Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:24, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века.
Вопрос 2. В современном мировом обществоведении существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.
Вопрос 46. Термин «маркетинг» (от англ. market — рынок) появился в начале XX в. и означал изучение спроса и сбыта товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

все вопросы.docx

— 182.43 Кб (Скачать)

Основные принципы социал-демократии

Каждый человек имеет  право быть свободным от политического  принуждения, действовать в силу своих личных целей и индивидуальных возможностей

Оно предполагает равную ценность всех людей и служит условием свободного развития личности и социального  прогресса

Она имеет всеобъемлющий  глобальный характер. Это выражение  общности чело-

вечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости, моральная и материальная поддержка.

Демократический социализм, основные положения

Ф Наличие свободных выборов

Ф Представление гражданам  действительного выбора между различными политическими альтернативами

Ф Возможность смены правительства  мирными средствами

Ф Гарантия прав личности и  меньшинства

Ф Существование независимой  судебной системы, основанной на верховенстве закона

Ф «Плюралистическая экономика, основанная на началах самоуправления, предполагающая элементы планирования и сохранение рынка как регулятора производства»

Ф Государство регулирует рынок в интересах людей

Ф Развитие «соучастия» представителей трудящихся в управлении капиталистическими фирмами, а также развитие «самоуправления»

Борьба за социальную демократию — это борьба за более высокое  качество жизни, которое характеризует  степень социальной свободы человека, условия и содержание его труда, доступность системы образования  и духовных ценностей, состояние  окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 11. Марксизм возник в 40-х годах XIX века. Карл Маркс (1818 – 1883) и н Фридрих Энгельс ( 1820 – 1895 ) разрешили задачу  сформулировали радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.

Важной исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения  явилось то обстоятельство, что капитализм одержавший победу над феодализмом  в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени  не только свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства, но также и противоречивость своего развития, все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом.

В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная  общественная сила.

Наряду с революционными выступлениями рабочего класса, важнейшее  значение в подготовке возникновения  марксизма имело происходившее  ранее развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и  французского утопического социализма.

Учение, разработанное  Карлом Марксом совместно с Фридрихом  Энгельсом, представляло собой целостное  мировоззрение, стройную систему философских  взглядов.

он сформулировал материалистическое понимание истории, теорию прибавочной  стоимости и политическую концепцию  диктатуры пролетариата. Выделив  производственные отношения как  основные, такие, что определяют комплекс общественных отношений, он утверждал, что в истории решающую роль играют народные массы, что капитализм имеет  переходное значение в истории, поэтому  его должен заменить новый коммунистический строй, который является неизбежным и закономерным результатом революционного решения противоречий капитализма .

В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка.  уничтожение частной собственности — путь к освобождению. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества.

К. Маркс исходил из того, что государство и право  в развитии общества есть продукт  материальных отношений, это было совершено  новой позицией относительно теорий природного права и общественного  договора тех времен.

Основная идея социально  – политических взглядов К. Маркса была в том, что в результате внутреннего  развития капитализма будут разрушены  узкие рамки классовых и национальных отношений, создадутся условия для  раскрепощения человека. Продвижение  к освобождению человека осуществляется через классовую борьбу и революцию, уничтожение одного класса другим, через установление власти рабочего класса, что остаточно приведет к  исчезновению деление общества на социальные классы и возникновению однородного, социально справедливого общества.

Проблема освобождения человека, формирование целостного, гармонического, всесторонне развитого человека – главная идея К. Маркса. Уже  в своих ранних трудах Маркс писал  про необходимость установления принципиально нового общественного  строя, который бы сделал исходящим  моментом развития именно человека.

Можно утверждать, что  К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом  сформулировали в общих чертах политическую концепцию коммунистического радикализма, которая состояла из таких основных идей.

Первое. Они исходили из доминирования классовой борьбы в общественной жизни, в истории  всех антагонистических формаций, выдвигали  на первый план классовую борьбу как  непосредственную движущую силу истории  и, особенно, классовую борьбу между  буржуазией и пролетариатом. Именно в ней, по словам Ленина В.И., лежит  центр тяжести всей системы взглядов К. Маркса. Отсюда ее абсолютизация  и упрощенный подход : или диктатура буржуазии, или диктатура пролетариата – кто этого не понимает, тот за словами Ленина В.И., “ничего не понял ни в экономическом, ни в политическом учении Маркса”.

Второе. Марксистская идея классовой борьбы была тесно связана  с идеей ведущей роли пролетариата в этой борьбе: он выполнял роль мессии – осуществлял революционный переворот в обществе, ликвидировал эксплуатацию человека человеком, остаточно уничтожал деление на классы. “В этом и состояла б всемирно - историческая роль пролетариата – его историческое назначение”.

Третье. Исходя из идеи классовой  борьбы, К. Маркс свел суть какого – либо государства к фактической диктатуре того или иного класса, чем отрицал свои “грехи молодых лет”, когда считал, что сутью какого – либо государственного строя была демократия. Идея диктатуры пролетариата – центральная идея марксистской концепции. Опираясь на опыт Парижской Коммуны, он утверждал, что сутью диктатуры является единство законодательной, исполнительной и судовой власти.

Четвертое. Основным условием реализации “исторической миссии”  пролетариата должна стать политическая революция. Она должна разрушить, сломать  старую государственную власть, а  уже потом создать новое государство.

 

 

 

 

 

 

Пятое. К. Маркс и Ф. Энгельс  отработали идею пролетарской демократии как изъявление воли большинства  народа через принуждение незначительного  меньшинства. Подчеркнув, что пролетариату для овладения политической властью  также необходимы демократические  формы, но для него, как и все  политические формы, демократия только средство достижения цели.

Шестое. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что пролетариат, чтобы осуществить свою “историческую  миссию” должен создать свою “особенную партию, которая … осознала б  себя как классовая партия”.¨ Потому что только с ее созданием пролетариат станет самостоятельной политической силой, пролетарское движение с ее помощью выйдет из своего детства, времени, когда он существовал только как секта. Такая партия может достигнуть успеха, найдя себе союзников среди других слоев трудящих.

Седьмое. Пролетарская партия может стать ведущей силой  для пролетариата при условии  проведения нею решительной и  бескомпромиссной идеологической борьбы с классовыми противниками пролетариата, и беспрерывной борьбы с какими–либо  отклонениями в середине партии.

Следует отметить, что  марксизм действительно вырос в  жестокой борьбе не только с классовым  противником, но и с “коллегами”  по классу, в рядах самого пролетариата. Возможно, одной из наиболее негативных черт характера самих основателей  коммунистического радикализма  является их всеобщий критицизм и  отрицание всего существующего. Это было свойственно К. Марксу, что  определил еще Ф. Меринг.

Еще одной чертой К. Маркса была неспособность жить в дружбе и мире “со своими коллегами –  революционерами”. Но если ученый –  теоретик всю жизнь кого – то критикует, не дав реальной позитивной альтернативы, это свидетельствует  против него потому, что прокламация  лозунгов, еще никогда не становилась  программой.

Только что зародившись, не сформировавшись, марксизм уже начал бороться с христианским социализмом (П. Леру, Ф. Бюше, Ф. Ламэнне). На втором этапе деятельности К. Маркс повел борьбу с государственным и консервативным социализмом (П. Прудон, Л. Блан). Тогда же К. Маркс выступил против Ф. Лассаля, одного из основоположников немецкой социал-демократии, которого история немецкой социал-демократии всегда вспоминала рядом с именем К. Маркса и Ф. Энгельса, отмечал известный биограф Маркса Ф. Меринг. Однако сам К. Маркс позволял себе выражаться про немецкого рабочего лидера значительно жестче, в письме к Ф. Энгельсу с характерной для него резкостью К. Маркс писал, что Лассаль есть “мешанина негра с евреем …”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 12. Фашистская идеология, возникшая в 20-х гг. XX в.. Родоначальником фашизма был лидер левого крыла итальянских социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему, населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм  Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом.  теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа, который они называли «арии». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуросозидающих рас» (к «настоящим ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдывала политику  дискриминации и террора.

 Его наиболее характерные  черты зримо проявляют¬ся в таких идейных разновидностях этой человеконенавистнической идеологии, как неонацизм (базирующийся на принципах расовой чистоты и идеале сверхчеловека); национал-либерализм (сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других буржуазных ценностей) и неофашизм (в котором отсутствуют представления об этническом мессианстве, но вместе с тем отрицается и философия индивидуализма; главное значение придается здесь идеям «почвы», народа, патриотизма, лежащие в основе «естественного государства» с «беспощадным правительством»).

французский теоретик С. Пэйн описывает фашизм как «форму революционного ультранационализа», а немецкий историк А. Меллер исследует его как «персоналистскую форму тоталитаризма». Другой французский ученый П. Милза предложил даже учитывать несколько этапов в развитии и эволюции фашизма: I — фашизм существует как форма кризиса экстремистских движений, захвативших часть мелкой буржуазии, которая выступала против капитализма и крайне левых сил; II — фашизм приобретает форму союза между крупной частной собственностью и мелкой буржуазией для захвата власти; III — фашизм становится специфическим политическим режимом; IV — стадия полного тоталитаризма.

Такая картина эволюции фашизма  дает возможность более четко  видеть угрозы, которые исходят от него особенно в переходных обществах. В них предпосылки фашизма  непосредственно определяются отсутствием  законов, направленных на борьбу с политическим радикализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием  целенаправленной, поддерживаемой государством пропаганды против крайних форм политического  участия, благожелательным отношением к историческим фактам сотрудничества с преступными режимами или политическими  деятелями, распространением мессионерских идей и концепций.

С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там  и тогда, где и когда в идейных  и практических устремлениях политических сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия  и террора подчас заслоняет задачи захвата и использования власти. Политическая линия такого движения неразрывно связана с утопическими идеями превосходства тех или  иных расовых, этнических, классовых, земляческих  и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального  милитаризма, апелляцией к низменным  человеческим чувствам и предрассудкам. Политическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы  власти, полным приоритетом национального  кодекса нравственности над общечеловеческими  ценностями, безудержной демагогией в формировании общественного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизационного типа, ориентированные  на реализацию мифических идей и целей  и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 13. Для характеристики участников политического процесса используются понятия субъект и объект политики. Критерием разграничения служит то, способна ли общность, личность реализовать в сфере политики свои интересы, или же она, не влияя на данную сферу, лишь испытывает на себе воздействие  политических отношений. Подвижность подобной дифференциации проявляется в том, что все участники политических отношений в зависимости от конкретной ситуации могут либо служить источником политических действий, либо сами подвергаться воздействию политических актов и решений. Попытка отстранения от мира политики – иллюзорна.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"