Происхождение политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы указать происхождение политической мысли, ее источники и вдохновители. Идейные источники современных политических доктрин - это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого, мечтавших переустроить человеческое общество на новых, справедливых началах. Здесь мы ознакомимся с творчеством мудрецов, оставивших наиболее значительный след в истории политической мысли.

Оглавление

Вопрос№2.
Происхождение политической мысли.

Введение 3

Часть 1.
Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции 3

Часть 2.
Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени 6

Заключение. Список использованной литературы 9

Вопрос№22.
Правовое государство и гражданское общество: теория и реальность.

Введение 10

Часть 1.
Гражданское общество: понятие, основные этапы развития
и принципы функционирования 10

Часть 2.
Сущность правового государства, его основные признаки
и характерные черты 13

Заключение.Список использованной литературы 15

Вопрос№42.
Понятие “группы интересов”.

Введение 16

Часть 1.
Понятие групп интересов 16

Часть 2.
Функции и типология групп интересов 18

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Вопрос№2.
Происхождение политической мысли.

Файлы: 1 файл

контрольная политология.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.

Однако государство не является абсолютным благом, с ним связано и немало негативного. Она может злоупотреблять своим монопольным правом принуждения и совершать насилие над обществом. Государства втягивают народы в кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных народов, вводить жесткие законы, облагать население непомерными налогами и т.д.

Государственное насилие самое  страшное, потому что оно опирается  на силу государственной власти с  ее карательным аппаратом, совершается  в масштабе всего общества и не оставляет гражданам законных путей  и способов борьбы против него. Негативные стороны функционирования государства проявляется не только в недемократических политических режимах. Любое, даже самое демократическое, государство стремится к расширению своих полномочий и установлению тотального контроля над обществом. Однако, государство не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом.

С целью минимизации негативных последствий функционирования государства  для общества, ограничения возможного зла от нее, человечество отработало ряд теоретических и практических способов. К ним относятся, в первую очередь, теория демократии с ее концепциями и принципами и их практической реализацией. Особое место в арсенале  теоретических способов влияния общества на государство принадлежит теории правового государства и гражданского общества.

 

Часть 1.

Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и  принципы функционирования.

 

Гражданское общество составляет сферу  абсолютной свободы частных лиц  в отношениях друг с другом. Оно  предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

По определению Ж.Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющие данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства». Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории  человечества, государства и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским  обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в ХVIII-ХIХ  веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда,  правосудие, внешний порядок. В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности  гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук. Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика  соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности... – писали Маркс и Энгельс. – Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство  приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...». Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков.

Этот процесс не завершен ни в  нашей стране, ни в мировом масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ.

Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших  регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых  к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.

На первом этапе (примерно ХVI-ХVII вв.) складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики, оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и привилегий стояли горожане. От начала буржуазной революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет Нового времени.

На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве.

В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

–    экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

–    безусловное признание и защита естественных  прав и свобод человека и гражданина;

–    легитимность и демократический характер власти;

–    равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

–    правовое государство, основанное на принципе разделения  и взаимодействия властей;

–    политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

–    свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

–    невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

–    классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

–    эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Главным признаком и основой  гражданского общества является законодательное  закрепление юридического равенства  людей на основе наделения их правами  и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти.

В современной политологии гражданское  общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные потребности граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.

Базовые (первичные, витальные) потребности  в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются  благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных  взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия.

Они образуют второй уровень межличностных  взаимосвязей.

Потребности данного уровня удовлетворяются  в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных  отношений составляют потребности  в политическом участии, связанные  с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

Часть 2.

Сущность правового  государства, его основные признаки и характерные черты.

 

Правовое государство - это такая  форма организации и деятельности государственной власти, которая  строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права. Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму государства, основанного на верховенстве права и господства закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно существует и помимо закона.

Главное отличие правового государства от не правового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной ответственности и равенстве государства и личности.

Правовое государство опирается:

-      на провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства;

-      на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ (групп, классов, наций) и государства;

-      на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;

-      на право граждан делать все то, что не запрещено законом;

-      на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;

-      на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей властей;

-      на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;

-      на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;

-      на принцип независимого суда;

-      на социальный контроль политики и власти;

-      на принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права;

-      на независимость массовой информации.

Категория правового государства тесно  связана и, как правило, употребляется  рядом с такими определениями  государства, как демократическое, социальное и светское.

Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:

-      право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;

-      обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования (в том числе – не бесплатно);

-      ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары;

-      четка социальная налоговая политика;

-      принудительное социальное страхование отдельных групп населения.

Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных  управленческих решений.

Реализация  этой возможности базируется на демократическом  политическом режиме и правовой культуре граждан. Характеристика государства как светского означает отделение церкви от государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности.

Альтернативной  светского государства является государство теократическое и клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему образования изучение религиозных догм.

Основные  признаки правового государства: 

1.  Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность  органов правового государства  базируется на  принципе  разделения  властей на законодательную,  исполнительную и судебную. 

3.  Взаимная ответственность личности и государства.

Информация о работе Происхождение политической мысли