Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа
Цель работы – через изучение политологии как научного знания, познакомиться с существующей учебно-методической литературой по предмету, выявить проблемы современных учебников по предмету.
Задачи:
- Рассмотреть политологию как научное исследование, изучить термин «политология» - дать определение, выявить происхождение;
- выделить объект и предмет политологии;
- понять функции политологии и ее место среди других наук;
- сделать экскурс в историю политологии: узнать причины зарождения политологии как науки, выделить основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России;
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I: Политология как научное исследование……………………..7
1.1 Термин «политология»: определение, происхождение………….7
1.2 Объект и предмет политологии………………………………….11
1.3 Функции политологии……………………………………………13
Глава II: Политическая наука одновременно и стара, и современна………………………………………………………………………17
2.1. Причины зарождения политологии как науки…………………17
2.2 Основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России…………………………………………………………………20
Глава III: Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы………………………………………………………28
3.1. Анализ существующей учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..28
3.2. Рекомендации и предложения по развитию учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………...42
Список литературы………………………………………………
Специфической чертой политической науки является то, что она до сих пор в силу своего постоянного и довольно радикального обновления, вынуждена бороться за статус самостоятельности по четырем основным направлениям:
а) против предрассудка, в соответствии с которым политика понимается как искусство и потому к ней неприменимы научные категории. Искусство действительно является необходимым компонентом политической жизни, оно предопределяется вероятностным характером политического процесса, не контролируемыми его переменными элементами, профессиональными качествами политика и т.д. Тем не менее, искусство политического компромисса, политической работы с людьми, принятия решений и всех других подобных видов политической деятельности не должно доминировать над более глубокими рациональными началами политики;
б) против воззрений, согласно которым политические ситуации являются чем-то одноразовым, не повторяющимся и потому для их познания вполне достаточно такой науки, как история;
в) против предубеждения, что политическая наука имеет дело с формами господства, а это относится к компетенции общего государственного права;
г) против отрицания ее самостоятельности на том основании, что в ее исследованиях участвует социология.
Политическая наука представляет собой открытую систему знаний, развивающуюся на основе постоянного уточнения и обновления теоретических образов политики, расширения исследований ее социального пространства. Политика не дает себя сфотографировать, - отмечал французский социолог и политолог П. Бурдье. Но политическая наука имеет свои постоянные научные категории, которые выступают своеобразными ступеньками познания - это демократия, свобода, выборы, лоббизм, партии, власть, интересы и многие другие. Ученые выделяют семь групп основных вопросов и проблем, которыми занимается политология:
- во-первых, речь идет об изучении политической власти, ее содержания, форм, оснований, ресурсов, проблем легитимности, разделения властей;
- во-вторых, политология теснейшим образом связана с исследованием государства как важнейшего политического института. Здесь на первый план выступают формы государства, типы политической власти, политические системы и режимы, гражданское общество;
- в-третьих, особый комплекс проблем, освещаемых политологией, представлен политическим лидерством и политическими элитами, то есть субъектами политической власти, ее носителями;
- в-четвертых, к центральным объектам внимания в политологии относятся вопросы о политических движениях и партиях;
- в-пятых, объектом исследования политической науки выступают избирательные системы как мощное и легитимное средство завоевания власти;
- в-шестых, политологию нельзя себе представить без анализа политических процессов, их содержания, структуры и форм, особенностей принятия и реализации управленческих решений;
- в-седьмых, важный комплекс изучаемых наукой о политике вопросов касается политической культуры общества, ее формирования и развития [17, c.89].
2.2. Основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России
В истории становления политологии четко выделяются основные этапы [16, c.150].
Политическая мысль Древнего мира (Египет, Иран, Китай, Индия, Греция, Рим). Для этого этапа характерна мифологическая форма политических воззрений, в это время господствовало представление о божественном происхождении власти, но проявлялись и признаки постепенного освобождения от донаучных в целом представлений о мире политических отношений. В трудах древних мыслителей политика отождествлялась с государством, государство - с обществом, предполагая взаимосвязанность организации человеческой жизни и публичной власти. В этот период политика впервые выступает предметом научной рефлексии, имея в виду превращение власти в проблему и в смысле опасности безвластия (анархии), и как гипертрофии власти, всегда грозившей обществу необузданностью тирании. В Древней Индии эта проблема рассматривалась сквозь призму управления делами общества, заключавшемся в том, чтобы с помощью данды (принуждения, наказания) сохранять и поддерживать дхарму (праведное исполнение людьми своих обязанностей). Самый крупный индийский политический мыслитель этого периода Каутилья (IV век до н.э.) акцентировал в этой связи внимание на трех основных вопросах: деятельности и функциях мудрого правителя; управлении общественными делами и праве; войне и дипломатии. Политические концепции мыслителей Древнего Китая практически всегда сводились к нескольким позициям: а) власть носит божественный характер; б) управлять общественными делами должны мудрые люди; в) правитель должен быть справедливым и заботиться о благе подданных.
В творчестве Платона и Аристотеля - высшем достижении политической мысли древней Греции, - дилемма безвластия и тирании занимала центральное место. Платон при ее исследовании концентрировал внимание на укреплении власти, гарантиях порядка и согласия в обществе. Аристотель же, прежде всего, уделял внимание анализу средств и механизмов подчинения власти требованиям общественного блага и обеспечения человеческого благополучия. С ростом и укреплением могущества Древнего Рима развивались политические институты, а с ними и политические концепции Полибия, Цицерона, Сенеки, в центре внимания которых были институциональные формы политики и критерии их оценки с позиций законности и справедливости;
Политические учения Средневековья, когда господствовали теологические обоснования политической власти. Весьма популярная теория о правящих миром двух мечах, духовном и светском, положила начало длительным конфликтам в Европе. Власть церкви в средние века признавалась более значимой по сравнению с прерогативами государства, в связи с чем светская власть ставилась в непосредственную зависимость от церковной. Но постепенно, особенно начиная с XII века, начался процесс выделения государства из общества. Политическая мысль стала решительно двигаться к таким понятиям, как суверенитет народа, обязанности государства, законы как правила общежития людей, в то же время государство начало рассматриваться как автономный, самостоятельный корпоративный орган.
Нарастание рационального описания все более усложнявшихся политических явлений привело в XIII веке к созданию на основе схоластики уже специфической политической науки. Она именовалась по разному: "ars politica", что означало "политическое искусство" (Альберт Великий), "scientia politica" - "политическая наука" (Фома Аквинский), "doctrina politica" - "политическое учение" (Л. Гвирини), "sanctissima civils scientia" - "божественная гражданская наука" (С. Брент). Это был коренной поворот в сторону формирования специализированных знаний о политической cфере жизни людей. Как бы там ни было, но именно средневековые мыслители создали основы для появления в недалеком будущем теории общественного договора. К XIV столетию уже были известны основные положения этой теории, согласно которой народ имел право:
а) на создание системы власти, не зависимой от церкви и ее порядков;
б) на изменение формы правления, коль скоро это ему, народу, заблагорассудится;
в) на представительство в высших органах власти и т.д.;
Эпоха Возрождения и Просвещения была отмечена новым пониманием политики и ее роли в общественных делах. Обособление науки от религии, появление технологического отношения к природе (природа не храм, а мастерская) и отделение политики от морали открыли путь к ее развитию как инструментального знания, связанного, прежде всего, с функционированием власти. По своему восприняв завещание античности, Т. Гоббс и Дж. Локк в новых условиях разрабатывали дилемму, уже традиционно включавшуюся в основу размышлений о политике: диктатура или самоуничтожение общества безвластьем. Рассуждения Гоббса о власти, стоящей перед лицом опасности разрушительных общественных стихий, не потеряли своей актуальности и в наши дни, имея в виду необходимость установления порядка и стабильности во многих вовлеченных в процессы радикальных трансформаций странах современного мира [1, c.83].
Анализ Локка развертывался в иной плоскости: он размышлял над тем, как обуздать неумеренные аппетиты власти и гарантировать свободу гражданскому обществу. Здесь главной проблемой становится не власть как альтернатива безвластию, а качество самой власти, которую всегда полезно держать в разумных рамках общественного контроля. Этот английский мыслитель закладывает основы либеральной традиции на Западе, согласно которой история рассматривается как процесс постепенного отступления государства, сужения его прерогатив в пользу общественной гражданской самодеятельности.
Синтез гоббсианских и локковских взглядов осуществил Ш. де Монтескье, ответивший на вопрос, посредством каких правовых процедур можно получить гарантии эффективной и в то же время законопослушной власти. Своим пониманием духа законов в смысле одинакового подчинения им и отдельных граждан, и самой верховной власти, этот философ создал предпосылки для возникновения концепции правового государства. В качестве наиболее действенной технологии обуздания демона неограниченной власти он выдвигал принцип разделения властей. На этом этапе политическая мысль освобождается от теологии, формируется гражданская концепция политики. В трудах ученых детально исследуются такие понятия, как общественный договор, естественные права, разделение властей, анализируются проблемы прав и свобод человека, законы функционирования государства.
Итальянский мыслитель Н. Макиавелли, введя в научный лексикон термин stati, трактовал его не как отражение конкретного государства, а как особым образом организованную форму власти, призванную дать людям защиту и безопасность, а не мудрость, спасение или счастье, как это считалось раньше. Провозгласив, что Человек, а не Бог - центр Вселенной, он предвосхитил появление либерализма, впервые в истории политической мысли выделившего человека с его разумом и способностями в самостоятельный объект исследования и субъект политического равенства. Новая концепция политики утвердилась в западноевропейских буржуазных обществах и глобализировалась по мере колонизации народов Азии, Африки и Америки. Она основывалась на следующих исходных постулатах: а) материальная заинтересованность и благополучие человека являются основой политической деятельности и ее динамики; б) политика базируется на политическом равенстве и равенстве перед законом всех граждан государства; в) политически человек выступает создателем общества, его индивидуальный эгоизм считается естественным [10, c.67].
Политические учения Нового времени, когда происходит формирование идеологий власти (либерализм, консерватизм, социал-демократизм, коммунизм), обосновывается необходимость разделения властей, формируются механизмы либеральной демократии, возникают идеи правового государства и гражданского общества, формулируются концепции прав и свобод человека и т.д. На этом этапе на смену гражданской концепции политики приходит социальная форма ее интерпретации. Отправной точкой новой концепции является уже не индивид с его потребностями, интересами и естественными правами, а социальные группы: сословия, социально-профессиональные объединения, классы, нации. В выяснении характера и роли государства в социальном прогрессе основное внимание сосредоточивается на его историческом развитии, причем допускается мысль об участии государства в экономическом и общественном прогрессе стран и народов.
Ж.-Ж. Руссо, Э. Берк, И. Бентам, Дж. Милль и другие выдающиеся мыслители XVIII-XIX вв. четко обозначили проблемы примирения, сотрудничества государства и общества. XIX век ознаменовался разработкой трех разновидностей понимания буржуазного общества и логики развития его политических институтов:
1) К. Сен-Симон, И. Кант характеризовали Западную Европу как индустриальное общество, занятое производством богатства;
2) К. Маркс описал его как капиталистическое общество, классовые антагонизмы которого и образуют основу всей социально-политической и экономической динамики;
3) А. де Токвиль относился к индустриальным странам как к массовым обществам, скрытая пружина развития которых заключается в противоборстве между демократией свободы и демократией равенства.
Парадокс сопоставления социальных теорий этих великих мыслителей заключается в том, что каждый из них так или иначе показывал, как логика развития социально-политических процессов и отношений ведет к возникновению общества без политики, к концу политики, если исходить из идеалов свободы и справедливости. Они установили наличие конфликта между главными устоями индустриального общества. В своей устремленности к рациональному управлению оно не могло не подрывать несущих консолей буржуазного образа жизни (замена власти собственников властью менеджеров) и оснований демократии (переход от республики депутатов к республике экспертов). При этом неприязнь к политике как сфере иррациональных стихий, страстей и насилия отражала во всех трех случаях не только сциентистские (научные) установки индустриального общества, но и бюргерскую трезвость классического буржуазного общества.
Во второй половине XIX в. начинает формироваться самостоятельная политическая наука. Существуют несколько точек зрения относительно начала институционализации политологии, то есть ее оформления в самостоятельное направление в сфере образования и научных исследований. Одни ученые связывают ее появление с возникновением в середине XIX века в Германии правовой школы, ориентированной на изучение государства. Другие отдают предпочтению созданной во Франции несколько позже, в 1871 г., Свободной школы политических наук. Третьи в качестве символической даты появления политологии называют 1857 год, когда в США в Колумбийском колледже Фрэнсис Либер стал читать курс политической теории, а в 1880 году здесь была открыта Школа политической науки. С 70-х годов XIX в. политологию стали преподавать и в большинстве университетов Европы. С 1880 года в США начал издаваться первый политологический журнал[3, c.24].
Развитие современной политической науки условно можно разделить на три этапа:
Информация о работе Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы