Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:24, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века.
Вопрос 2. В современном мировом обществоведении существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.
Вопрос 46. Термин «маркетинг» (от англ. market — рынок) появился в начале XX в. и означал изучение спроса и сбыта товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

все вопросы.docx

— 182.43 Кб (Скачать)

Приверженцы инвайроменталистских теорий лидерства объединяют личностные свойства и позиционный контекст лидерства. К формирующим лидерство факторам были отнесены личностные черты лидера, его образ в сознании последователей, ролевые характеристики лидера, социальная и политическая ситуация, в которой развивается лидерство.

В политологии начиная  с М. Вебера, политических руководителей  делили на три типа: традиционных, легальных  и харизматических в зависимости  от того на чем основываются их претензии  на власть (авторитет) .1. Традиционные лидеры (вожди) - опираются на вековые  традиции ни у кого не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран). 2. Легальные лидеры - должны получить власть законным путем. (Буш, Миттеран, Ельцин). 3. Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее - авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет " Харизмой " (в раннехристианской литературе этот термин обозначает " боговдохновленность ").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 33. Слово “элита” в переводе с французского означает “лучшее”, “отборное”, “избранное”. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса. Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. По мнению Моска, существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Парето (1848—1923) исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими и социальными. Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту. Она делится на правящую, прямо или участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев. Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. Свойства элиты: 1) особые свойства, присущие представителям элиты; 2) взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции; 3) отношения элиты с неэлитой, массой; 4) рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется; 5) роль (конструктивная или деструктивная) элиты в обществе, ее функции и влияние.  Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, являются уже вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Паре-то, Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи: 1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть. 2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом. 3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. 4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. 5. В общем конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Структура элиты: политическую элиту составляют группы и политические лидеры, осуществляющие властные решения.  виды политической элиты: высшая, средняя и административная. Высшая политическая элита включает руководителей, которые занимают стратегические позиции в системе принятия важнейших решений.  К средней элите относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, представители региональных элит (губернаторы, мэры), лидеры политических партий и движений. В состав административной элиты входят члены правительства, а также высший слой государственных служащих. Экономическую элиту составляют наиболее богатые члены общества – крупные собственники, банкиры, руководители финансово-промышленных групп, главы ведущих корпораций, владельцы крупных капиталов.  Культурно-информационную элиту составляют выдающиеся деятели науки, культуры, видные журналисты, оказывающие влияние на формирование общественного мнения, высшие иерархи церкви.

 

 

Вопрос 34. Избирательная система – совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих легитимное становление государственных и муниципальных органов власти и избрание на должность лиц, замещающих выборные государственные и муниципальные должности. В узком смысле слова избирательная система – способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата, какие политические партии допущены к распределению мандатов и каким образом устанавливается их количество.

  • Мажоритарная система

  • При этой системе избранным  считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система имеет две  разновидности — абсолютного большинства(избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, то есть 50 % + 1 голос) и относительного большинства(победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов; для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %)

  • Пропорциональная система

  • При пропорциональной системе  места в парламенте распределяются между политическими партиями в  соответствии с количеством набранных  голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент  не проходят партии, набравшие менее  определённого процента голосов. В  России на данный момент порог составляет 7 %. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. 

  • Смешанная система

  • Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации  избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным  спискам по пропорциональной системе. 

    Избирательный процесс – деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию и проведение выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Под выборами понимаются все формы индивидуального или коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом срок и замещение должностей путем избрания голосованием (президента, депутатов и т. д.), что наделяет избранных лиц правом принимать решения в пределах определенной законом компетенции.

    Избирательное право — право гражданина избирать и избираться.

    Пассивное избирательное  право — право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Активное избирательное  право — право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

    Избирательные цензы —  это специальные условия, ограничивающие приобретение избирательного права. Цензы  пассивного избирательного права, как  правило, жестче цензов активного права.  
    а) Возрастной ценз предполагает право участвовать в выборах по достижении определенного возраста.  
    В России возрастной ценз для активного избирательного права (18 лет) был закреплен в Конституции РСФСР 1918 г. и остается таковым до сих пор.В России существуют следующие возрастные цензы для пассивного избирательного права: 
    • для Президента РФ — 35 лет; 
    • для депутатов Государственной Думы — 21 год; 
    • минимальный возраст депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации не должен превышать 21 года; 
    • минимальный возраст глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления не должен превышать 18 лет. 
    б) Ценз гражданства означает, что избирательные права представляются только гражданам данного государства.  
    В России иностранные граждане обладают активным и пассивным правом только на муниципальных выборах (при условии их постоянного проживания на территории муниципального образования). 
    в) Ценз оседлости предполагает право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории не менее определенного законом срока.  В отношении пассивного избирательного права это ограничение предусмотрено лишь на выборах Президента РФ: кандидат должен постоянно проживать на территории России не менее 10 лет.

    Стадии избирательного процесса

    Избирательный процесс  в Российской Федерации включает в себя относительно самостоятельные, сменяющие друг друга стадии, в  совокупности образующие его структуру. Выделяются следующие основные стадии избирательного процесса:

    - назначение выборов;

    - образование избирательных  округов и участков;

    - выдвижение и регистрация  кандидатов (списков кандидатов);

    - информационное обеспечение  выборов и проведение предвыборной  агитации;

    - голосование, определение  итогов голосования, установление  результатов выборов и их официальное  опубликование.

    Избирательный округ – это образованная в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ территория, от которой гражданами РФ, непосредственно проживающими на данной территории, избирается один или несколько депутатов.

    Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и в сроки, которые установлены избирательным законодательством, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

    Повторное голосование – то же, что «второй тур», – голосование во втором туре по двум кандидатурам, набравшим в первом туре наибольшее количество голосов избирателей, в случае если ни один из кандидатов не набрал более 50 % голосов избирателей.

    Предвыборная  агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за или против кандидата, кандидатов или список кандидатов либо против всех кандидатов, списков кандидатов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос 35. Современная избирательная система России очень молода. Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации.

    Выборы в органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.

     Выборы депутатов в  соответствующие органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации осуществляются на  основе всеобщего, равного, прямого  избирательного права при тайном  голосовании. Эти принципы, закрепленные  в конституциях и уставах субъектов  Федерации, действует на всей  территории РФ в силу ее  Конституции и федеральных законов.  Однако конституции, уставы и  законы субъектов Федерации, как  правило, ограничивают принцип  всеобщности избирательного права,  сужая круг лиц, которые вправе  голосовать (активное избирательное  право) и быть избранными в  органы государственной власти  субъектов Федерации.  Во многих  субъектах Федерации, где нет  собственного гражданства, введено  правило, согласно которому правом  избирать наделяются только те  граждане, которые постоянно проживают  на данной территории.

    Законодательство субъектов  Федерации закрепляет ценз оседлости  при выборах депутатов законодательных  органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет  субъектам Федерации устанавливать  сроки обязательного проживания на своей территории, которые не могут превышать одного года.  Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая –  на основе пропорциональной системы.  Конституции и уставы субъектов  Российской Федерации предусматривают  право граждан на непосредственное участие в осуществлении государственной  власти в форме референдума(). Права граждан на участие в референдуме субъектов РФ закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Системы проведения референдума во многом повторяют федеральную модель.

    На референдум субъекта РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся  в ведении субъекта РФ. На местный  референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов  РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены  вопросы, подлежащие вынесению на референдум. В то же время, на референдум субъекта РФ, местный референдум не могут  быть вынесены вопросы:

    а) о досрочном прекращении  или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

    б) о формировании состава  органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, персональном составе  органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

    в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов  и должностных лиц;

    г) о принятии или об изменении  соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

    Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"