Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – через изучение политологии как научного знания, познакомиться с существующей учебно-методической литературой по предмету, выявить проблемы современных учебников по предмету.
Задачи:
- Рассмотреть политологию как научное исследование, изучить термин «политология» - дать определение, выявить происхождение;
- выделить объект и предмет политологии;
- понять функции политологии и ее место среди других наук;
- сделать экскурс в историю политологии: узнать причины зарождения политологии как науки, выделить основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I: Политология как научное исследование……………………..7
1.1 Термин «политология»: определение, происхождение………….7
1.2 Объект и предмет политологии………………………………….11
1.3 Функции политологии……………………………………………13
Глава II: Политическая наука одновременно и стара, и современна………………………………………………………………………17
2.1. Причины зарождения политологии как науки…………………17
2.2 Основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России…………………………………………………………………20
Глава III: Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы………………………………………………………28
3.1. Анализ существующей учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..28
3.2. Рекомендации и предложения по развитию учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………...42
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

Думаю,  что  у  этой  группы  пособий  хорошее  будущее,  ибо  во  всех  вузах  в  настоящее  время  идет серьезная  работа  над  созданием  авторских  курсов  на  базе  общей  программы  учебного  курса,  действующей  в  данном  вузе,  над  созданием  программ  и  курсов  лекций  спецкурсов (обязательных  и  элективных).

Если  при  этом  принять  во  внимание,  что  на  многие  кафедры  пришло  большое  число  молодых  и энергичных  преподавателей,  получивших  базовое  политологическое  образование,  то  в  ближайшие  годы можно ожидать появления новых интересных авторских работ.

Теоретический  уровень  большинства  из  названных  пособий  достаточно  высок.  Но  в  ряде  книг  этот «плюс»  как  бы  переходит  в «минус»,  так  как  подчас  превращает  их  из  учебника  или  учебного  пособия  в монографию или сборник теоретических статей.

Оставляет  желать  лучшего  эмпирическая  база.  По  существу,  можно  назвать  лишь  несколько  работ: пособие «Политика:  теория  и  практика»  Ю.  Краснова  и «Политология» (под  ред.  Б.  Краснова),  в  которых, соответственно,  в  главе IV «Выборы  в  органы  политической  власти»  и  в  главе V «Социально-политическая  технология  избирательной  кампании»  использованы  оригинальные  материалы,  полученные  в  ходе выборов  в  России  в 1989—1993  годах,  а  также  адаптированный  к  российской  действительности  опыт социально-политических  технологий  традиционно  демократических  стран.  Оформлены  эти  материалы в виде таблиц, графиков, схем, рисунков.

Разговор о типе учебника и учебного пособия по курсу политологии будет неполным, если не посмотреть  на  имеющийся  у  нас  учебный  фонд  с  позиции  его  методической  оснащенности.  На  страницах журнала «Вестник  высшей  школы»  не  раз  поднимался  вопрос  о  типе  современного  учебника  как  одном из  видов  учебной  литературы.  А  монография  П.  Буги «Создание  учебных  книг  для  вузов»  выдержала три  переиздания (3-е  изд.,  М., 1993).  В  ней  даны  ответы  на  многие  вопросы,  в  том  числе: «Что  такое учебник?», «Что  такое  учебное  пособие?», «Каким  требованиям  они  должны  отвечать?»  и  др.  Между  тем, анализ  конкретных  учебников  и  учебных  пособий  по  политологии  показывает,  что  рад  авторов  не знакомы  ни  с  дискуссией  на  страницах  журнала,  ни  с  общедидактическими  требованиями,  предъявляемыми  к  учебной  книге,  которые  сформулированы  в  работе  Буги.  Складывается  впечатление,  что  они даже  и  не  думали  о  том,  чем «учебник»  или «учебное  пособие»,  которые  они  подготовили  к  изданию,  а то и к участию в конкурсе, должны отличаться от научной монографии, сборника статей и т. д.

Вместе  с  тем  в  большинстве  названных  пособий  появились  вопросы  для  контроля  или  обдумывания, списки  литературы (в  конце  главы  или  книги).  Это  уже  шаг  вперед  по  сравнению  с  нашими  старыми учебниками  по  общественным  наукам.  Часть  авторов,  познакомившись  с  учебными  пособиями  и учебниками,  изданными  за  рубежом,  и  обнаружив  там  методическое  оснащение,  добавили  в  свои  работы глоссарий,  предметный  или  именной  указатель,  схемы (часто  скопированные  у  иностранных  авторов,  но сохранившие за ними авторство); в конце глав появились выводы или резюме.

Лишь  в  нескольких  книгах  мы  находим  оригинальные  схемы  и  таблицы. Это  учебное  пособие «Политология» (под  ред.  Н.  Волошкина),  где  схемы  даются  по  всем  четырем  разделам  книги,  и «Теория украинской  политологии»  В.  Потульницкого,  где  разработаны  схемы  политического  анализа.  Схемы включены  также  в  книги: «Основы  демократии  и  власти».  Учебное  пособие (под  ред.  Г.  Еськова.  М., Российский  государственный  социальный  институт, 1993); «Политология» (под  ред.  Б.  Краснова); «Политология».  Курс  лекций (М.,  издательство  Социально-политического  журнала, 1993); «Основы науки  о  политике»  в 2-х  выпусках (Ю.  Краснов,  М.  Кривогуз,  В.  Неминущий) (М.,  Московский  коммерческий институт, 1993).

В  выступлении  на  научно-методической  конференции  политологов  и  социологов  России  в  ноябре 1993  года  вице-президент  Российской  ассоциация  политической  науки  В.  Смирнов  отметил,  что  отечественные  преподаватели  жалуются  на  отсутствие  официально  рекомендованных  и  общепризнанных учебников. «Между  тем,—  подчеркнул  Смирнов,—  такова  ситуация  во  всех  областях  обучения  в  США, в  том  числе  в  области  политической  науки.  Конкуренция  в  этой  области  особенно  остра,  так  как  в отличие  от  чисто  научных  книг  издание  учебников,  особенно  их  переиздание,  может  принести  доход,  и притом  немалый.  Жестокая  конкуренция  и  использование  высоких  технологий  в  обучении  привели  к изданию  учебников  и  приложений  к  ним,  которые  отличаются  от  российских,  как  современный  автомобиль отличается от лошади с телегой».

В  качестве  примера  Смирнов  привел  один  из  лучших  учебников  по  американской  политической системе  и  государственному  устройству,  выдержавший  три  издания,— Jeffrey  К. J., Berry M., Goldman J. The Challenge of Democracy: Goverment in America. Boston, Toronto etc., Houghton Mifflin Company, 1992.

Этот  учебник  снабжен  цветными  фотографиями,  таблицами,  графиками,  глоссарием  основных терминов,  предметным,  именным  индексами.  Очень  важным  элементом  данного  учебного  пособия являются  приложения:  четыре  книги  и  дискеты  для  использования  персональных  компьютеров  в  классе и дома. Кроме того, можно заказывать аудио- и видеокассеты.

Что  из  себя  представляют  приложения  к  американскому  учебнику?  Первая  из  четырех  книг  приложений —  это  инструкции-разъяснения  для  преподавателей  по  каждой  главе  учебника:  основные  учебные  цели,  краткий  конспект  содержания  главы,  вопросы,  которые  необходимо  рассмотреть,  дополнительные  материалы,  список  видеокассет  и  описание  их  содержания.  Вторая  книга —  инструкция для  студентов  по  самостоятельному  освоению  каждой  главы  учебника.  Третья  содержит  тесты  для проверки  знаний,  четвертая  книга —  описание  записанных  на  дискетах  статистических (количественных)  данных  и  таблиц,  описание  переменных  и  рекомендации  по  их  применению.  Выпускать  подобного рода  учебную  литературу  российским  политологам  пока  не  под  силу.  Тем  не  менее, первые  шаги  по  пути создания современного учебника по политологии уже делаются.

Положительной  оценки  заслуживает  новая  форма  учебного  пособия,  подготовленного  А.  Мурадяном  под  нестандартным  названием «Двуликий  Янус.  Введение  в  политологию».  Двадцать  бесед  и  десять задач  по  общей  теории  политики (М.,  Международная  педагогическая  академия, 1994).  Книга  содержит беседы  по  восьми  темам:  политика  и  наука,  которая  ее  изучает;  власть,  сила,  насилие,  их  роль  и  место в  политике;  закономерности  политики;  стабильность  и  динамика  политических  систем  и  процессов; политика  и  идеология;  политика,  право,  мораль:  взаимосвязь  и  взаимовлияние;  политическая  экология; политическая культура.

Вероятно,  автор  не  ставил  своей  задачей  проанализировать  все  проблемы,  дающие  целостное представление  о  политике  как  учебной  дисциплине,  а  использовал  проблемный  подход,  раскрывая  лишь часть  понятий,  перечисленных  в  Госстандарте.  Каждая  тема  разбивается  на  разное  число  бесед (3, 4, 2, 1) по  конкретным  проблемам.  Часть  проблем,  выносимых  в  название  беседы,  формулируется публицистически,  дискуссионно.  Например,  беседа  № 3 «Политическая  наука —  это  то,  чем  занимаются политологи?»;  беседа  № 4 «Власть —  средство  или  цель  политики?»;  беседа  № 12 «Авторитаризм — уродливое  дитя  демократии»;  беседа  № 17 «Право  как  моральная  категория: "Вперед  с  Кантом!"».

Поэтому уже первичное ознакомление со структурой книги и с ее оглавлением вызывает интерес. Хотелось  бы  обратить  внимание  на  язык  пособия.  Автор  о  сложном  говорит  просто,  доступно  и образно,  с  использованием  художественной  литературы  и  публицистики,  причем,  предложенный  читателю  текст  по  своему  изложению  не  лекция,  а,  действительно,  беседа.  Это  чрезвычайно  важно,  так  как автор  писал  для  конкретного  читателя —  студентов  первого  курса  вузов,  вчерашних  школьников.  Но такая  форма  изложения  будет  хорошо  воспринята  и  студентами  старших  курсов.  Содержание  раскрывается  в  форме  размышления,  диалога,  очень  тактичного,  уважительного  разбора  различных  точек зрения  и  показа  собственной  авторской  позиции.  Каждая  тема  завершается  планом  семинарского занятия  и  списком  литературы  для  самостоятельного  изучения,  в  конце  книги  дается  политический задачник (десять  задач  на  анализ  политических  ситуаций).  Этот  задачник  ставит  своей  целью  не проверку  знаний,  а  формирование  навыков  политического  анализа  у  обучаемых,  так  как  наряду  с заданием  напечатан  и  возможный  вариант  ответа (ключ  к  нему).  Это  позволяет  студенту  не  только проверить  правильность  своего  решения,  но  и  по  данному  образцу  самостоятельно  составить  подобные задания,  легче  и  правильнее  решать  их,  если  они  встретятся  в  жизни.  Интересны  и  примечания  к  книге, а также приложение — программа курса «Введение в политологию».

3.2. Рекомендации и предложения по развитию учебной литературы по политологии

1.  Хотя  последние  годы  отмечены  появлением  в  России  целой  библиотеки  учебной  литературы  по курсу «Политология»,  проблема  создания  полноценных,  отвечающих  современным  требованиям  учебных  пособий  и  учебников  по-прежнему  остается  насущной.  Главная  трудность  заключается,  на  мой взгляд,  в  том,  что  многие  авторы  плохо  представляют  себе,  в  чем  специфика  учебного  пособия  и учебника  как  вида  учебно-методической  литературы.  Ближе  всех  к  созданию  учебника  нового  типа подошли  те  авторы,  которые  имеют  опыт  педагогической  деятельности  и  отдают  себе  отчет  в  том,  что хороший  учебник  соединяет  научное  и  дидактическое  начала,  учитывает  специфику  субъект-объектных отношений  в  процессе  обучения,  психологические  и  физиологические  особенности,  а  также  будущую специальность обучаемого, объем учебного времени и многое другое. Учебник должен не только содержать  познавательную  информацию,  но  и  умело  доносить  ее  до  учащегося.  Он  должен  быть  написан интересно,  образно,  проблемно,  диалогично,  чтобы  чтение  книги  становилось  началом  самостоятельной работы  обучаемых.  А  это  значит,  что  он  должен  включать  и  вопросы  для  размышления,  самопроверки и  контроля,  и  задания  по  работе  с  документами,  и  задачи  по  анализу  конкретных  политических ситуаций, и аналитический разбор основных понятий, и глоссарий, и т. д.

Оригинальная  часть  современного  учебника  или  приложения  к  нему  должна  содержать  наглядно - информационные  и  справочные  материалы (схемы,  таблицы,  графики,  рисунки,  данные  статистики, материалы,  полученные  в  результате  политологических  исследований,  дискеты  для  ЭВМ  и  др.).  Для учебника  важно,  чтобы  он  имел  свое  научное  лицо,  свою  фундаментальную  научную  позицию,  но  при этом  корректно  показывал  позиции  других  научных  школ  и  направлений.  Учебник,  издающийся  для российских  вузов,  должен  содержать  материалы  по  России  и  их  анализ,  рассказывать  о  достижениях российской  политической  науки (разумеется,  не  в  ущерб  анализу  достижений  мировой  культуры  и политической науки).

2.  Необходимо  продолжить  работу  по  созданию  учебников,  рассчитанных  на  разные  формы  обучения  (стационарное,    дистантное,    вечернее),    разные   ступени    обучения  (обычную,    бакалавриат, магистрат),  различные  типы  вузов (гражданские  и  военные,  университеты  и  академии,  вузы  педагогические,  технические  и  др.)  и  содержащих  авторские  базовые  курсы  и  спецкурсы (обязательные  и элективные).

3.  Большая  часть  учебников  и  учебных  пособий  выпущены  небольшими  тиражами  и  практически недоступны  для  многих  преподавателей,  особенно  в  регионах.  Госкомитет  по  высшей  школе  Российской Федерации  сделал  бы  полезное  дело,  если  бы  помог  организовать  выпуск  лучших  из  них  большими тиражами,  что  сделало  бы  их  доступными  для  преподавателей,  вузовских  библиотек,  учебных  кабинетов и, разумеется, для студентов.

4.  Серьезного  внимания  требует  создание  программированных  учебников  по  политологии  для  ЭВМ и информационных материалов для аудиовизуального комплекса.

5. Назрела  необходимость  создания  учебно-методических  пособий  для  вузовских  преподавателей политологии.  Центрами  по  созданию  таких  книг  могли  бы  стать  институты  переподготовки  и  повышения  квалификации  преподавателей  социально-гуманитарных  дисциплин (ИППК)  при  Московском  и Санкт-Петербургском университетах.

6.  Связь  между  высшей  школой  и  институтами  Российской  академии  наук,  занимающимися  политологическими  исследованиями,  не  отвечает,  на  мой  взгляд,  требованиям  времени.  Хорошо  бы  крупным российским  ученым  выступать  время  от  времени  с  проблемными  лекциями  перед  преподавателями  и студентами.  Полезно  организовать (там,  где  имеются  академические  учреждения)  постоянно  действующие  политологические  семинары  для  всех  интересующихся  политическими  науками.  Это  могло  бы стать хорошим дополнением к учебной литературе, а заодно и способствовать повышению ее качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.

Информация о работе Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы