Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:24, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века.
Вопрос 2. В современном мировом обществоведении существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.
Вопрос 46. Термин «маркетинг» (от англ. market — рынок) появился в начале XX в. и означал изучение спроса и сбыта товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

все вопросы.docx

— 182.43 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 17. Политическое участие – это деятельность граждан, целью которой является влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие – «это прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия». К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т. е. политическая апатия. Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к утрате интереса к политике.

Американский политолог  А. Марш разделил политическое участие  на две основные формы: конвенциональное и неконвенциональное (протестное), выделив следующие его типы: пассивное, конформистское, реформистское и активистское.

Конвенциональное  участие – форма политического участия, характеризующаяся соответствием политической деятельности нормам политической системы.

Неконвенциональное участие – форма политического участия, характеризующаяся несоответствием политической деятельности существующим в политической системе нормам (несанкционированные митинги, демонстрации, бойкоты, голодовки, захват помещений, заложников и т. п.).

Пассивное участие характеризуется сохранением интереса к политической информации и полной политической апатией.

Конформистское  участие характеризуется поддержкой существующей политической системы и ее решений и действий «по привычке», безотносительно к собственным интересам, в силу того, что так поступает большинство граждан.

Реформистское и активистское участие – формы протестного поведения. Различия между ними заключаются в выборе целей и методов действий. Реформистское участие ставит своей целью постепенное улучшение политической системы и влияние на власть с целью реализации своих интересов. Активистское участие носит более радикальный характер и ориентировано на качественные изменения в политической системе. По методам политической деятельности оно может относиться как к конвенциональной, так и нековенциональной форме политического участия.

Политическое участие  часто подразделяют на автономное и мобилизационное.

Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы.

Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т. п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы, и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов. В определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

На политическую активность влияет образование, по мере роста которого возрастает политическая активность. Возраст также связан с выбором  форм политического участия. Молодые  в большей степени склонны  к радикальным формам политического  участия, а в зрелом возрасте наблюдается  конформистское поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 18. В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются  между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом  власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.  Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

 понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Источники власти - средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал. 

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может  добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим  стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.  

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно  связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы  осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 19. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей  в государстве, впервые выдвинута  Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

В соответствии с современным  уровнем этой теории для правильного  функционирования государства в  нем должны существовать независимые  друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции  многих государств, в том числе  США, РФ. Статья 10 ныне действующей Конституции  Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на  основе разделения на законодательную,  исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Это призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий каким-либо одним из этих институтов и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа –  одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Разделение властей  предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности  в деятельности органов власти.

Современная демократия как  форма организации политической власти и всей общественной жизни  является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением  человечества в этом плане с точки  зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической  стране определяются конституцией. Как  конституционное закрепление, так  и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения  их компетенции в разных странах  имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной  власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения  их компетенции и функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 20. Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или  нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легетимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный».  Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание.

Легитимная власть основана на признании права носителей  власти предписывать нормы поведения  другим индивидам. Легитимная власть –  это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней  мере, их большинство.

Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности  данной политической власти. Но само такое  убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

Эти типы легитимности, названные  Максом Вебером, носят идеальный  характер, то есть являются в известной  мере абстракциями, не существующими  в политической действительности в  «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются  при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать  легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или  как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

Объектами легитимности выступают:

политические элиты;

административный персонал;

нормы и структуры режима.

Источниками легитимности являются:

основополагающие идеологические принципы;

приверженность структуре  и нормам режима;

преданность конкретным авторитетам.

Показателями легитимности являются:

уровень принуждения, применяемый  для проведения политики в жизнь;

наличие попыток свержения  правительства или лидера;

сила проявления гражданского неповиновения;

результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в поддержку  власти (оппозиции).

Политические отношения  на определённых этапах могут привести к кризису легитимности, корни  которого следует искать в характере  изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда  статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные  требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновлённой  общественной структуре, если системе  в течение длительного времени  не удаётся оправдать надежды  широких общественных кругов.

Для поддержания законности власти используются различные средства и методы:

изменение законодательства и государственного управления;

создание такой политической системы, законность которой основана на традициях;

харизматические лидеры;

успешное осуществление  государственной политики и программы;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"