Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:19, реферат
История политических учений занимает важное место не только в политологи, но и в системе общественных наук в целом, т.к. в политических учениях находят свое выражение социально-экономические интересы различных классов и социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в защите со стороны политической власти, то эта нужда и побуждает как господствующие классы, так и угнетаемые, разрабатывать и обосновывать свои теории.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Политическая мысль Древней Греции
1.1 Теория идеального государства Платона……………………………………5
1.2 Политические воззрения Аристотеля …….………………………………..10
2. Политические и правовые учения Древнего Рим…………………..……….14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………….......20
Аристотель подчеркивает,
что понятие государства
Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную власть, административную и, наконец, судебную. 7
Аристотель подчеркивает,
что “государство по природе своей
множество”, “нечто сложное”, “состоит
из многих частей”, причем друг другу
неподобных. Прежде всего, это люди,
т.к. из людей одинаковых государство
образоваться не может,. Каждый должен
быть знатоком своего дела, “один человек
наилучшим образом может
Государство состоит из граждан, оно есть не что иное, как масса граждан. На гражданина, как и на государство, “есть разные воззрения, так как одного и того же человека не все признают гражданином”. Понятие гражданина в каждом политическом устройстве свое. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина. Называя это понятие гражданина абсолютным, Аристотель, по-видимому, хочет сказать, что истинно для всех форм политического устройства, разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, на какие слои населения распространяется там право участвовать в управлении государством и в суде, так что когда он говорит, что есть столько же видов граждан, сколько форм политического устройства, то это не следует понимать буквально, все дело в том, кого сочтут за гражданина: “Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за гражданина в олигархическом”, ибо “в демократиях… все граждане безразлично участвуют во всех делах государства, а в олигархиях напротив”. Кроме того, граждане несут военную службу и служат богатым. Итак, граждане — это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая. Под “управлением” Аристотель имеет в виду, по-видимому, и законодательную и исполнительную.9
Государство, как отмечалось, не единственная форма общежития. Другие формы — семья и “селение”. Они предшествуют государству, которое по отношению к ним выступает как конечная цель. Первая форма общежития — семья. Несколько семей образуют селение.
Государство возникает
из нескольких селений. Власть в государстве
— это продолжение и развитие
власти главы семьи. Так как власть
главы семьи монархическая, царская,
то и первая форма политического
устройства — патриархальная монархия
(царство): “Подобно тому, как всякою
семьею управляет старейший в
роде в качестве царя, так и
дальнейшее расселение семьи вследствие
родства ее членов между собою
находится также под
Многообразие форм политического устройства объясняется тем, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих и разных, неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения; каждая часть стремится власть в свои руки, установить свою форму правления. Кроме того, одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской, “а для иных нужна свободная политическая жизнь”. Но главная причина в том, что во всяком государстве происходит “столкновение прав”, на власть претендуют и благородные, и свободные, и богатые, и “достойные”, а также вообще большинство, которое всегда имеет преимущества перед меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют друг друга разные политические устройства. При изменении государства люди остаются теми же самыми, меняется лишь форма управления.
Аристотель делит
политические устройства по количественному,
качественному и имущественному
признакам. Государства различаются
прежде всего, тем, в чьих руках власть
— у одного лица, меньшинства
или большинства. И одно лицо и
меньшинство, и большинство могут
править правильно и
Монархия — древнейшая, “первая и самая божественная”, форма политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последнее допустимо, если в государство есть человек, который превосходит абсолютно всех других.
Аристократия, однако, предпочтительнее царства. При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся народом. Так как личное достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные, евпатриды.
Полития — власть большинства. Но у большинства единственное общее им всем добродетель — воинская, поэтому “республика состоит из людей, носящих оружие”, “республиканское общество состоит из таких людей, которые по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанной на законе, по силе которого правительственные должности достаются и бедным, лишь бы они были достойны”. Обладает ли большинство преимуществом перед меньшинством? Аристотель отвечает на этот вопрос положительно. Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства.
Аристотель резко отрицательно относится к тирании: “Тираническая власть не согласна с природою человека”, “Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана”.12
Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых.
Демократия основана на законе. Говоря о демократии, Аристотель также подчиняет количественный принцип имущественному; важно, что это власть большинства не только свободных, но и бедных: “Там только демократия, где представителем верховной власти является большинство, хотя свободных, но в то же время недостаточных”.13
Олигархия – власть
немногих, становясь властью одного,
превращается в деспотию, а становясь
властью большинства — в
Аристотель —
государственник. Государство для
него совершеннейшая форма жизни, такая
форма, в которой общественная жизнь
достигает “высшей степени
Государство, далее, служит общему благу, т.е. справедливости. Аристотель признает, что справедливость есть понятие относительное, тем не менее, он определяет ее как общее благо, которое возможно лишь в политической жизни. Справедливость – цель политики.
Царство, аристократия и полития – правильные формы потому, что там одно лицо, меньшинство или большинство. Тирания, олигархия и демократия, — неправильные формы политического устройства, потому что там власть — будь то одно лицо, меньшинство или большинство — служит лишь своим интересам.14
В отличие от Платона Аристотель различает идеальную, “абсолютно наилучшую”, форму государственного устройства и “ту, которая возможна в действительности, которая более удобна и более общая для всех государств”.