Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – через изучение политологии как научного знания, познакомиться с существующей учебно-методической литературой по предмету, выявить проблемы современных учебников по предмету.
Задачи:
- Рассмотреть политологию как научное исследование, изучить термин «политология» - дать определение, выявить происхождение;
- выделить объект и предмет политологии;
- понять функции политологии и ее место среди других наук;
- сделать экскурс в историю политологии: узнать причины зарождения политологии как науки, выделить основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I: Политология как научное исследование……………………..7
1.1 Термин «политология»: определение, происхождение………….7
1.2 Объект и предмет политологии………………………………….11
1.3 Функции политологии……………………………………………13
Глава II: Политическая наука одновременно и стара, и современна………………………………………………………………………17
2.1. Причины зарождения политологии как науки…………………17
2.2 Основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России…………………………………………………………………20
Глава III: Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы………………………………………………………28
3.1. Анализ существующей учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..28
3.2. Рекомендации и предложения по развитию учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………...42
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

Следовательно, политика является той областью общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические силы, стремящиеся к власти, а социальной организацией, обладающей "конечной" властью над людьми, выступает государство. Оно, как субъект управления, призвано сплачивать, объединять, интегрировать цели, интересы, индивидуальные, групповые воли и, по возможности, направлять их на реализацию единой общенациональной политики. Эта функция в той или иной степени присуща любому государству и его политике, полнота же ее осуществления в значительной степени зависит от уровня демократичности государственных структур.

Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки о политике. Она, как представляется:

- раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики;

- определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов;

- показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, как формы и методы властвования;

- вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований.

Как любая другая наука, политология вычленяет из совокупности общественных взаимодействий лишь свой собственный объект, исследуя то, "что в политике является политическим"[3, c.32].

1.2.                Объект и предмет политологии

Политология как самостоятельная наука имеет свой объект и специфический предмет познания. Объектом политологии являются вся сфера политических отношений в обществе, то есть совокупность всех объектов политической деятельности, в первую очередь государства. Важным предметом политологии является такое многоплановое общественное явление, как политическая власть. Известный американский политолог Дуайт Лассуэлл даже утверждал, что когда мы говорим о науке в области политики, то имеем в виду науку о власти. К числу первоочередных занятий политологии относятся также: а) разработка теории и методов политической деятельности; б) конкретные исследования политических институтов; в) анализ ситуаций, субъектов и объектов политики.

Предметом политологии являются общие принципы и закономерности политической жизни общества, а также формирования и развития политической власти, методов ее функционирования в государстве. Наиболее общие закономерности касаются становления, развития и смены политических систем, категориального аппарата, наиболее существенных и устойчивых тенденций в действиях и использовании политической власти. В зависимости от сферы проявления, устанавливаемые политической наукой закономерности можно разделить на четыре группы:

- первая из них представляет политико-экономические закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, концепций, теорий, выясняющих соотношение между сферами политики и экономики;

- вторая группа закономерностей - социально-политические, обусловливающие функционирование политической власти для достижения стабильности общества, то есть для учета интересов и потребностей различных элементов социальной структуры общества, нахождения путей гармонизации этих интересов, уничтожения или смягчения антагонизмов, конфликтных ситуаций, кризисных явлений. Эти закономерности в разных политических системах проявляются по-разному. Так, для стабильности демократического режима властвования человеческая цивилизация придумала механизмы так называемых сдержек и противовесов. К таковым относится системы разнообразных организаций, гражданское общество, разделение на специализированные и в пределах конституционных установлений независимые друг от друга ветви власти и т.д.;

- третья группа - закономерности функционирования и развития политического процесса: а) приоритет общечеловеческого над классовым и партийным в политике; б) верховенство закона для всех членов общества; в) разделение властей; г) гласность в деятельности государства и общественных организаций; д) политический плюрализм и т.д. Их действие призвано создать оптимальные условия для активной политической деятельности субъектов политической жизни, самореализации и созидательной деятельности личности, прогрессивного развития общества. Если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя, то зачем я?;

- четвертая группа закономерностей - политико-психологические, которые отражают взаимоотношения между личностью и властью и вбирают в себя процессы политической социализации личности, формирования политических чувств, настроений, ценностных ориентаций, путей влияния на избирателей, формирования политических лидеров, завоевания и удержания ими власти и т.д. [13, c.90].

1.3.  Функции политологии

Само понятие "функция" (от лат. functio) означает исполнение, обязанность, круг деятельности. Реализуются функции политологии во многих областях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. В первую группу - "классических теоретических функций", - входят:

1) концептуально-описательная, которая предоставляет исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенный запас терминов, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих охваченное в этих категориях и понятиях содержание политической действительности. Это позволяет ответить на вопрос "что и как делается?";

2) объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос "почему делается так, а не иначе?";

3) прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения. Одна из основоплагающих целей науки - это прогнозирование. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг - слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий [20, c.56].

Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:

1) методологическо-оценивающая, предоставляющая в распоряжение исследователя систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа, а также формулирования оценок их познавательной полезности;

2) интегрирующая функция, которая состоит в создании возможности использования политологией достижений других дисциплин, то есть выявлении того, она на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и "соседей".

Третья группа состоит из функций, реализуемых за пределами политической науки:

1) инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос - "как и почему?" Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;

2) идеологическая функция, построенная вокруг вопроса - "для чего?" Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существующих связей между ними и мотивациями действий участников политических событий.

Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, значение которой в сегодняшней политической модернизации России неуклонно возрастает. Существуют и другие описания функций политологии, среди которых обычно выделяются:

- теоретико-познавательная, которая формирует знания о политике и ее роли в обществе;

- мировоззренческая, способствующая выработке определенного видения политической действительности;

- методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

- регулятивная, которая предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;

- прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений с помощью методик предвидения;

- оценочная (аксиологическая), которая дает точную оценку политическим событиям [20, c.51].

Хотя в значительной степени и условно, но все же в многообразии политических учений в западной политологии можно выделить два основных направления, воплощающих две давние научные традиции в области изучения политики. Представители одного из них - рационалистического или, иначе, сциентистского (научного), - верят в безграничные возможности человеческого разума и имеющихся в распоряжении ученого средств познания, они постоянно стремятся создать общую теорию политики. На их взгляд, политология ничем не отличается от естественных наук. Она также как и фундаментальные науки, имеет дело с законами, действие которых в принципе может быть вычислено и предсказано.

Представители другого направления, которое обычно называют эмпирическим, скептически оценивают возможность открытия общих законов политических процессов и построения соответствующей реальности единой научной системы теоретических знаний. Они считают, что в сфере политики, как в любой другой общественной деятельности, всегда присутствуют некие неизвестные, не поддающиеся учету факты и факторы, которые способны дезавуировать самую идеальную теоретическую схему, поэтому задача политологии состоит не в предсказаниях чего-то еще не существующего, а в том, чтобы:

а) добросовестно исследовать прошлый опыт;

б) давать как можно более адекватное описание имеющейся действительности, опираясь на которое каждый профессиональный политик сможет делать собственные выводы о завтрашнем дне, руководствуясь при этом не только знаниями, но и интуицией.

Многие ученые разграничивают понимание политологии в широком и более узком смыслах. В первом случае политическая наука предстает как вся система научного знания о политике, совокупность всех политических дисциплин, включая политическую философию, политическую социологию, политическую антропологию, теорию государства и права, политическую психологию. Во втором случае речь идет о политологии как одной из политических наук, как о теории политики, политических явлений, отношений и процессов, изучающей сущность и всеобщие, универсальные формы проявления политики в различных условиях разных стран и народов. Политология поэтому предстает как наука об общих принципах и закономерностях политической жизни общества в их специфических проявлениях, о путях, формах и методах их реализации в деятельности субъектов политики [15, c.197].

Определить место и взаимосвязь политологии с другими науками поможет приложение 1. [18, c.71]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II: Политическая наука одновременно и стара, и современна

2.1. Причины зарождения политологии как науки

Можно назвать несколько основных, постепенно складывавшихся факторов, определивших появление политической науки как политологии:

1. Настоятельная общественная потребность в научном осмыслении политики, ее рациональной организации, эффективном управлении государством с тем, чтобы уйти от интуитивного понимания политических проблем и заменить или дополнить его научно-объективными подходами и трактовками;

2. Развитие самого политического знания в процессе разрушения исходного синтеза философского, научного и эмпирического знания о политике, дифференциация единой политической мысли на ряд специализированных дисциплин и исследовательских направлений;

3. Общий прогресс научного познания мира и общества, протекавший в форме разложения натурфилософии и появления естественных и гуманитарных наук;

4. Постоянный поиск познания политических событий неполитическими и ненаучными средствами - в литературном и художественном творчестве, усилиями эволюционировавшего политического сознания и самосознания общества [14, c.90].

История политической науки начинается с творчества основоположников политического знания, политических мыслителей древности, так как далеко не все в их размышлениях о политике было философствованием. К примеру, классификация Аристотелем политических режимов - типичное политико-научное исследование, опирающееся на конкретный анализ 158 государственно-полисных структур. Труды Платона и Аристотеля позволяют именно их считать основателями политической науки. Научными работами можно признать сочинения Цицерона О республике и О законах. На протяжении 35-ти веков (начиная с древнеиндийских вед) появилось немало исследований политики вполне научного содержания. В их числе - трактаты Фомы Аквинского, книги Марсилия Падуанского, Шесть книг о республике Жана Бодена, работы Гуго Гроция, творчество Николо Макиавелли, которого по праву можно называть основателем современной политической науки, и многих других авторов на всех континента земного шара. Однако вплоть до начала ХХ столетия политическая наука еще не была сформирована, во многих трудах она продолжала представать как учение о государстве, то есть связывалась с юридическими знаниями. Возникнув во второй половине XIX века, политическая наука к 20-м годам XX столетия завершает свое становление, достигнув периода расцвета уже во второй половине этого же столетия [17, c.82].

Информация о работе Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы