пластик и т. д., для каждого из которых существуют свои специальные рецептуры красок. А значит, число вариантов этих самых типов красок поистине огромно.

КОММЕНТАРИЙ

Не для полутоновой  печати

У читателя может  создаться впечатление, что благодаря  высокой интенсивности трафаретных  красок и большой толщине красочного слоя можно получить очень насыщенное и яркое изображение, близкое к фотографическому, или как говорят в полиграфии, полутоновое. Это абсолютно не соответствует действительности. Как правило, шелкография не используется для печати полутоновых изображений, тут она проигрывает офсету по всем статьям. Исключение составляют случаи, когда использовать офсет технологически невозможно, например, при печати на тканях, виниле. Поэтому правильнее воспользоваться шелкографией для печати ровных плашек, сплошной запечатки, штриховой печати без точного совмещения и т. д. Но наилучшим образом она подходит для отделки.

СПРАВКА

Принцип трафаретной  печати построен по-особому и не похож ни на один другой.

В большинстве  классических способов печати краска так или иначе сначала наносится на специальную поверхность (печатную форму), создающую вид будущего изображения, а затем переносится на другую (запечатываемый материал). В трафаретной печати краска продавливается ракелем через специальную сетку, которая и является печатной формой. Часть ячеек сетки закрыта специальным лаком для создания требуемого изображения. На заре изобретения этого способа сетку делали из шелка, отсюда другое название — шелкография.

Количество передаваемой краски или лака зависит от диаметра нитей трафаретной сетки, их числа на единицу площади, жесткости ракеля, его угла наклона и давления на него. Это позволяет наносить разное количество краски или лака на запечатываемую поверхность. Можно наносить как тонкие, так и, что особенно важно, очень толстые слои (до 20-35 г/м2). Отсюда и декоративные эффекты, которые легко получить именно трафаретной печатью.

ДОПОЛНЕНИЕ

Трафаретная печать и тиражи продукции

Подобно любому другому способу, трафаретная печать используется для производства различных  по величине тиражей продукции. Но, если говорить о сроках изготовления и оптимальной стоимости, то следует иметь в виду несколько ее особенностей.

Трафаретная печать - довольно медленный способ - в силу самого принципа работы. Краска переходит  на материал через мелкю сетку, причем ее продавливает особый нож - ракель. Он должен пройти по каждому оттиску, и сделать это очень быстро невозможно по многим причинам, главная из которых - густота краски, или, как говорят специалисты, высокая вязкость. Поэтому скорость даже самых современных и скоростных автоматизированных трафаретных машин в несколько раз ниже, чем офсетных. Есть, правда, еще и ротационный трафарет, скорость которого заметно выше обычного, с плоской сеткой, но он используется почти исключительно для печати этикеток большими тиражами и отдельно не существует. Вывод: не следует ждать от трафаретной печати быстрого изготовления больших тиражей.

Большая часть  трафаретных станков - полуавтоматические, с ручной подачей запечатываемого  материала. Это означает, что отпечатать на них очень большие тиражи довольно проблематично.

Сушка оттисков, как правило, проводится едва ли не полистно. Зачастую оттиски приходится раскладывать на специальных стеллажах  или подвешивать на особых вешалках, что также накладывает свои ограничения на тираж.

С другой стороны, трафаретные станки могут печатать довольно большой формат, поэтому  можно наносить краску или лак  на несколько изделий одновременно.

Форма трафаретной  печати изготавливается довольно долго, по крайней мере, существенно дольше офсетной, и стоит она существенно дороже. А значит, сверхмалые тиражи печатать не очень выгодно.

Решая, какой  тираж продукции отдавать на шелкографию, нужно учитывать все перечисленные  факторы. Практика показывает, что наиболее рационально использовать трафаретную печать для изготовления тиражей от нескольких сотен до 3-5 тыс. экз.

Образцы глиттеров 

Глиттеры (блестки), предназначенные для декорирования  полиграфической продукции. Это  только малая часть всего разнообразия блесток, которое может быть предоставлено любым ведущим поставщиком подобной продукции. Необходимо иметь в виду, что далеко не все глиттеры могут использоваться для добавления в трафаретные лаки в силу большой величины частиц. Однако те глиттеры, которые нельзя добавлять в лак, все же можно использовать, особенно если тираж продукции не очень большой. Для этого можно использовать технологию, называемую присыпкой.

Лакирование

Самой, пожалуй, интересной областью применения шелкографии  для декорирования оттисков является их лакирование. Вообще лакирование  в последнее время вошло в  моду. Более того, уже устоялся термин "глянцевые журналы", означающий как раз то, что их обложки покрыты лаком. Существует множество технологий лакирования, и одна из самых любопытных - шелкография.

Сплошное лакирование. Самый простой вид лакирования, при котором вся поверхность  оттиска покрывается лаком. Как  правило, именно так поступают с  обложками журналов. Задач у такого лакирования две: защитить оттиск от мелких повреждений (он меньше царапается и истирается) и сохранить товарный вид обложки. Кроме того, обложка выглядит более респектабельно, а само издание ассоциируется с престижем и солидностью. Естественно, для придания той самой солидности подвергать лакированию можно и буклеты, и даже листовки. Особым шиком в последнее время становится использование не глянцевого, а матового лака, придающего лакированной поверхности ни с чем не сравнимое ощущение бархатистости - и при этом очень хорошо подчеркивающего изображение.

Выборочное лакирование. Лаком покрывается только часть  изображения - та, на которую хочется  обратить максимум внимания потребителя. Различных вариантов выборочного  лакирования может быть множество: с его помощью усиливают блики, передают блеск металлов и драгоценных камней, выделяют иллюстрации на странице и многое другое. Особенно интересные результаты можно получать, комбинируя глянцевый и матовый лаки, а также лаки с матовым ламинатом, трафаретными красками, в том числе флуоресцентными.

Декоративное  лакирование. В трафаретный лак  можно включить самые разные добавки, специально разработанные дляэтой  цели. Они называются глиттерами (в  русском языке используется прямая калька с английского слова glitter. Ближайший эквивалент - блестка, но он в терминологии специалистов почему-то не прижился).

ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

Шелкография или  трафаретная печать?

Во избежание  терминологических ошибок сразу  сообщим, что шелкография и трафаретная  печать - два названия одного и того же способа печати.

Трафаретная печать (слово "трафарет" происходит от итальянского traforetto, что буквально означает "продырявленное") возникла очень давно, и, скорее всего, является самым старым способом печати. Точных данных о его происхождении нет, однако известно, что более 4 тыс. лет назад в некоторых странах Востока, в частности, в Китае и Японии, через трафарет наносили рисунки на ткань. Позже трафарет стали использовать в архитектуре, для декорирования стен и потолков.

В современном  виде трафаретная печать появилась  в 60-х гг. XIX в. во Франции. Тогда впервые  для печатной формы, или трафарета, была применена специальная сетчатая ткань из шелковых нитей (отсюда и  произошло второе название способа  — шелкография). Пробельные элементы (места, через которые краска не должна проходить) на этой ткани покрывали специальным лаком, а через печатные элементы (те участки оттиска, которые должны быть покрыты краской) специальным ракелем продавливали густую краску.

Информация о работе Шелкография в рекламной полиграфии