Происхождение политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы указать происхождение политической мысли, ее источники и вдохновители. Идейные источники современных политических доктрин - это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого, мечтавших переустроить человеческое общество на новых, справедливых началах. Здесь мы ознакомимся с творчеством мудрецов, оставивших наиболее значительный след в истории политической мысли.

Оглавление

Вопрос№2.
Происхождение политической мысли.

Введение 3

Часть 1.
Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции 3

Часть 2.
Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени 6

Заключение. Список использованной литературы 9

Вопрос№22.
Правовое государство и гражданское общество: теория и реальность.

Введение 10

Часть 1.
Гражданское общество: понятие, основные этапы развития
и принципы функционирования 10

Часть 2.
Сущность правового государства, его основные признаки
и характерные черты 13

Заключение.Список использованной литературы 15

Вопрос№42.
Понятие “группы интересов”.

Введение 16

Часть 1.
Понятие групп интересов 16

Часть 2.
Функции и типология групп интересов 18

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Вопрос№2.
Происхождение политической мысли.

Файлы: 1 файл

контрольная политология.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

4. Реальность  прав и свобод гражданина,  их правовая и социальная защищенность. 

5.  Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании  различных  партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность  законности и правопорядка в  обществе.

Правовое государство – это  путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,  общечеловеческих начал в  праве,  самоценности человека.  Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность,  такая же, как демократия, гуманизм, права человека,  политические и экономические свободы,  либерализм и другие.  Суть идеи правового государства - в  господстве права  в общественной и политической жизни,  наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом,  это мера,  масштаб демократизации политической жизни.  Правовое государство открывает  юридически  равный  доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.  В чем  же  заключается  отличие правового государства от государства как такового?  Государство как таковое характеризуется  его  всевластием,  несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных  органов  и должностных лиц.  В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу,  ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную  и правовую защищенность граждан.  Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает  общими  чертами, которые сводятся к следующему:

1.   Ему присуща государственная власть как  средство  проведения внутренней и внешней политики.

2.   Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную  на  соответствующем  социально-экономическом базисе общества.

3.   Располагает специальным государственным механизмом.

4.   Обладает определенной административно-территориальной  организацией на своей территории.

5.   Существует благодаря налогам и другим сборам.

6.   Обладает  государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового  государства заключаются в следующем.

Все его структурные части и  элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим  законодательством. Должностные  лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,  гарантированные конституцией  и  другими  нормативно-правовыми актами.  Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового  государства  является  способом  его  существования. Функции правового государства реализуются с помощью  его  механизма.

В правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью  перед обществом, на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества.  В силу этого его  этапы  развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества.  Вместе с тем, поскольку всякое государство  обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу,  то этапам развития правового  государства  присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление  рыночной экономики,  предпринимательства,  гласности, свободы средств массовой  информации,  социальной  защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства,  обеспечение социальной  защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.  

 

Заключение.

 

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, гражданскому обществу, которые призваны быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.

Правовое государство – многомерное  развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Основу правового государства  составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,  обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

 

Список использованной литературы:

 

1.   Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. – 432с.

2.   Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М. 1997. – 475с.

3.   Тодоров И.Я., Чередниченко Э.А. Основы государства и права: Пособие в помощь школьникам, абитуриентам, учителям. – М. 1997. – 256с.

4.   Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М.: ИПП «Отечество», 1996. – 344с.

5.   Мировая компьютерная сеть “Internet”.

Вопрос№42.

Понятие “группы  интересов”.                                                                                                                                                        

 

Введение.

 

Понятие «группа интересов» (или заинтересованная группа) ввел в научный оборот американский ученый Артур Бентли в работе «Процесс управления» (1908).

Под данным термином он понимал  разнообразные организованные группы людей, имеющих определенные цели и выдвигающих конкретные требования перед политической властью.

Понятие "группы интересов" характеризует  совокупность сложных общественных образований. В каждой сложноорганизованной политической системе, как правило, существуют определенные механизмы, опосредующие отношения граждан с государством.

Проблема взаимодействия государства  и  групп  – социальных, экономических, функциональных – занимает важное место в политической теории, в частности при анализе субъектов политики, в исследованиях функционирования современных демократий, взаимосвязей гражданского общества и государства.

В данной работе мы рассмотрим и характеризуем понятие "группы интересов".

Обазначим влияние различных групп  на политику государства.

Даная работа делиться на две взаимно - зависемые части. В каждой из которых будет обозначено понятие "группа интересов".

 

Часть 1.

Понятие групп интересов.

 

  • Существенная роль принадлежит группам интересов и политическим партиям, отличающимся между собой целями и методами деятельности, ресурсами влияния на власть и другими характеристиками. 
    Группы интересов представляют собой объединение членов, связанных для защиты общих интересов. Данная характеристика означает, что какой-либо индивидуум или корпорация целенаправленно и систематически оказывающие влияние на власть с целью реализации своего конкретного интереса не могут быть отнесены к «группам интересов». 
  • Группы интересов создаются с целью достижения тех или иных целей в органах государственной власти. Таким образом, те организационные группы, для которых политическая активность не является приоритетной задачей, не могут быть отнесены к группам интересов. По этому же критерию к группам интересов не могут быть отнесены корпорации (которые создаются с целью извлечения прибыли), религиозные организации и пр.
  • Группы интересов пытаются оказать влияние на власть, скорректировать принимаемые политические решения в своих интересах. При этом группы интересов не стремятся завоевать власть, в этом их ключевое отличие от партийных групп. При этом это не значит, что группы  интересов не делегируют своих представителей в органы государственной власти и не способствуют развитию их политической карьеры. Однако, делается это ради более эффективного политического влияния и реализации своих интересов.
  • По своему субъектному статусу группы интересов являются негосударственными образованиями. Таким образом, группы, формируемые внутри органов государственной власти, и отстаивающие свои корпоративные интересы (например, при распределении бюджетного финансирования, государственных тендеров и пр.) не могут быть отнесены к группам интересов. 

Как следует из данных характеристик, к группам интересов в таком  случае можно отнести лишь некоммерческие организации, ассоциации или союзы, стремящиеся влиять на политическую власть с целью реализации интересов своих членов.  
Сторонники широкого подхода в качестве определяющего критерия определяют функцию группы по оказанию влияния на власть, в связи с чем любую социальную группу, стремящуюся оказать такое влияние, можно признать группой интересов.

Англичанин Р. Доуз относит к  ним ассоциации индивидов, сосредоточенные  на влиянии на правительство способами, наиболее отвечающими интересам  этого объединения. Американские исследователи  Г. Алмонд и Дж. Пауэлл считают их группами людей, объединенных особыми связями, выражающими взаимную заинтересованность или выгоду для составляющих их граждан. Если же учесть и ряд других, наиболее типичных подходов к пониманию групп интересов, то коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Группы   интересов  выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции артикуляции и агрегирования  интересов . Артикуляцией называют процесс выявления, четного формулирования  интересов  людей, входящих в  группу , выдвижение конкретных требований и лозунгов. В процессе агрегирования  интересов  множество частных  интересов , ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели.

Представляя определенные  интересы , выдвигая требования и программы,  группы   интересов  выполняют важную функцию информирования власти о наличии той или иной общественно значимой проблемы и желательных способах ее решения.  Группы   интересов  могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в различного рода консультативных советах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур.

Таким образом, реализуется еще  одна важная функция  групп   интересов  – функция формирования политических элит.  
Отстаивание  интересов   группы  в ее отношениях с властью придает  группе   интересов  функции давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию  групп , аналитики часто используют понятие « группа  давления». Имеются в виду такие  группы , которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на нее воздействие с целью реализации определенных групповых  интересов .  
Эти объединения, будучи посредниками в отношениях государства с народом, представляют интересы социальных, национальных, региональных и прочих человеческих общностей и являются формой коллективных действий их членов. Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной к политической активности. При этом там, где правительство шире вовлечено в управление социальными и экономическими проблемами, группы давления, как правило, обладают большими возможностями и большим влиянием на политические решения. Причем помимо отечественных групп интересов при исполнительных и представительных государственных органах могут действовать и объединения, выражающие интересы зарубежных стран, мировых экономических и финансовых центров и прочих групп, способствующие решению разнообразных международных проблем. 
Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.д. В зависимости от значимости для той или иной политической системы соответствующих властных ресурсов групп интересов последние обладают тем или иным весом при принятии управленческих решений. Те же группы интересов, которые, используя свои ресурсы, имеют возможность поддерживать постоянные связи с правительством, чаще всего становятся органической частью механизма управления обществом.

В противоположность этому "заявки" на власть от ряда маргинальных, нетрадиционных групп интересов, игнорирующих принятые в обществе нормы и ценности, могут иметь разрушительное действие для системы политического управления общества и отторгаются ею. В целом же действие разнообразных групп интересов способствует усложнению строения политической системы. В частности, это происходит за счет увеличения предпосылок возникновения партий (особенно мелких), и нарастания фракционности в этих политических институтах; дифференциации, функций и рационализации организационного строения правящих структур; стимулирования формирования многопартийных систем и т.д.

Информация о работе Происхождение политической мысли