Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:24, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века.
Вопрос 2. В современном мировом обществоведении существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.
Вопрос 46. Термин «маркетинг» (от англ. market — рынок) появился в начале XX в. и означал изучение спроса и сбыта товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

все вопросы.docx

— 182.43 Кб (Скачать)

поддержка законности и правопорядка в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 21. «Политика в целом в конечном итоге поддается систематизации». Это научное понимание политики, идущее от Аристотеля, Платона, Гоббса, которые уподобляли общество органической системе, во второй половине XIX - начале ХХ века продолжили Г.Спенсер,  Э.Дюркгейм и Т.Парсонс. В их работах по теории социальной системы – понятия:институт, функция, регулятивная система общества, политическое управление. Окончательное научное оформление понятие «политическая система» получает после 2й мировой войны в работах Д.Истона и Г.Алмонда. Француз - политолог М.Дювержье так определяет полит. систему: «Политические структуры связаны с экономической структурой, уровнем развития, идеологией, системой ценностей, культурными традициями. Эта совокупность образует политическую систему каждой страны, где различные элементы не отделены др. от др.». Политическая система - организационная сторона полит. жизни, факторы: сознание, идеи, мировоззрения. Она показывает взаимоотношения между обществом и государством, между различными социальными силами на государственном и негосударственном уровне. Политическая система напрямую связано с сутью политики, т.к. Как известно, политика есть способ заставить людей поступать определенным образом по возможности без длительного применения силы, который легче понять в рамках системного подхода. Политическая система охватывает сторону социального взаимодействия, которая связана с выполняемой индивидом политической ролью – гражданина, субъекта политического управления, властвующего или подвластного. Отличительный признак политической системы - посредством ее властным путем утверждаются ценности, нормы поведения, регулирующие действия социальных групп. В структуре выделяются подсистемы: институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная. Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых - система государственная, партийная, общественно-политическая, представляющие частные подсистемы. Основа подсистемы – государство - властная опора существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на деятельность др. подсистем. В границах политической системы действуют различные политические партии, общественно-политические движения и др. Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений. Функциональная подсистема выражается в формах и направления политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, связи государства, общества, индивида, то есть политическом режиме. Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия внутри политической системы и между политическими системами стран. Важный элемент - СМИ, выступающие в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых общественных организаций. Культурная подсистема - комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни.  На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание. Функции - любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития: определение целей развития общества; властно-политическая интеграция; регулирование режима общественно-политической деятельности; легитимация политического режима; обеспечение целостного  управленческого воздействия на общество; разрешение конфликтов; мобилизация ресурсов и др. Или - «координирующая, интегративная,  направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов в принимаемых политических решениях». Американский политолог Г.Алмонд предложил разделить функции политической системы на «входящие» и «исходящие». «Входящие» функции: политическая социализация и вовлечение в политику; артикуляция (выражение) интересов; агрегирование (интеграция) интересов; политическая коммуникация. «Исходящие» функции: нормотворчество; использование правил и норм; контроль за соблюдением правил и норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 22. Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Общими для государства являются следующие признаки: 1.Отделение публичной власти от общества (слой профессионалов-управленцев). 2.Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. 3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. Высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, обладает государство. 4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. 5.Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д. 6.Обязательность членства в государстве. Государственное гражданство человек получает с момента рождения. 7.Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Внутренние функции: Охранительная; Экономическая; Социальная; Культурно-воспитательная; Природоохранительная. Внешние функции: Защита государства от вооруженных нападений др. государств; Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей; Борьба с международной преступностью; Участие в международной охране окружающей Среды. Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства. Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации. К особым вооруженным государственным организациям относятся: службы внешней разведки (сбор информации на случай ведения военных действий), служба безопасности (защита государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств), полиция (милиция) (гарант общественного порядка). Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида. В охранительной сфере - подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.В экономической сфере - заводы и фабрики, с/х предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг. Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:

1. Правотворческая - государственная  деятельность, выражающаяся в разработке  и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы  деятельности людей. Она заключается  в издании нормативных актов,  т.е. актов, которые устанавливают  новые нормы, изменяют или отменяют  старые.

2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

В будущем будут возникать  и новые функции, а вместе с  ними и определенные трудности, которые  необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных  нами функций, мы видим, что государство  является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего  класса, но и организацией выражающей интересы всего общества

 

 

Вопрос 23. Типология государств - это их специфическая классификация.

Осуществляется она в  основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства: Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов. Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли – феодалов. Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом. Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т.п.). Выделяются следующие типы цивилизаций: древние государства; средневековые государства; современные государства.

В зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на: развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима различают: демократические государства; авторитарные государства; тоталитарные государства.

В зависимости от формы правления государства делятся на:монархии; республики.

В зависимости от господствующей идеологии существуют государства: идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные – в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства) и деидеологизированные- здесь официальная идеология отсутствует.

Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства, показывающая взаимосвязь между различными органами государства, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Выделяют три основных элемента в форме государства: форму территориального (государственного) устройства, форму правления, политический (государственный) режим.

Форма государственного устройства – это территориальноорганизационная структура страны, характеризующая соотношение полномочий центральных и региональных органов власти. Различают унитарные государства, федерации и конфедерации.

  • унитарное государство (Финляндия, Франция, Япония),(  форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования)
  • федерация (Россия, США, Канада),(форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями,обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.)

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими признаками: это, как правило, единоличное правление; власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству. Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какиелибо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством.

Ограниченные (парламентские) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные. Дуалистическая монархия

 

 

 

 

характеризуется тем, что  парламенту принадлежит законодательная  власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными  полномочиями в этой области (Марокко, Иордания, Кувейт). Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх лишен реальных полномочий и в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции во внешних сношениях и во внутренней политике. Должность монарха существует, как дань традициям и обусловлена культурно-историческим наследием страны(Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Япония и др.).

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Различают три формы республиканского правления: президентскую, парламентскую  и смешанную (полупрезидентскую).

При президентской форме правления глава государства – президент – одновременно является и главой правительства. Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у последнего института парламентской ответственности.

Президентская республика впервые  была введена в США на основе конституции 1787 года.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"