Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:24, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века.
Вопрос 2. В современном мировом обществоведении существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.
Вопрос 46. Термин «маркетинг» (от англ. market — рынок) появился в начале XX в. и означал изучение спроса и сбыта товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

все вопросы.docx

— 182.43 Кб (Скачать)

 

Вопрос 5. политическая мысль Средневековья(теологическая парадигма) и эпохи Возрождения (натуралистическая парадигма)

Сепаратизм суверенных полисов рухнул под напором варваров. На их развалинах образовалось множество  раздробленных феодальных    княжеств и городских коммун, представлявших две тенденции общественного  развития - аристократическую и демократическую. Носители  этих тенденций противостояли  друг другу в политической борьбе. В Средневековье политическое знание существовало в религиозно-этической  форме. Политическая мысль развивалась  усилиями богословов, что отражало уровень влияния христианской морали на общественные отношения

В средние века (5-15 вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем  которого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все сущее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или  вознаграждать людей.В работе “О граде Божьем” один из наиболее видных мыслителей средневековья, Аврелий Августин (354-430), изложил основы христианской политической доктрины.

Вся история человечества представлялась Августину борьбой  между “градом Божьим” и “градом  земным”. “Град Божий” составляли праведники и ангелы, высшим выражением чего является церковь. “Град земной”  состоял из грешников и дьяволов. Естественное спасение человека - в  приобщении к Богу, к христианской добродетели.

Не менее авторитетным богословом был Фома Аквинский (1225-1274). Он исходил из того, что государственная  власть происходит от Бога и поэтому  должна быть подчинена духовной власти.  согласно Фоме Аквинскому сущность власти божественна, тем не менее формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось им смертным грехом, поскольку было равносильно возмущению против Бога. Светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

Родоначальником политической науки считается итальянский  философ и социологН. Макиавелли (1469-1527), поскольку именно он в своих трактатах “Государь” (1513 г.) и “Размышления о первой декаде Тита Ливия” (1520 г.) первым сформулировал предмет и метод политологии. политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Его вклад в политическую науку заключается в следующем.

- политика имеет собственную  логику, которую определяет политическая  власть. Именно власть во всех  ее проявлениях и служит предметом  политической науки. 

-он изучал политику  как социальную реальность, а  не как воображаемый, идеальный  мир. - Метод политического реализма, который он ввел в политологию,  помог ей окончательно освободиться  от религии. 

- сформулировал концепцию  циклического развития государственных  форм, в основе которой лежит  идея круговорота, взаимообращения добра и зла. Выделяя шесть форм государства, он рассматривал три из них как “дурные во всех отношениях” (тирания, олигархия и охлократия) и три - как “хорошие сами по себе” (монархия, аристократия, демократия). Достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность.-. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией; аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы).

Наилучшей формой государства  Н. Макиавелли считал смешанную, то есть умеренную республику, сочетающую достоинства  монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода и участие народа в управлении).

-отделил политику от  морали.. Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 6. Хронологические рамки Нового Времени 16-19век

Гражданская парадигма:

1) Теория  общественного договора

 

 Основой данной теории является положение  о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия  жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным  образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех"; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство  свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе. 
 Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

2) Теория разделения властей

Политико-правовая доктрина, согласно которой государственная  власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных  властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными государственный  органами. Идея о разделении властей, высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине XVIII в. Шарлем Монтескье. Учение о разделении властей, связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом. В современную эпоху принцип разделения властей является одной из основ конституционализма.

3) Теория естественного  права

Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

4) Теория Гражданского  общества

Согласно Гегелю, гражданское  общество выступает как система индивидов, с помощью труда удовлетворяющих собственные потребности к потребности других. Фундаментом гражданского общества является частная собственность, общность интересов и всеобщее формальное, оформленное законами, равенство граждан, защищенность человека от случайностей.

Заметно углубил представление  о гражданском обществе Эммануил Кант (1724 -1804). Его подход к трактовке  сущности гражданского общества более  диалектичен. Рассматривая противоречивые качества человеческой натуры: неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и  то же время стремление к согласию. Кант приходит к выводу, что главный  путь сочетания свободы каждого  со свободой других — формирование гражданского общества.

По Канту, гражданское  общество основано на следующих априорных  принципах: 1) свобода члена общества как человека, 2) равенство его  с другими как подданного, 3) самостоятельность  члена общества как гражданина.

Социальная парадигма объясняет политические явления воздействием внешних факторов (социальных, экономических, культурных). Политика зависит от уровня экономического развития, культурных традиций.Социальная парадигма объединяет разнообразные теории, суть которых сводится к стремлению объяснить природу и происхождение политики через социальные факторы, прежде всего, через определяющую роль той или иной сферы общественной жизни, того или иного общественного явления, или же через приобретенные (социокультурные) свойства субъекта социального действия. Этих позиций придерживается, например, марксистская концепция, согласно которой политика детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества. Политика есть концентрированное выражение экономики. Откуда появилось государство – частная собственность – социальные классы – организация политической жизни – государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 7. в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в производственных отношениях  капиталистический  способ  производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства, российская интеллигенция отчетливо осознавала необходимость освобождения народа от пут крепостничества и тирании. Вокруг идеи свободы на протяжении всего XIX и начала XX веков формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.

Со второй половины XVIII в. в России начинают складываться классические направления в политической мысли Нового времени – консервативное, либеральное и революционно-демократическое (радикальное).

 Основателем  российского консерватизма считается  Н. М. Карамзин. В 1811 г. Карамзин пишет «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой резко критикует либеральные реформы, начатые Александром I. В «Записке» сформулирован классический принцип русской охранительной идеологии: «...требуем более мудрости охранительной, нежели творческой». Идеи Карамзина стали основой для развития русской консервативной мысли, в дальнейшем представленной Н. Я. Данилевским, К. Н. Леонтьевым, К. Н. Победоносцевым. Ряд консервативных идей был заимствован славянофилами, хотя в целом это течение можно отнести к умеренно-либеральному.Гибельность европейского пути для России обосновывает К. П. Победоносцев в своей знаменитой работе «Великая ложь нашего времени». Такой ложной идеей является, по его мнению, теория парламентаризма: выборы не отражают волю избирателей, а избранные представители руководствуются лишь собственными честолюбивыми интересами. Славянофилы: Хомяков, Киреевский:-Россия развивается особым путем из-за географич. Положения; считали, что креп.право уродует лицо России, выступали за его отмену. Посторение идеалократии.

При отсутствии основ  гражданского общества в России государственная  власть, осуществляя модернизацию «сверху», сама инициировала процесс распространения  либеральных ценностей. Так называемый «правительственный» либерализм был представлен прежде всего самой императрицей Екатериной II. С воцарением Александра I правительственный либерализм обрел характер конкретной программы действия, которая была сформулирована М. М. Сперанским. Его идеи стали основой для либеральных реформ Александра II.

Непоследовательность  проводившихся «сверху» реформ усиливала либерализм оппозиционный, представителями которого на начальном этапе его развития были Н. И. Новиков, Я. П. Козельский, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев. К середине XIX в. сложились такие направления русской либеральной мысли, как славянофильство и западничество. Славянофилы – А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков и др. – обосновывали самобытный путь развития России, основанный на «народном самодержавии», «духовном православии» и «общинном коллективизме». Западники Н. В. Станкевич, Т. М. Грановский, К. Д. Кавелин и др. связывали будущее России с усвоением достижений западной цивилизации: перенесением на российскую почву опробованных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, идей парламентаризма и разделения властей.

Представителем  так называемого «охранительного» либерализма в России был Б. Н. Чичерин. Чичерин, один из основоположников политической науки в России, видел суть либерализма в «примирении» начала свободы с началом власти и закона: либеральные меры, обеспечивающие права и свободы граждан, и сильная власть, связующая и сдерживающая общество.

Крупнейшими представителями  теории социального либерализма были П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Б. А. Кистяковский и др. Развивая классические принципы правового государства, теоретики социального либерализма обосновывали необходимость его превращения в «социальное», то есть такое, которое обеспечит человеку достойные материальные условия его политической свободы.

Революционное «вольнодумство»  было характерно для многих представителей русской общественной мысли конца XVIII в.: Н. И. Новикова, Н. А. Радищева и др. Революционно-демократическое течение в политической идеологии начала XIX в. ярко представлено радикальным крылом идеологии декабризма. В «Русской правде» П. И. Пестель выдвигал требование ликвидации крепостного права и самодержавия, провозглашения России республикой, свободы печати и вероисповедания. Равенство перед законом подкрепляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономическими возможностями и мерами против неумеренного обогащения. Можно сказать, что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу концепции «общинного социализма», сформулированной революционерами-демократами и народниками. А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов считали, что только коренное преобразование общества на социалистических началах в ходе крестьянских революций способно обеспечить равенство и демократию; русская крестьянская община – готовая ячейка будущего

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"