Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:24, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века.
Вопрос 2. В современном мировом обществоведении существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.
Вопрос 46. Термин «маркетинг» (от англ. market — рынок) появился в начале XX в. и означал изучение спроса и сбыта товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

все вопросы.docx

— 182.43 Кб (Скачать)

Парламентская республика характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.

Парламент осуществляет по отношению  к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его, издает законы, утверждает бюджет и тем  самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства  и осуществляет за ним контроль. Парламентская форма правления  осуществляется в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии и др.

Смешанная республика (полупрезидентская) существует в Австрии, Португалии, Франции и др. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

Федерализм в  России. Россия-федерация, разделение властей по вертикали; 83 субъекта-самостоятельные, равноправные. Проблемы: нет четкого разделения властей по вертикали; не до конца проведена судебная реформа(ниже стоящие судебные органы подчиняются ниже стоящим); неравномерность развития частей государства (вызывается недоброжелательное отношение к другим национальностям.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 24. Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового  государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве  широкого комплекса естественных  неотчуждаемых и демократических  прав человека, их обеспечение  реальными материальными и иными  гарантиями, надежной защитой от  каких-либо посягательств;

3) разделение власти на  законодательную, исполнительную  и судебную: ветви власти должны  быть независимы друг от друга  и должны действовать в соответствии  с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на  основе и во исполнение которого  создаются и реализуются все  подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве  государства демократическое распределение  компетенции между субъектами  федерации. Государство становится  правовым именно потому, что оно  подпадает под власть права.  Праву принадлежит приоритет  перед государством.

В правовом государстве четко  и точно определены формы, пути и  механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые  правом.

Итак, правовое государство  обеспечивает:

1) верховенство права и  закона;

2) максимальную гарантию  прав и свобод человека;

3) равенство всех перед  законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного  партнера, каким выступает гражданское  общество.

Структура гражданского общества

  • Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;
  • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);
  • союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;
  • научные и культурные организации, спортивные общества;
  • муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;
  • независимые средства массовой информации;
  • церковь;

семья 

гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

Гражданское общество и государство  взаимно дополняют друг друга  и зависят одно от другого. Без  зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового  демократического государства, поскольку  именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового  государства. Он включает три основных элемента:

  • осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;
  • создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;
  • функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам.

 

       Проблемы формирования правового государства: В Конституции записано- Россия правовое социальное государства. Формирование средного класса слабое соответственно слабое государство. Проблемы: незавершенность судебной реформы; нарушение прав человека на практике; проблема менталитета (слабое правосознание); культура однопартийности(ждем всего сверху); коррупция; проблема двойных стандартов (заявляется одно, делается другое)

 

 

 

 

Вопрос 25. Опыт политического развития показывает, что, несмотря на пессимистические прогнозы, партии остаются наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим связь гражданского общества и государства. Сущность. Партии – явление объективное, они возникают на таком этапе развития общества, когда все его структуры дифференцированы. В то же время их появление связано с активной деятельностью субъектов политики по реализации своих интересов. Являясь элементом гражданского общества, партии в процессе борьбы за власть обретают статус института политической системы. Двойственная природа партий предопределяет их положение: они выступают в роли посредника  между гражданским обществом и государством. Пытаясь определить сущность политической партии, известный американский политолог Дж. Ла Паломбара указывает на 4 специфических признака, конституирующих партию:

1. Любая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека.

2. Партия – это организация, т.е. достаточно длительное объединение людей на самых разных уровнях политики – от местного до международного.

3. Цель партии – завоевание и осуществление власти.

4. Каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа – от голосования за нее до активного членства.

Политическая  партия - добровольное политическое объединение граждан, связанных идеологической общностью и стремящихся к реализации программных целей посредством борьбы за власть или участия в осуществлении власти. Несмотря на то, что партии стремятся завоевать власть, они не должны властвовать. В демократическом обществе партия, добившись победы на выборах, становится правящей, но не изменяет своей сущности. Она расставляет своих представителей на ключевых государственных должностях, создает парламентскую фракцию, обеспечивает ее взаимодействие с электоратом, посредством кадровой политики оказывает воздействие на политический курс, участвует в формировании правительственной программы. Оппозиционные партии противостоят правящей, с помощью критики выявляют слабые места ее курса, предлагают свои альтернативы, конкурируя с ней на выборах. При тоталитаризме происходит сращивание партии и государства. Партия получает права и прерогативы государственной власти (властвующая партия), постепенно изменяя свою сущность. В авторитарной системе, где велико значение личности лидера, партии, если их деятельность не запрещена, выполняют декоративную роль, камуфлируя суть режима. Значение политических партий в жизни общества определяется объемом и характером выполняемых ими функций. Функции:

по сферам деятельности: политические (формирование политического курса, рекрутирование политической элиты, проведение избирательной кампании); социальные (представление интересов, политическая мобилизация масс, политическая социализация);

внутрипартийные: идеологические (разработка партийной идеологии, пропаганда); организационные (партийное строительство,

финансирование деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 26. Политическая партия - добровольное политическое объединение граждан, связанных идеологической общностью и стремящихся к реализации программных целей посредством борьбы за власть или участия в осуществлении власти.

В политологии на основе различных  критериев выделяются разные типы партий.

1. По происхождению партии подразделяются на парламентские и внепарламентские. Парламентские партии, произошедшие из парламентских фракций, – это объединения, стремящиеся к победе на выборах в представительные органы власти. Внепарламентские партии оценивают деятельность представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты как второстепенные. Их происхождение связано с развитием массовых движений и расширением политического участия рабочего класса.

2. В зависимости от положения в политической системе партии делятся на правительственные и оппозиционные. Первые из них, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства. Оппозиционные же партии, представляющие интересы политического меньшинства, сосредоточиваются на критике правящих партий и проводимой политике.

3. С точки зрения характера организации партии разделяют на кадровые и массовые. Кадровая партия, по мнению французского социолога М. Дюверже, – это группировка известных людей для подготовки выборов, проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями. Массовые партии – это хорошо организованные объединения, основными признаками которых являются: широкое, активное членство, определенные идеология и мировоззрение. Для нее характерны строгая дисциплина, неукоснительное соблюдение устава и программы ее приверженцами.

4. В соответствии с идеологическими ориентациями выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, фашистские и неофашистские партии.

5. Иногда в качестве критерия типологизации партий выбирают их программные установки. В этом случае партии подразделяются на крайне левые, левые, центристские, правые и крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистического толка, к левым – социалистические и социал-демократические, к центристским – умеренные партии, стремящиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности, правыми партиями считаются либерально-консервативные, а крайне правыми – фашистские и неофашистские.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 28. Становление партийной системы современной России происходит в условиях трансформации российского общества. Важно установить, сложились ли новые механизмы связи общества и государства. Их устойчивость – показатель необратимости модернизационных усилий. Проблемы: неустойчивость, идейная неопределенность, организационная слабость новых политических образований, называющихся партиями.

Партийная система в России с 1993 года - система поляризованного  плюрализма, на одном полюсе которой  вокруг КП РФ сплачиваются «левые» силы, а на другом – партии демократической ориентации, центр притяжения которых постоянно меняется (от ДВР до «Единства»). Поляризация системы предопределяется идейным противостоянием сторонников «старого» и «нового», государственников и космополитов, коллективистов и рыночников и т.д. Состав полюсов в зависимости от многомерной ориентации может изменяться. Подобное состояние системы может привести в будущем (при изменении избирательной системы, над чем трудится законодатель) к формированию двухпартийной системы.

2001год-с принятием закона  о полит. Партиях формируется партийная система.  В настоящее время существует система ограниченного плюрализма с доминирующей партией.

Основная проблема: нет  определённой идеологии.

В настоящее время в  России около 100 зарегистрированных политических партий. Однако процесс их самоопределения  еще не завершен. Не состоялась партийная  фрагментации электората, которая является основой устойчивости партийной  системы. Не разработаны законодательные  основы существования партий и их участия в формировании органов  государственной власти и политического  курса страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 27. Партии во взаимодействии друг с другом и другими институтами образуют партийную систему, под которой понимается отражение соотношения и расстановки сил действующих в стране партий.

Партийная система- механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Проводя классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя:

1) число партий;

2) наличие или отсутствие  доминирующей партии или коалиции;

3) уровень соревновательности между партиями.

В политологии достаточно распространена схема, согласно которой  существуют однопартийная, двухпартийная  и многопартийная системы.

Для характеристики партийной  системы в СССР до 1990 г. применялся термин “однопартийная система”. Хотя многие политологи считают, что в  тех странах, где действует только одна партия, партийная система отсутствует  как таковая. Однопартийная система  характерна лишь для тоталитарных и  авторитарных режимов. При однопартийности происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических партий.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"