Политическая мысль Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:19, реферат

Краткое описание

История политических учений занимает важное место не только в политологи, но и в системе общественных наук в целом, т.к. в политических учениях находят свое выражение социально-экономические интересы различных классов и социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в защите со стороны политической власти, то эта нужда и побуждает как господствующие классы, так и угнетаемые, разрабатывать и обосновывать свои теории.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Политическая мысль Древней Греции
1.1 Теория идеального государства Платона……………………………………5
1.2 Политические воззрения Аристотеля …….………………………………..10
2. Политические и правовые учения Древнего Рим…………………..……….14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………….......20

Файлы: 1 файл

ывафыа.docx

— 48.57 Кб (Скачать)

 

Санкт-Петербургская  государственная академия

ветеринарной  медицины

Кафедра философии  и социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

 

Реферат по политологии  на тему:

 

 

 

 

Выполнила

                     Бахвалова А.В. - студентка 

   1-го курса 3 группы  ФВМ

Проверил

                                                                               Боровиков А.П.

 

 

 

 

 

 

             Санкт-Петербург 
                                                        2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Политическая  мысль Древней Греции

1.1 Теория идеального  государства Платона……………………………………5

1.2 Политические воззрения Аристотеля …….………………………………..10

2. Политические  и правовые учения Древнего Рим…………………..……….14

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………………….......20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

 

 

                                                               Введение

 

История политических учений занимает важное место не только в политологи, но и в системе  общественных наук в целом, т.к. в  политических учениях  находят свое выражение социально-экономические  интересы различных классов и  социальных групп. А поскольку эти  интересы нуждаются в защите со стороны  политической власти, то эта нужда  и побуждает как господствующие классы, так и угнетаемые, разрабатывать  и обосновывать свои теории.

Помимо этого, история  политических учений — это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной  политической жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и для современного периода, предоставляя ученым и практикам  уникальную возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими оригинальными  находками.

В учениях Древнего мира зарождаются и основы политической философии, юриспруденции, складываются политико-социологические подходы. Это, в первую очередь, касается Древней  Греции и Рима.

Именно в Древней  Греции сложилось и получило всестороннее развитие такое общественно-политическое образование, как полис, который  одновременно был и городом-государством, олицетворяя собой гражданскую  жизнь. От него, по существу, произошли  все основные политические понятия: политика, политическое искусство, политическое знание, политическое управление и  др.

Развитие политической мысли Древней Греции и Рима  характеризуется рядом черт:

  1. поиском идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок;
  2. рассмотрением политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;
  3. отсутствием четкой границей между философией,  этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике;
  4. ограниченным рационализмом политической мысли, обусловленным заметным влиянием религии.

 

Наиболее существенный вклад в развитие политической мысли  внесли древнегреческие философы Платон (427 —347 до н. э.) — автор работ “Государство”  и “Законы”, а так же его ученик Аристотель, написавший знаменитый трактат  “Политика”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политическая  мысль Древней Греции

1.1 Теория  идеального государства Платона

Платона (427-347 гг. до н. э.) считают “отцом” политической науки. Главным в учении Платона  является его воззрение  о двух мирах — мире идей и мире явлений.  Мир идей это истинное бытие, вечно  неизменный божественный проект изменческого человеческого мира,  мир явлений  — это нечто мнимое, подвижное, искаженная копия мира идей.

Отрицательный тип  государства выступает в четырех  формах: как тимократия, олигархия, демократия и тирания. В сравнении  с идеальном государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение  или извращение формы идеальной. В отрицательных формах государства  вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения  обязанностей — насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям  общежития — стремление к власти ради низких целей, вместо отречения  от материальных интересов — алчность.

Первой во времени  из этих отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. В тимократии первоначально сохранились черты совершенного строя; здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в воинском искусстве и гимнастика процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают в тайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии в этом жен, образ жизни меняется на роскошный.  Так начинается переход от тимократии к олигархии — господством немногих над большинством. Это правление, основывающееся на переписи  и на оценке имущества, так, что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении.  В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том,  чтобы каждый член общества “делал свое” и притом “только свое”. Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми  различными делами — и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека, на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается  в совершенно бесполезного члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.

Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к  последовательному развитию ее в  еще худшую форму государственного  устройства, но правление в обществе, в котором противоположность  между богатыми и бедными обостряется  еще сильнее, чем при олигархии. Рост возмущения бедных против богатых  приводит к восстанию. Если восстание  заканчивается  победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную  власть и функции управления разделяют  между всеми оставшимися членами  общества. Это и есть демократия.

Наихудшей формой отклонения от идеального государства Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как выражение предшествующей ей демократической формы правления. Тиран вырастает не из чего более, как из корня, называемого представительством. В первые дни и в первое время он “ улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем”. Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чествовал потребность в вожде. Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане, способствовавшие  его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, “пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы”.1

Исходя  из всего вышеперечисленного, Платон моделирует идеальное государство (идеальное - в смысле соответствия идеям Платона). Раскрывая смысл  этого государства, Платон выделяет следующие его черты:

  •  подобно космосу и человеческой душе, у которых есть три начала, в государстве должно быть три сословия: разумному началу души соответствуют философы - правители, яростному началу - воины-охранители, деловому - земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высший недопустим и является тягчайшим преступлением. “заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость”. Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения;
  • в идеальном государстве функционирует хорошо отлаженная система обучения и воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий. Важную роль в этой системе играет не только изучение математики и философии, но и распространение “благородного вымысла” о том, что хотя люди и рождаются неравными, их долг как членов полиса - жить в мире, согласии и братстве;
  • аристократическая форма правления, обеспечивающая руководство государством лучшими и благородными его представителями.

Основным принципом  идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Каждому  гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные,  и даже разнородные части государства  в целое. Это наилучшая государственная  система должна, по Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству решение  самых важных задач. Такое государство, во-первых, должно обладать силой собственной  организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания  и  отражения враждебного  окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимыми для них  материальными благами; в-третьих, оно  должно руководить и направлять высокое  развитие духовной деятельности творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага как  высшей “идеи”, правящей миром.

В государстве Платона  необходимые для общества в целом  функции и виды работы разделены  между специальными разрядами его  граждан, но в целом образуют гармоническое  сочетание. Основная мысль Платона  в утверждении, что потребности  граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам  для себя бывает недостаточен и имеет  нужду во многих”. Отсюда необходимость  возникновения общежития, или “города”, “когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной потребности; когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию  многих сообщников и помощников: тогда это сожитие получает у нас название города”.2

Значение разделения труда для общества Платон рассматривает  не с точки зрения работника, производящего  продукт, а исключительно с точки  зрения  интересов потребителей. Каждая вещь, согласно Платону, производится легче и лучше и в большем  количестве, “когда один человек, делая  лишь одно, делает сообразно со своей  природой, в благоприятное время, оставив все другие занятия”. Эта  точка зрения приводит Платона к  тому, что в разделении труда основной принцип строения государства. 3

Торговля, обмен  товарами и продуктами необходимы государству  не только для внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами государства. Отсюда Платон выводит необходимость  рынка и чеканки монеты как  единицы обмена.

Наисовершейнейшее по своему строю и оттого благое  государство обладает четырьмя главными доблестями: 1) мудростью, 2) мужеством, 3) сдерживающей мерой и 4) справедливостью.

Под “мудростью”  Платон понимает высшее знание или  способность дать добрый совет о  государстве в целом, —  о способе  направления его внутренних дел  и руководстве им в его внешних  отношениях. “Мудрость” — доблесть, принадлежащая не множеству ремесленников, а весьма немногим — философам.

“Пока в городах, — говорит Платон,— не будут  либо царствовать философы, либо искренно и удовлетворительно  философствовать  нынешние цари и властители, пока государственная  сила и философия не совпадут в  одно… до тех пор ни для государств, ни даже, полагаю, для человеческого  рода нет конца злу”.4

Вторая доблесть, которой обладает наилучшее по своему устройству государство, — “мужество”. Оно, так же как и “мудрость”, свойственно небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми  этих лиц больше. Платон разъясняет, что  достаточно, чтобы в государстве  существовала хотя бы некоторая часть  граждан,  обладающих способностью постоянно  хранить в себе правильное  и согласное с законом мнение о том, что страшно и что нет.

В отличие от “мудрости” и от “мужества”, третья доблесть совершенного государства, или “сдерживающая  мера”, есть качество уже не особого  или отдельного класса, а доблесть,  принадлежащая всем членам  наилучшего государства. Там, где она налицо, все члены общества признают принятый в совершенном государстве  закон  и существующее в нем правительство, сдерживающее дурные порывы. “Сдерживающая  мера” приводит к гармоничному согласованию как лучшие, так и худшие стороны.

Четвертая доблесть совершенного государства — “справедливость”.  Благодаря справедливости каждый разряд в государстве и всякий отдельный  человек, одаренный известной способностью, получает для исполнения и осуществления  свое особое дело.

В государстве три  разряда его граждан — правители, воины и работники производительного  труда — составляют гармоничное  целое под руководством наиболее разумного класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Политические  воззрения Аристотеля

 

Сущность политики Аристотель раскрывает через ее цель, а она, по мнению философа, самая  высокая — воспитательная и состоит  в том, чтобы придать гражданам  хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе  говоря, “цель политики — благо, притом справедливое, то есть общее  благо” Поэтому политик должен искать наилучшего, т.е. наиболее отвечающего  указанной цели, политического устройства. 5.

Информация о работе Политическая мысль Древней Греции