Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:37, реферат
Социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста.
Особенности современной
социальной политики в России и опыт
иностранных государств в данной области
Социальная политика
является одним из важнейших факторов,
оказывающих влияние на социальную
работу в обществе и способствующих
защите интересов человека, групп
и слоев, их прав и свобод [6, с. 293].
Современное российское
государство является пока еще государством
переходного типа. А это означает,
что его основные институты, органы
и учреждения характеризуются определенной
противоречивостью, а нередко и
противостоянием, чему мы, россияне, являемся
непосредственными свидетелями.
Особенностью современного
российского государства
Нынешнее кризисное,
переломное время, существующее состояние
сфер общественной жизни свидетельствуют
о трех возможных тенденциях:
а) возвращение к
социалистическим порядкам (вероятно,
в измененных формах);
б) окончательный
отказ от социалистического пути
развития и построение (точнее, воссоздание)
капитализма в других условиях и
на новой основе;
в) развитие, связанное
с нестабильностью, неустойчивостью
сочетающее элементы разных типов общественно-политических
систем. Как известно, есть сторонники
и противники и у первого, и
у второго путей развития. В
связи с этим возникает закономерный
вопрос: не станет ли процесс конвергенции
общественно-политических и социально-экономических
систем реальной тенденцией развития
не только других цивилизованных обществ
наших дней, но и российского общества?
Очевидно, что реализация первого, второго
или третьего пути самым непосредственным
образом скажется и на социальной
политике окончательно сформировавшегося
государства как политического
института [4, с. 250].
Можно высказать
и такую мысль: особенность современного
этапа российского общества состоит
в переходе от более высокой организации
социальной жизни к менее высокой,
уже пройденной в принципе человеческим
обществом (хотя имеются, как известно,
и совершенно противоположные позиции
по этому вопросу). Во всяком случае,
с точки зрения социальной поддержки,
социальной защиты большинства населения
(что было характерно для советского периода)
— это именно так [6, с.239] .
Без всякого преувеличения
можно утверждать, что социальная
политика современного российского
государства отражает интересы не большинства,
а меньшинства населения. В связи
с этим не следует отождествлять
социальную политику, социальную деятельность
в целом и социальную защиту. Сейчас
в последней нуждается действительное
большинство.
А ведь крайняя степень
неравенства способна привести к
нестабильности в обществе, социальным
взрывам, разрушению производительных
сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому
в цивилизованных обществах политические
структуры стремятся смягчить социальное
неравенство, создать условия для
удовлетворения хотя бы минимальных
материальных и духовных потребностей
людей, что достигается путем
налоговой политики, расширения и
углубления социальной работы по защите
наиболее ущемленных слоев населения
[3, с. 415].
В условиях кризисного
состояния российского общества
ни теоретически, ни тем более практически
нельзя ставить задачу ликвидации неравенства
(это – иллюзия). Речь должна идти
о предотвращении его крайностей,
т.е. о недопущении глобальной поляризации
социальных групп, слоев и классов
во избежании социального взрыва и нестабильности
в обществе [6, с. 43].
Нельзя признать
нормальной ситуацию в нынешнее России,
когда в социальной структуре преобладают
маргинальные слои (безработные, беженцы,
нищие), не связанные с производством.
Также нельзя признать нормальной ситуацию,
когда преобладают маргинальные группы
в материальном отношении: свехбедные
и сверхбогатые, причем в соотношении
(по уровню доходов) 1 : 20 : 50 и более ( по
данным разных источников). Хотя в развитых
странах это состояние составляет 1 : 5
: 10 [6, с. 44].
Политики (правящие
круги) понимают взрывоопасность такой
ситуации. И поэтому, принимаются
определенные шаги для ее предотвращения.
Но они часто непоследовательны,
а принимаемые меры оказываются
далеко неполными и, самое главное,
плохо реализуются.
Нет сомнения в том,
что сравнительный анализ содержания
социальной политики разных государств,
прения об общем, особенном и единичном
в организации социальной защиты
населения в разных странах позволят
значительно обогатить теорию и
практику этой деятельности. В то же
время при освоении зарубежного
опыта в сфере социальной поддержки
населения необходимо в полной мере
учитывать исторические условия
и национальные особенности России.
Надо иметь в виду уже сложившуюся
в нашей стране (и имеющую место
в прошлом) систему социального
обеспечения населения (а также,
естественно, особенности культуры,
менталитета, образа жизни российского
общества), разумно дополняя ее нововведениями,
исходя из новой общественно-политической
ситуации. На предстоящий обозримый
период целесообразно сохранение преимущественно
государственной помощи в сфере
здравоохранения, распределения жилья
и т.д. в первую очередь для
неимущих и малообеспеченных слоев
населения.
Известно, что в
разных странах сложилась разная
система социальной помощи «слабым»
слоям населения. Если, к примеру,
в США и Японии делается акцент,
в основном, на частный сектор, благотворительные,
общественные организации, то в большинстве
европейских стран главную роль
в решении этих проблем играет
государство. Так, к примеру, для
Германии и Дании характерен широкий
охват социальной сферы государством
[15, с. 31].
Показателем развитости
системы социального
Наиболее развитой
системой социальной политики на сегодняшний
день принято считать систему социальной
политики датского государства.
Так, оно через
определенных механизм налогов, сборов
и различных денежных платежей, а
также их перераспределения делает
возможным осуществление такой
социальной политики, когда в государстве
не существует бедного слоя населения,
а уровень социальных противоречий
снижен до такой степени, что возникновение
различного рода социальных конфликтов
практически невозможно. Именно поэтому,
Данию принято называть « государством
всеобщего благосостояния» [15, с. 32].
Что же касается России,
то здесь в плане проведения социальной
политики также следует отдавать
предпочтение государству, и не только
потому, что частный сектор, коммерческие
и другие негосударственные структуры
до последнего времени были слабы
и неразвиты (сейчас о них этого
не скажешь), но и потому (а возможно,
и прежде всего), что они в значительной
своей части недостаточно цивилизованы,
порой, криминальны (скрытие доходов, игнорирование
налоговой системы) [1, с. 54 - 55].
Ныне в России
в период кризиса экономики, нехватки
средств очень важно
Пристальное внимание
необходимо обратить на возможные последствия
массовой безработицы, чреватой социальным
взрывом, особенно опасным сегодня
в России. Безусловно, это требует
оптимального подхода к проблеме
приватизации, сроков осуществления
разгосударствления, оптимального сочетания
различных форм собственности. Об этом
говорят и пишут не только в
стане оппозиции, но и в стенах
государственных, официальных структур
наиболее дальновидные и «незаангажированные»
специалисты.
Как показывает зарубежный
(а теперь и отечественный) опыт,
одно из наиболее перспективных направлений
в решении проблем социальной
защиты в нынешних условиях России
– сбалансированное сочетание денежных
и неденежных видов помощи. Это предопределяется
(в том числе) сегодняшним состоянием финансовой
системы страны как следствия всеобщего
системного кризиса [5, с. 28].
Но сегодня, несмотря
на оживление в экономике и
даже небольшой рост, говорить о
долгосрочных тенденциях пока рано. Одна
из главных социальных и экономических
проблем - низкие реальные доходы населения,
сильно ограничивающие спрос, в том
числе на продукцию инвестиционных
отраслей, и тормозящие экономическое
развитие. Решать сугубо экономические
вопросы нужно только в комплексе
с совершенствованием социальной политики.
Главными задачами
сегодня остаются стабилизация экономического
положения, повышения уровня жизни
и снижение числа бедных. В ближайшие
годы необходимо восстановить размеры
личного потребления на уровне 1991
года, повысив потребительские
Итак, подводя итоги,
можно сказать о том, что на
сегодняшний день в России положение
ее граждан пока оставляет желать
лучшего, хотя нельзя отрицать и тот
факт, что государство пытается изменить
эту ситуацию посредством различных
мероприятий, проводимых в рамках социальной
политики. Главная задача последней
состоит в гармонизации общественных
отношений путем выработки и
осуществления организационно-
Информация о работе Соцальная политика, её основные напрвления