Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – через изучение политологии как научного знания, познакомиться с существующей учебно-методической литературой по предмету, выявить проблемы современных учебников по предмету.
Задачи:
- Рассмотреть политологию как научное исследование, изучить термин «политология» - дать определение, выявить происхождение;
- выделить объект и предмет политологии;
- понять функции политологии и ее место среди других наук;
- сделать экскурс в историю политологии: узнать причины зарождения политологии как науки, выделить основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I: Политология как научное исследование……………………..7
1.1 Термин «политология»: определение, происхождение………….7
1.2 Объект и предмет политологии………………………………….11
1.3 Функции политологии……………………………………………13
Глава II: Политическая наука одновременно и стара, и современна………………………………………………………………………17
2.1. Причины зарождения политологии как науки…………………17
2.2 Основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России…………………………………………………………………20
Глава III: Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы………………………………………………………28
3.1. Анализ существующей учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..28
3.2. Рекомендации и предложения по развитию учебной литературы по политологии……………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………...42
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

1) период становления (вторая половина XIX в. - конец 40-х годов ХХ в.), когда главное внимание уделялось исследованию проблем политической власти и ее социальных основ;

2) период активного расширения сфер политологических исследований после создания в 1949 г. Международной ассоциации политической науки (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. ХХ столетия);

3) период поиска новых парадигм развития политической науки (конец ХХ века по настоящее время). Он характеризовался выдвижением адекватных современному состоянию человеческого общества моделей и концепций власти и политических отношений.

На рубеже XIX - XX веков в политической науке формируются принципиально новые методологические подходы к исследованию явлений политики, что приводило к появлению разнообразных школ и исследовательских направлений, сыгравших значительную роль в становлении политологии:

- во-первых, нарождавшаяся политическая наука испытала на себе влияние позитивистской методологии, принципы которой были сформулированы О. Контом и Г. Спенсером. Под влиянием позитивизма в политических исследованиях утвердились методы верификации (от лат. verus - искать, facio - делаю), то есть подтверждения того, что научную ценность имеют только достоверные эмпирические данные, факты, которые можно проверить путем наблюдения, изучения документов и количественных методов анализа. Значительный вклад в развитие эмпирических политических исследований внесла Чикагская школа политической науки, основанная Ч. Мэрриамом;

- во-вторых, в политологии утверждается и другой методологический подход - социологический, который истолковывал политические явления как производные от других сфер общественной жизни - экономики, культуры, этики, социальной структуры общества. В частности, марксизм воплотил в себе традицию экономического детерминизма - понимания политики через действия объективных экономических законов классового общества.

Для европейских политологов начала ХХ века было характерно исследование политики в широком социальном контексте с выходом в сферу философии, истории, социологии, психологии. Развитие политологии этого периода было связано с именем М. Вебера, которого по праву считают основателем теории легитимности власти и современной теории бюрократии. Важную роль в становлении политической теории сыграли Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, заложившие основы теории элит. Мощное воздействие на становление методологии и расширение проблематики политологии оказали идеи основоположника психоанализа З. Фрейда. Он обратил внимание на роль бессознательных импульсов в детерминации политических явлений. В значительной степени под влиянием психоанализа в политической науке сформировались направления, исследующие политическое поведение, побудительные мотивы стремления к власти. Значительный вклад для утверждения в политологии методов психоанализа и экспериментальной психологии внесли Ч. Мэрриам и его соратник по чикагской научной школе Г. Лассуэлл. Деятельность чикагской школы подготовила почву для бихевиористской революции в западной политологии после второй мировой войны [12, c.11].

 

 

 

 

 

Глава III: Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы

3.1. Анализ существующей учебной литературы по политологии.

Глубокие  изменения  в  исторической  судьбе  России,  которыми  отмечена  первая  половина 90-х  годов XX  века,  сказались  на  всех  сферах  жизни,  в  том  числе  и  духовной,  на  системе  образования —  общего  и профессионального.  Государственная  политика  в  области  высшего  образования  закреплена  в  действующей  Конституции  России,  в  Законе  Российской  Федерации «Об  образовании».  По  сути,  была  пересмотрена  сама  концепция  развития  отечественной  системы  высшего  образования.  Высшие  учебные заведения  ныне  освобождены  от  идеологической  и  административной  регламентации  и  опеки,  они приобретают  самостоятельность.  Перестроена  система  преподавания  социально-гуманитарных  наук созданы  новые  кафедры  и  преобразованы  старые,  введены  новые  учебные  дисциплины,  среди  них политология,  социология,  правоведение,  культурология  и  др.,  содержание  социально гуманитарного образования  утверждено  в 1993  году  Государственными  образовательными  стандартами,  детально разработанными в вузах программами и первыми учебниками и учебно-методическими пособиями.

В 1993—1995  годах  один  за  другим  вышли  экспериментальные  учебники,  прошедшие  конкурс «Гуманитарное  образование  в  высшей  школе»,  проводимый  Госкомитетом  по  высшей  школе  Российской Федерации  и  Международным  фондом «Культурная  инициатива»,  спонсором  которого  является  Джордж  Сорос.  Это  книги  К.  Гаджиева «Политическая  наука»,  Г.  Белова «Политология»,  А.  Панарина  «Философия  политики»,  Г.  Каменской  и  Л.  Родионова «Политические  системы  современности», «Политология в вопросах и ответах». Консультация политологов (под ред. Ануфриева Е.) и др.

Среди  вышедших  по  конкурсу  книг  особое  место  занимает  пособие,  подготовленное  коллективом авторов  под  ред.  О.  Шаброва, «Компьютерное  моделирование  социально-политических  процессов», цель  которого  познакомить  обучающихся  с  возможностями  и  логикой  компьютерного  анализа эмпирических  данных,  получаемых  в  результате  социологических  и  политологических  опросов  на основе  экспертных  оценок  и  из  других  источников,  а  также  дать  первичные  навыки  использования математических  моделей  в  режиме  диалога  с  персональной  ЭВМ.  Программы  записаны  на  дискету, прилагаемую  к  пособию.  Несомненно,  это  учебное  пособие  нового  типа,  которое  должно  быть  освоено  в первую  очередь  преподавателями  и  сотрудниками  кафедр  вузов  и  внедрено  в  учебный  процесс  по изучению политологии. Вместе  с  тем  обсуждение  опубликованных  работ  преподавательской  общественностью,  в  учебных группах  и  на  конференциях  показывает,  что  новые  учебники  не  всегда  удовлетворяют  педагогов,  а подчас  вызывают  с  их  стороны  серьезную  критику,  так  что  прежде  чем  они  будут  выпускаться  большими тиражами  и  дойдут  до  студентов  вузов,  их  следовало  бы  подвергнуть  более  или  менее  серьезной доработке.

Фонд  имеющейся  ныне  в  России  учебно-методической  литературы  по  политологии  можно  представить  себе  как  библиотеку  из 100  книг,  включающих  свыше 50  учебных  пособий  или  учебников, 20 курсов  лекций, 4  хрестоматии, 5  словарей,  в  том  числе «Энциклопедический»,  практикум,  несколько сборников структурно-логических схем, а также подготовленные и изданные кафедрами вузов методические  комплексы.  Учебники,  учебно-методические  пособия  и  курсы  лекций  можно  условно  разбить на три группы.

I.  Переводные  пособия:  с  английского,  польского,  испанского,  французского  языков.  Например:  Бро  Ф. Политология (М., 1992);  Шаран  П.  Сравнительная  политология  в 2-х  частях (М., 1992);  Дюверже  М. Идея  политики.  Применение  силы (власти)  в  обществе (М., 1991);  Шварценберг  Р.  Ж.  Политическая социология  в 3-х  частях (М., 1992);  Наука  о  политике.  Академическое  издание  под  ред.  А.  Бодиара(  М., 1990);  Денкэн  Ж.  М.  Политическая  наука (М., 1993);  Санистебан  Л.  С.  Основы  политической  науки (М., 1992); «Элементы  теории  политики».  Перевод  с  польского  под  редакцией  и  с  предисловием  В.  Макаренко (Ростов-на-Дону,   1991).

Несмотря  на  малые  тиражи  и  сложности  обеспечения  вузов  данной  литературой,  многие  преподаватели  знакомы  с  ее  содержанием  и  используют  в  своих  учебных  курсах.  Появление  ее  дало  представление  о  зарубежном  опыте  научного  исследования  и  преподавания  политических  наук  и  оказало влияние на первые публикации российских авторов и авторов других стран СНГ.

II.  Пособия  авторов  из  других  государств  СНГ.  Например  Украины: «Основы  политологии».  Курс лекций (под  ред.  Б.  Королева.  Киев, 1991); «Основы  политологии».  Курс  лекций (под  ред.  Н.  Сазонова). Учебное .пособие  для  вузов  Украины.  Харьков, 1993);  Потульницкий  В.  Теория  украинской  политологии. Курс лекций (Киев, 1993), и др.

III.  Пособия  российских  авторов.  Например:  Предвечный  Г.  Политология (Ростов-на-Дону, 1991); «Политология».  Материалы  к  лекциям  в 4-х  выпусках (под  ред.  Б.  Краснова.  М., 1991); «Введение  в  политологию» (под  ред.  М.  Фарукшина.  Казань, 1992); «Политология».  Учебное  пособие (под  ред. В.  Пусько.  М., 1992;  доработано  и  вторично  издано  в 1994  г.); «Политология».  Учебное  пособие (под  ред. Н.  Волошкина.  М., 1992); «Основы  политологии».  Курс  лекций (под  ред.  В.  Пугачева.  М., 1992;  переработан и опубликован в 1993 г.).

В 1992  году  было  подготовлено  и  издано  пособие  нового  типа  для  обучающихся  заочно  в  Московском экстерном  гуманитарном  университете («Политология.  Фундаментальный  курс».  Книга  авторизованного  изложения.  Составители  В.  Абрамов,  А.  Беляев,  Б.  Лемешко.  М., 1992).  Это  учебник,  который  на 50%  наполняется  преподавателем (план  темы,  литература  для  изучения  схемы  основных  понятий,  словарь,  вопросы  для  размышления,  задачи  и  упражнения)  и  на 50% —  студентами  в  процессе  их самостоятельной работы по изучению-учебного материала.

1995  год  ознаменован  выпуском  новых  учебных  пособий: «Политология».  Учебное  пособие (под  ред. Б.  Краснова.  М.,  Московский  государственный  социальный  университет);  Демидов  А.,  Федосеев  А. Основы политологии (М., Высшая школа).

Если  продолжить  анализ  дальше,  пособия  можно  сгруппировать  по:

1)  отношению  авторов  к  западному  опыту  и  западному  направлению  в  политических  науках;

2)  отношению  к  Госстандарту  и  его использованию;

3)  теоретической  и  эмпирической  базе;

4)  отношению  к  читателю,  к  методическому оснащению книг.

К  книгам,  полностью  ориентирующимся  на  подходы  западной  политологии (особенно  США),  следует  прежде  всего  отнести  пособия,  победившие  на  конкурсе: «Политическая  наука»  Гаджиева  и «Политические  системы  современности»  Каменской,  Родионова.  Авторы  хорошо  ориентируются  в зарубежных  источниках  и  базируются  на  них.  Но  работа  Гаджиева  по  форме  больше  напоминает монографию.  Стиль  изложения  соответствует  научной  публикации.  Пособие  не  вовлекает  читателя  в самостоятельную  работу,  не  предполагает  поиск  своего  ответа  на  сложные  вопросы.  В  пособии  используются  многочисленные  понятия  политической  науки,  но  не  все  они  четко  раскрыты,  в  ряде  случаев читателю  трудно  проследить  их  взаимосвязь.  Некоторые  важные  понятия,  такие  как «политические элиты», «политическое  лидерство»  и  др.,  вообще  не  рассматриваются.  Упрощенно  представлен «политический анализ», не раскрыты участники политического процесса.

Часть  пособий,  выпущенных  вузовскими  коллективами,  ориентируется  на  собственное  понимание политологии  и  только  на  российские  источники.  Часть  же  авторов  анализируемых  пособий,  на  мой взгляд,  следуют  оптимальному  варианту:  изучив  зарубежный  опыт  развития  политических  наук,  научные  школы,  основных  представителей  и  их  труды,  они  также  глубоко  и  подробно  знакомятся  с  тенденциями,  достижениями,  научными  политологическими  школами  нашей  страны,  ее  политическими процессами  и  на  основе  синтеза  того  и  другого  пытаются  построить  собственный  курс.  При  этом  они стремятся  сконцентрировать  внимание  на  тех  российских  проблемах,  с  которыми  студент  встречается  в жизни.  Об  этом  Б.  Краснов  написал  так: «Политология —  одна  из  авторитетных  обществоведческих дисциплин  в  странах  Запада.  И  не  вызывает  сомнения  необходимость  использования  опыта  их  политологических и социологических школ. Это естественный процесс. Но нам необходимо создать свою политологическую  школу,  а  не  просто  переносить  опыт  и  учебники  европейских  и  американских университетов  на  почву  нашей  системы  образования.  Прав  был  В.  Соловьев,  считавший,  что  главное  не перенять,  а  понять  чужой  опыт.  Эта  мысль  остается  актуальной  и  сегодня»

Авторы  пособия  не  только формулируют задачу, но и пытаются ее реализовать.

Представляет  интерес  опыт  авторского  коллектива  книги «Политология  на  российском  фоне» (М., 1992)  и  Г.  Белова,  выделившего  в  своем  пособии  специальные  главы «Особенности  развития  политической  мысли  России» (глава III)  и «Проблемы  становления  конституционализма  и  гражданского  общества в России» (глава X).

В  зависимости  от  отношения  авторов  к  Государственному  стандарту  и  его  использованию  в  учебном курсе  и  программе  пособия  различаются  по  своей  структуре,  объему  и  содержанию.  Есть  пособия, построенные  по  предметному  принципу,  авторы  которых  пытаются  изложить  все,  что  по  их  пониманию входит  в  политическую  науку,  и  пособия,  авторы  которых  несколько  себя  ограничивают.  И  хотя представления  о  предмете  политологии  у  авторов  не  всегда  совпадают,  ибо  эта  тема  дискуссионна,  все они  пользуются  основными  понятиями  политической  науки,  выработанными  научной  и  педагогической общественностью  и  утвержденными  в  качестве  Госстандарта.  Естественно,  что  их  книги  похожи  или близки  по  структуре,  нередко  отличаются  друг  от  друга  лишь  количеством  глав,  объемом  вводимых  и анализируемых  научных  категорий,  более  или  менее  детальным  их  раскрытием,  разнообразием  формулировок.  Очень  близка  к  подобным  книгам  структура  новых  пособий,  например  уже  упоминавшиеся «Основы политологии» (А. Демидова и А. Федосеева) и «Политология» (под ред. Б. Краснова).

Наиболее  ярким  примером  проблемного  подхода  авторов  является  учебное  пособие «Основы политологии» (под  ред.  С.  Мавроди.  М.,  Московский  авиационный  институт, 1993).  Большая  группа пособий  посвящена  отдельным  проблемам  учебного  курса,  как,  например,  книга «Политические  системы  современности» (М., 1994),  которую  правильнее  считать  пособием  не  столько  по  базовому  курсу, сколько  по  элективному  спецкурсу.  В  пособиях,  охватывающих  весь  курс  политологии,  нередко  используется  соединение  предметного  и  проблемного  подходов.  Примером  таких  пособий  являются: «Политология».  Курс  лекций (под  ред.  М.  Марченко.  М.,  издательство  МГУ, 1993); «Основы  политологии» (под ред.  Н.  Сазонова,  Харьков. 1993); «Введение  в  политологию» (под  ред.  М.  Фарукшина); «Политология». Учебное  пособие (М.,  МИРЭА, 1994); «Политология».  В 2-х  выпусках (под  ред.  А.  Ушкова.  М.,  издательство МГТУ, 1992—1993), и др.

В  группу  пособий  данного  типа,  вероятно,  можно  включить  также  следующие  книги:  Панарин  А. Введение  в  политологию.  Пособие  для  преподавателей  средней  школы (М.,  Новая  школа, 1994), написанную  в  манере  философского  введения  в  современную  политическую  науку;  Матвеев  Р. Теоретическая  и  практическая  политология (М.,  Росапэн, 1993);  Ломов  М.  Политология.  Практический аспект  политической  жизни  общества.  В 3-х  выпусках:  вып. 1.  Общая  политическая  картина  мира  в современную  эпоху;  вып. 2.  Технология  политической  власти;  вып. 3.  Технология  политических действий (М.,  Московский  авиационный  технологический  университет  имени  К.  Циолковского, 1993); Краснов Ю. Политика: теория и практика. (М., Коммерческий университет, 1993).

Информация о работе Учебная литература по политологии: состояние, проблемы, перспективы