Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – через изучение политологии как научного знания, познакомиться с существующей учебно-методической литературой по предмету, выявить проблемы современных учебников по предмету.
Задачи:
- Рассмотреть политологию как научное исследование, изучить термин «политология» - дать определение, выявить происхождение;
- выделить объект и предмет политологии;
- понять функции политологии и ее место среди других наук;
- сделать экскурс в историю политологии: узнать причины зарождения политологии как науки, выделить основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I: Политология как научное исследование……………………..7
1.1 Термин «политология»: определение, происхождение………….7
1.2 Объект и предмет политологии………………………………….11
1.3 Функции политологии……………………………………………13
Глава II: Политическая наука одновременно и стара, и современна………………………………………………………………………17
2.1. Причины зарождения политологии как науки…………………17
2.2 Основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России…………………………………………………………………20
Глава III: Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы………………………………………………………28
3.1. Анализ существующей учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..28
3.2. Рекомендации и предложения по развитию учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………...42
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 235.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I: Политология как научное исследование……………………..7

1.1   Термин «политология»: определение, происхождение………….7

1.2   Объект и предмет политологии………………………………….11

1.3   Функции политологии……………………………………………13

Глава II: Политическая наука одновременно и стара, и современна………………………………………………………………………17

2.1. Причины зарождения политологии как науки…………………17

2.2 Основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России…………………………………………………………………20

Глава III: Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы………………………………………………………28

3.1. Анализ существующей учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..28

3.2. Рекомендации и предложения по развитию учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..39

Заключение………………………………………………………………...42

Список литературы……………………………………………………….44

Приложения………………………………………………………………..46


Введение

Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. Гражданин сталкивается с политикой в акциях правительства страны, в муниципалитете, школе, церкви, деловом предприятии и т.д. Политика - один из неизбежных фактов человеческой жизни.

Р.А. Даль

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством.

Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей. Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана учить такая увлекательная наука, как политология [3, c.24].

Следует заметить, политология - новое название политической науки, утвердившееся в 60-е - 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства - краткость и понятность. Перед политологией не стоит задача охватить весь спектр мира политики. С определенной долей уверенности можно сказать, что она выясняет в политике суть политического. В этом смысле следует обратить внимание на две существующие парадигмы: Мишеля Фуко, согласно которой общество по мере своего развития все больше и больше политизируется, и Генри Беккера, по мнению которого движение общества вперед будет сопровождаться все большим сужением сферы политики.

Более того, ряд авторов (Д. Белл, Д. Гэлбрейт, С. Липсет, Р. Арон) вообще считает, что в постиндустриальную эру политика опускается на уровень банальности, становясь результатом эмпирических и пунктуально выполняемых установок. А поэтому, по их мнению, серьезно вести речь о науке, изучающей политику, вряд ли стоит. Известный российский философ А. Зиновьев в своей книге "Запад. Феномен западнизма" пишет в этой связи: "Хотя существует особая профессия, называемая политологией, никакой более или менее полной и систематизированной науки о законах политической деятельности не существует. Этому есть объяснение. Если бы такая наука была создана и стала общедоступной, то она выглядела бы в глазах обывателей как нечто аморальное, циничное, преступное, а люди в сфере политики выглядели бы как негодяи, лжецы, насильники, изверги... Все знают, что это представление близко к истине, но все делают вид, будто такие явления суть редкие исключения, будто политики действуют тоже в рамках правил морали. Никакой моральной политики вообще не существует"[6, c.314].

Вот почему политология и по сей день "борется" за статус научной самостоятельности. Данное обстоятельство является одним из стимулирующих факторов уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем, для чего необходимо, как минимум, знать исходные позиции, в данном случае концепции, сложившиеся в ходе становления и развития политической науки.

Сегодня нельзя сказать, что политология сегодня является самостоятельной эмпирической наукой. Это выражается в двух обстоятельствах:

- во-первых, в том, что "политология - наука о мире политического, - тесно переплетается с историей, особенно с историей политических учений, государствоведением и экономическими дисциплинами, социологией и др.;

- во-вторых, в том, что она часто подвергается воздействиям, далеко не всегда способствующим объективности исследований и, как правило, не осознаваемым самими учеными.

Более  того, в последние десятилетия ХХ века возрос интерес к проблематике политической модернизации и проблемам создания условий, определяющих демократическое преобразование различных стран. Пристальное внимание современная политология стала уделять таким глобальным явлениям, как глобализация и ее воздействие на различные сферы мира политического, возникновению феномена мировой политики и т.д.

Согласно сказанному выше, актуальность данного исследования имеет место быть в современном обществе. Изучение предмета политологии, функций, истории, связанных с ней проблем преподавания  необходимо, и, как минимум, нужно знать исходные позиции, основные положения и специфику науки политологии, сложившиеся в ходе становления и развития научного знания.

Цель работы – через изучение политологии как научного знания, познакомиться с существующей учебно-методической литературой по предмету, выявить проблемы современных учебников по предмету.

Задачи:

- Рассмотреть политологию как научное исследование, изучить термин «политология» - дать определение, выявить происхождение;

- выделить объект и предмет политологии;

- понять функции политологии и ее место среди других наук;

- сделать экскурс в историю политологии: узнать причины зарождения политологии как науки, выделить основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России;

- провести анализ существующей учебной литературы по политологии;

- дать рекомендации и предложения по развитию учебной литературы по политологии.

Методологической основой данного исследования стали научные труды и работы отечественных и зарубежных политологов, ученых, авторов. Были использованы энциклопедические словари, исторические хроники, материалы Интернет-сайтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I: Политология как научное исследование

1.1.                Термин «политология»: определение, происхождение

Термин политология образуется из двух греческих слов - "polity" (политический порядок, право гражданства) и "logos" (знание). Политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, политической системе, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни общества, где:

- политика - это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, общественных ориентаций, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом. Происхождение термина политика различные авторы интерпретируют по-разному. Одни исследователи утверждают, что слово происходит от греческого polis, названия города-государства, и его производных politeia (конституция), polites (гражданин) и politikos (государственный деятель). Другие полагают, что оно произошло от politike, что означает искусство управления государством. Третьи считают, что политика произошла от politeia (общественно-государственное устройство). Четвертые убеждены, что политика как термин является следствием слияния греческих слов poli (много) и tikos (интересы) [7, c.65];

- политическая власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия;

- политические отношения - это структурный элемент политики, в котором отражаются, прежде всего, отношения правящей элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов, лидеров, групп поддержки и давления главным образом по поводу приобретения, перераспределения и удержания власти;

- политическое сознание - это рефлексия мира политического на обыденном и теоретическом уровнях, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки);

- политическая культура - это тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении индивида;

- политический процесс - это категория политической науки, используемая для характеристики динамики политических отношений и в самом общем плане представляющая собой взаимодействие различных реализующих свои цели субъектов политических отношений, в ходе которых происходит формирование, изменение и функционирование системы политической власти в государстве.

- политическая организация - это совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих общезначимые, групповые и частные интересы[9, c.39].

К середине XX века сфера, представлявшая объект изысканий политической науки, трактовалась неоднозначно. В то время была сформулирована концепция четырех главных ветвей политической науки: политической теории, политической социологии, административных наук и международных отношений. Они были связаны между собой понятием "политика", которое, в свою очередь, различные исследователи трактовали по-разному. Поэтому в определении политологии как науки и учебной дисциплины и сегодня сохраняется несколько точек зрения:

- первая исходит из понимания ее как метатеории политики. Она включает все дисциплины, исследующие политику, и охватывает все политические связи и взаимодействия, существующие в обществе, включая и изучение механизмов власти. В этом случае в понятие "политология" вкладывается "собирательный" смысл по объекту исследования. По мнению немецкого исследователя П. Ноака, политология содержит четыре элемента: политическую философию (или политическую теорию); учение о политических институтах; политическую социологию; международную политику. При этом политическая философия служит основой для остальных дисциплин. Д. Берг-Шлоссер и Х. Майер в политической науке различают политическую философию, учение о политических системах и теорию международных отношений. Но здесь и возникает вопрос о собственно политической науке. Преобладает мнение, что подобная дисциплина может стоять лишь на перекрестке выше перечисленных дисциплин;

- cогласно второй точке зрения, политология отождествляется с политической социологией, так как они имеют один и тот же объект (общество, социально-политические явления) и используют одинаковый подход. Это отмечают Р. Арон, М. Дюверже, С. Липсет, Р. Шварценберг. В частности, Р. Шварценберг утверждает, что политическая социология или политическая наука (политология) - это отрасль общественных наук, изучающая феномен власти. Их сходство видно хотя бы уже из того, что и политические социологи, и политологи рассматривают некоторых мыслителей древности, прежде всего Аристотеля и Платона, как своих предтеч, а таких теоретиков новейшего времени, как М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, М. Острогорский, Р. Михельс, А. Бентам, Д. Трумен, Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, - как основателей этих наук. Различие предметов социологии и политологии, по их мнению, обнаруживается лишь тогда, когда политология понимается как наука, имеющая практические применения, когда главной ее задачей выступает оказание непосредственной помощи политическим деятелям, принимающим важные решения;

- согласно третьей точке зрения, политология является общей теорией политики. В этом плане ее отличает от других политических наук то, что она изучает политику как целое, как социальное явление, не ограничиваясь рассмотрением отдельных аспектов политики или анализом политики в ряду других, неполитических объектов. Данный взгляд на политологию исходит из того, что стремление к власти, борьба за власть и ее удержание и есть, собственно говоря, политика. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает[19, c.52].

Информация о работе Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы