Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:38, контрольная работа
Цель данной работы указать происхождение политической мысли, ее источники и вдохновители. Идейные источники современных политических доктрин - это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого, мечтавших переустроить человеческое общество на новых, справедливых началах. Здесь мы ознакомимся с творчеством мудрецов, оставивших наиболее значительный след в истории политической мысли.
Вопрос№2.
Происхождение политической мысли.
Введение 3
Часть 1.
Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции 3
Часть 2.
Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени 6
Заключение. Список использованной литературы 9
Вопрос№22.
Правовое государство и гражданское общество: теория и реальность.
Введение 10
Часть 1.
Гражданское общество: понятие, основные этапы развития
и принципы функционирования 10
Часть 2.
Сущность правового государства, его основные признаки
и характерные черты 13
Заключение.Список использованной литературы 15
Вопрос№42.
Понятие “группы интересов”.
Введение 16
Часть 1.
Понятие групп интересов 16
Часть 2.
Функции и типология групп интересов 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Вопрос№2.
Происхождение политической мысли.
Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.
Однако государство не является абсолютным благом, с ним связано и немало негативного. Она может злоупотреблять своим монопольным правом принуждения и совершать насилие над обществом. Государства втягивают народы в кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных народов, вводить жесткие законы, облагать население непомерными налогами и т.д.
Государственное насилие самое страшное, потому что оно опирается на силу государственной власти с ее карательным аппаратом, совершается в масштабе всего общества и не оставляет гражданам законных путей и способов борьбы против него. Негативные стороны функционирования государства проявляется не только в недемократических политических режимах. Любое, даже самое демократическое, государство стремится к расширению своих полномочий и установлению тотального контроля над обществом. Однако, государство не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом.
С целью минимизации негативных последствий функционирования государства для общества, ограничения возможного зла от нее, человечество отработало ряд теоретических и практических способов. К ним относятся, в первую очередь, теория демократии с ее концепциями и принципами и их практической реализацией. Особое место в арсенале теоретических способов влияния общества на государство принадлежит теории правового государства и гражданского общества.
Часть 1.
Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования.
Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.
По определению Ж.Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющие данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства». Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство.
Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок. В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук. Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности... – писали Маркс и Энгельс. – Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...». Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков.
Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.
Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ.
Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.
На первом этапе (примерно ХVI-ХVII вв.) складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики, оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и привилегий стояли горожане. От начала буржуазной революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет Нового времени.
На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве.
В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
– экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
– безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;
– легитимность и демократический характер власти;
– равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;
– правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
– политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
– свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
– невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
– классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
– эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти.
В современной политологии
Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия.
Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей.
Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.
Часть 2.
Сущность правового государства, его основные признаки и характерные черты.
Правовое государство - это такая
форма организации и
Главное отличие правового государства от не правового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной ответственности и равенстве государства и личности.
Правовое государство
- на провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства;
- на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ (групп, классов, наций) и государства;
- на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;
- на право граждан делать все то, что не запрещено законом;
- на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;
- на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей властей;
- на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;
- на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;
- на принцип независимого суда;
- на социальный контроль политики и власти;
- на принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права;
- на независимость массовой информации.
Категория правового государства тесно связана и, как правило, употребляется рядом с такими определениями государства, как демократическое, социальное и светское.
Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:
- право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;
- обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования (в том числе – не бесплатно);
- ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары;
- четка социальная налоговая политика;
- принудительное социальное страхование отдельных групп населения.
Демократичность
государства обусловлена
Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан. Характеристика государства как светского означает отделение церкви от государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности.
Альтернативной светского государства является государство теократическое и клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему образования изучение религиозных догм.
Основные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.