Происхождение политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы указать происхождение политической мысли, ее источники и вдохновители. Идейные источники современных политических доктрин - это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого, мечтавших переустроить человеческое общество на новых, справедливых началах. Здесь мы ознакомимся с творчеством мудрецов, оставивших наиболее значительный след в истории политической мысли.

Оглавление

Вопрос№2.
Происхождение политической мысли.

Введение 3

Часть 1.
Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции 3

Часть 2.
Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени 6

Заключение. Список использованной литературы 9

Вопрос№22.
Правовое государство и гражданское общество: теория и реальность.

Введение 10

Часть 1.
Гражданское общество: понятие, основные этапы развития
и принципы функционирования 10

Часть 2.
Сущность правового государства, его основные признаки
и характерные черты 13

Заключение.Список использованной литературы 15

Вопрос№42.
Понятие “группы интересов”.

Введение 16

Часть 1.
Понятие групп интересов 16

Часть 2.
Функции и типология групп интересов 18

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Вопрос№2.
Происхождение политической мысли.

Файлы: 1 файл

контрольная политология.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

В ДОБЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЯХ И МЕТАЛЛУРГИИ

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: ‹‹ Политология ››

 

                               Вариант № 2

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Вопрос№2.

Происхождение политической мысли.                                                                       

 

Введение                                                                                                                         3

 

Часть 1.

Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции                                      3                                                                                                    

 

Часть 2.

Политические воззрения  эпохи Возрождения и Нового времени                           6

 

Заключение. Список использованной литературы                                                9

 

Вопрос№22.

Правовое государство и гражданское общество: теория и реальность.                                                                                                                

 

Введение                                                                                                                       10

 

Часть 1.

Гражданское общество: понятие, основные этапы развития

и принципы функционирования                                                                               10                                                                                      

 

Часть 2.

Сущность правового  государства, его основные признаки

и характерные черты                                                                                                   13                                                                                                                         

 

Заключение.Список использованной литературы                                                    15

  

Вопрос№42.

Понятие “группы  интересов”.                                                                                                                                                        

 

Введение                                                                                                                       16

    

Часть 1.

Понятие групп интересов                                                                                           16

 

Часть 2.

Функции и типология  групп интересов                                                                    18                                                                                 

 

Заключение                                                                                                                   20

 

Список использованной литературы                                                                   21

 

Вопрос№2.

Происхождение политической мысли.                                                                       

 

Введение.

 

Цель данной работы указать происхождение  политической мысли, ее источники  и вдохновители. Идейные источники современных политических доктрин - это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого, мечтавших переустроить человеческое общество на новых, справедливых началах. Здесь мы ознакомимся с творчеством мудрецов, оставивших наиболее значительный след в истории политической мысли.

Необходимо отметить, что все  теории отражают не только взгляды  их создателей, но и интересы, чаяния больших социальных групп, в той  или иной мере социально-политическую реальность в целом. Критикуя или оправдывая существующие порядки, эти мыслители искренни в своем стремлении осчастливить все человечество. Каждый из них вносит что-то ценное и важное для политологии.

Работа подразделяется на две основные, значимаемые части.

 

 

Часть 1.

Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции

 

Как считают историки, первые классовые  общества начали складываться в странах  Древнего Востока в 4-м тысячелетии  до н. э., следовательно, тогда же зародились и первые политические идеи. Политические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей.

Так, древнекитайский философ Конфуций (ок. 551-479 до н. э.), которого называют великим  моралистом, основывал свою социально-политическую доктрину на моральных максимумах (эталонах высшей морали, должного поведения).

Он разрабатывал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы) - благородного не по происхождению, а по воспитанию и  в результате самосовершенствования. Конфуций считал, что этот человек  должен быть гуманным (жень), справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам вообще. Мыслитель так сформулировал закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе, государстве: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».

Конфуций, а позднее и его  последователь Мэн-цзы (ок. 372-289 до н.э.) предложили концепцию «гуманного управления»  государством. Главное, считал Конфуций, правитель всегда должен твердо держаться  истинного принципа, быть бескомпромиссным в основном, решающем, а также заботиться о людях и их благах. Мудрый правитель должен хорошо знать, что больше всего люди любят богатство и престиж, а ненавидят бедность и презрение. Конфуций обосновал необходимость завоевывать доверие людей и на вопрос, как достигнуть власти, отвечал: «Достигни любви народной, и ты достигнешь власти; если же потеряешь любовь народную, то потеряешь и власть».

Политической доктрине Конфуция всегда уделялось много внимания. Самого мыслителя сравнивали и с Платоном, и с Иисусом. Но для потомков особенно важен тот факт, что идеи конфуцианства являются важнейшей составной частью политической культуры Китая.

Возникновение государства, усложнение политической жизни античного полиса, образование и необходимость сохранения демократических институтов и традиций потребовали глубокого и всестороннего теоретического обоснования проблем государства, права и политики.

Обработав колоссальный исторический материал, древнегреческие мыслители  Платон и Аристотель сумели создать целостную картину политической жизни. И хотя Платон ставил перед собой цель создать идеальную модель государства, а Аристотель - у реально существующих государств найти общие черты и качества, которые будут оптимальны и эффективны для всех остальных, при всей разнице их методологического подхода они создали весьма схожие системы, соединив эмпирический и теоретический уровни исследования.

Древнегреческий философ Платон (427-347 до н. э.) является крупнейшей фигурой  в истории политических идей. Философской основой платоновского учения о государстве стал идеализм. По его словам, «истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», данные же в ощущениях вещи и явления не истинны, поскольку подвижны, подвержены становлению.

Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге «Государство») как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в общественно-политической жизни .

Конструируя идеальное государство, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души: разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала: совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим  делом и не вмешивалось в чужие  дела. Кроме того, справедливость требует  соответствующей иерархической  соподчиненности этих начал во имя  целого: способности рассуждать (т. е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Платон выступает противником  частной собственности: «Ни у  кого не должно быть такого жилища или  кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий».

У правителей и стражей в идеальном  государстве Платона существует общность детей и жен. Женщины в этом государстве уравнены в правах с мужчинами. Семьи в обычном смысле слова для правителей и стражей - первых двух сословий - не существует. Детей воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности и труда людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства.

Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства, если среди правителей выделится кто-нибудь один,- монархия, если несколько правителей - аристократия.

Итак, демократия у Платона - строй, не имеющий должного управления, но приятный и разнообразный. При нем  существует своеобразное равенство, уравновешивающее равных и неравных. Однако демократия «опьяняется свободой в неразбавленном виде», и из нее вырастает ее продолжение и противоположность - тирания. По словам Платона, «из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».

В «Законах» Платон различает два  вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой - где и правителям предписаны законы. «Я вижу,- пишет Платон,- близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Как мы увидим из последующего, многие идеи Платона, как ценные, так и  иллюзорные, утопичные, стали теоретическим  источником идеологических построений мыслителей прошлого и современности. Прежде всего это относится к ученику и критику Платона - Аристотелю (384-322 до н.э.). Так же как Платон, Аристотель под государством понимает государство-полис - явление и продукт эллинской культуры, высшую форму общения, характерную лишь для греков. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое единство составляющих элементов.

«Политика» Аристотеля начинается словами: «Всякое государство представляет собой некоторую форму общежития». Далее он уточняет: «Государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством». Политическое устройство, в свою очередь, предполагает власть закона, ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства. Аристотель определяет закон как порядок и «бесстрастный разум»: «Закону страсть не причастна». Философ подчеркивает, что следует стремиться к тому, чтобы законы не менялись, ибо закон не имеет другой силы, принуждающей к подчинению ему, кроме обычая, а обычай образуется не иначе как в продолжение известного времени. Он различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную власти.

Кроме того, он выделяет в государстве  благородных и неблагородных, богатых  и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов (но последние не являются частью государства, ибо раб - это тот, «кто, будучи человеком, по природе своей принадлежит не себе, а другому», одушевленное орудие).

Аристотель подчеркивает многообразие форм политического устройства, которое объясняется тем, что у каждой части государства свои представления о счастье и средствах его достижения, каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления. Кроме того, одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской, «а для иных нужна свободная политическая жизнь».

Политические устройства Аристотель делит по количественному, качественному  и имущественному признакам. Согласно его мнению, государства различаются  прежде всего тем, в чьих руках власть - у одного лица, меньшинства или большинства. Но и одно лицо, и меньшинство, и большинство могут править правильно и неправильно. Кроме того, меньшинство и большинство может быть богатым и бедным. Так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения, а богатые - меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному. В результате существуют шесть форм политического устройства: три правильные, соответствующие добродетели (монархия, аристократия и полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия).

Монархия - древнейшая, «первая и  самая божественная» форма политического  устройства. Аристотель различает патриархальную и абсолютную монархии. Последняя  допустима, если в государстве есть человек, который превосходит всех других.

Аристократия предпочтительнее монархии. При аристократии власть находится  в руках немногих, обладающих личными  достоинствами, она возможна там, где  личное достоинство ценится народом.

Полития (республика) - власть большинства. Но единственная общая функция большинства воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие». Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства.

Тирания - это власть, которая «не согласна с природой человека»: «Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана».

Олигархия - власть меньшинства, но не достойных, а богатых.

Демократия - власть большинства. Есть пять видов демократии, которые делятся на два рода: демократию, основанную на законе, и демократию, где верховная власть находится в руках толпы. Последняя является охлократией, она уже выходит за рамки политического устройства. Демократия, основанная на законе,- «самая... сносная из всех худших форм политического устройства». В условиях «крайней демократии» решающим оказывается мнение «чистых потребителей» - людей, «свободных» от собственности, труда, воспитания.

Информация о работе Происхождение политической мысли