Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:27, реферат
Государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю — и многочисленных близлежащих мелких островах. Территория - 377,8 тыс. км, Столица - г. Токио, др. крупные города с населением свыше 1 млн чел. — Иокогама, Осака, Кобэ, Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Кавасаки, Кита-кюсго. Население -126,9 млн. чел. (2000г.), 99,4% ~ японцы, остальные — корейцы, китайцы, американцы, айны (потомки древнего населения страны) и др. Официальный язык — японский. Большинство жителей исповедуют синтоизм, однако многие японцы соблюдают обряды, как синтоизма, так и буддизма, среди верующих есть также христиане, католики, протестанты, православные.
Затем
намечено провести рационализацию, сокращение,
перевод в разряд самостоятельных
административных юридических лиц многочисленных
вспомогательных учреждений, находящихся
в подчинении у министерств и управлений.
Планируется также сокращение общей численности
правительственных чиновников на 25%.
Судебная власть. Современная судебная система Японии сложилась в результате после конституционных реформ 1947-1948 гг. Она включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды. Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми ниже стоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Его правилам обязаны следовать прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14-ти членов суда. Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решение и приговоры ниже стоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из 5-ти судей. К разбирательству Верховным судом принимается жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела. Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать конституцию или внести в неё изменения либо требуется изменить прежние решения самого Верховного суда.
Высшие суды (их 8, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры ниже стоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по 2-й инстанции. Кроме того, в коллегию из 5 судей. Они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях.
Важнейшие звено судебной системы Японии — территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше одного года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.
Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве, а также дел о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет.
Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) - рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верхним судам, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды а праве приговорить не более чем к трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судья. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей.
Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным, но и нижестоящими судами; некоторые из них неоднократно выносили весьма прогрессивные решения о неконституционности важнейших правительственных постановлений внутри- и внешнеполитического характера.
Прокуратура в Японии входит в систему министерства юстиции, являющегося одним из важнейших (оно ведает и тюремными заведениями, а также контролирует иммиграционные службы и "подрывные организации"). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных, и других судах.
Все судьи
назначаются на свои должности сроком
на 10 лет. Назначения осуществляет Кабинет
министров, обычно на основании списка
кандидатов, составленного Верховным
судом (председатель Верховного суда назначается
императором). Спустя 10 лет судья может
быть назначен на свой пост повторно, и
так до тех пор, пока он не достигнет возраста,
установленного законом для выхода в отставку
(65 или 70 лет). Конституция предусматривает
ряд мер, направленных на повышение судейского
авторитета. В Японии корпорация профессиональных
юристов сознательно ограничивают число
своих коллег: в стране с населением свыше
120 млн. человек насчитывается примерно
2000 судей, 2100 прокуроров и около 12000 адвокатов,
что значительно меньше, чем в других капиталистических
странах. При этом сквозь фильтр курсов
подготовки работников юстиции - основного
источника новых кадров -
ежегодно проходит не более 500 человек.
См. приложение А (структура высших органов
власти)
Япония
является унитарным государством,
в то же время в ней получили широкое развитие
муниципальные институты. Унитарным
считается государство, не имеющее в
своей внутренней территориальной структуре
других государств, отличается полным
политическим единством. Оно неделимо.
Отдельные административно-
Иерархическая
система административно-
Япония
— конституционная монархия. Согласно
действующей с 1947 г. конституции император
(с 1989 г. —Акихито) является "символом
государства и единства нации", его
статус определяется "волей всего народа,
которому принадлежит суверенная власть".
Государственные дела осуществляются
императором по совету и одобрению кабинета
министров, который несет за них ответственность.
В Японии используется смешанная избирательная система.
В соответствии со ст. 15 конституции "народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности", при этом "гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних и тайна голосования". Конституция закрепляет другие принципы выборов: недопущение дискриминации на основе расы, религии, пола, социального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44); все важные вопросы, касающиеся выборов, определяются только законом. В соответствии с законом активным избирательным правом обладают японцы, достигшие двадцатилетнего возраста, прожившие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в список избирателей (списки ежегодно обновляются к 15 сентября). Право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников по достижении 30-летнего возраста. Кандидаты в члены палаты представителей должны внести избирательный залог в размере 3 млн. иен. Залог не возвращается, если кандидат не набрал пятой части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов на число причитающихся в нем мест. Кандидаты в палату советников должны внести 2 млн. иен; сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком. В некоторых случаях возможен возврат избирательного залога; так независимый кандидат, чтобы получить свой залог обратно, должен собрать восьмую часть голосов от квоты, которая определяется таким же образом, как и квота при выборах в нижнюю палату.
Палата представителей избирается на 4 года в количестве 512 человек. В настоящее время число членов этой палаты уменьшено до 500.
Верхняя палата — палата советников избирается в количестве 252 депутатов сроком на 6 лет, причем через каждые три года 1/2 состава советников переизбирается. Сто пятьдесят два советника избираются от округов на базе префектур и в столице по той же системе, что и депутаты палаты представителей. Остальные 100 советников избираются по системе пропорционального представительства.
Другими словами, вся палата представителей и большая часть палаты советников формируются по так называемой системе "единого непередаваемого голоса", обязывающей политические партии быть очень внимательными к численности выдвигаемых в округах кандидатов.
В отличие от стран Западной Европы в Японии запрещены некоторые виды агитации и агитационных материалов (в частности, запрещен обход домов избирателей и агитация на дому, агитация против других кандидатов), кандидат может использовать телевидение в ходе предвыборной борьбы только в течении 3 минут. Типичным является использование в предвыборной борьбе (длится обычно один месяц) агитационных автобусов, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой; ежедневные 8-часовые поездки, 5-6 выступлений в различных городах с крыши автобуса, пресс-конференции, тысячи рукопожатий с избирателями.
Выборы
в местные органы власти и управления
проводятся почти в том же порядке. Они
избираются сроком на четыре года. Губернатором
префектуры может быть избрано лицо, проживающее
в этой местности и достигшее возраста
не менее 30 лет; мэром, старостой — 35 лет.
7.
Тип парламентаризма
1. По форме правления - монархический парламентаризм.
2. По структуре парламента - двухпалатный парламентаризм.
3. По
избирательной системе - смешанный
парламентаризм.
Политические партии . Первая политическая партия Японии — Айкоку кото (Общество патриотов) — была создана в 1874 г. Сразу же после появления она представила правительству декларацию, призывающую создать представительный законодательный орган.
Первые в стране всеобщие выборы состоялись 16 лет спустя, 1 июля 1890 г., а первая сессия парламента была созвана 29 ноября того же года. Японский парламент стал первым национальным законодательным органом в Азии.
В последующие десятилетия происходил рост влияния политических партий в государственных делах, однако всплеск милитаризма в период, предшествующий второй мировой войне, привел к подрыву влияния партий и в конечном счете к их временному роспуску.
Послевоенная демократизация Японии привела к возникновению широкого спектра политических партий: нескольких буржуазных, среди которых главными стали Либеральная и Демократическая, а также Социалистическая и легализованная теперь Коммунистическая.
В 1955 г.
путем слияния двух консервативных
партий была создана Либерально-
К этому же времени упрочилось влияние Социалистической партии Японии (СПЯ). Образовалась так называемая «система 1955 года», суть которой заключалась в противостоянии двух главных субъектов на политической арене, то есть ЛДП и СПЯ. Последняя оставалась неизменно в оппозиции, причем ее влияние постепенно сокращалось. Это было вызвано рядом факторов: расколами в рядах СПЯ, вследствие которых были образованы Партия демократического социализма (ПДС, 1960 г.) и Социал-демократический союз (СДС, 1978 г.); постепенным восстановлением парламентской активности Коммунистической партии Японии (КПЯ); появлением Комэйто (Партия чистой политики, 1964 г.), созданной по инициативе буддийской организации Сока гаккай.
Вступление в последнее десятилетие XX в. Япония встретила кризисом доверия к существующим политическим партиям, ростом абсентеизма. Недовольство избирателей адресовывалось в первую очередь правящей партии, либерал-демократам. Стало очевидным, что долговременное, с 1955 г., единоличное правление ЛДП привело к тесному сращиванию ее политиков с чиновничьими и деловыми кругами, создало тепличную атмосферу для распространения коррупции. Страну буквально шокировали разоблачения многочисленных фактов взяточничества, к которым оказывались причастными лидеры фракций, включая тех, кто в разное время побывал на посту главы правительства. К тому же фракционность мешала омоложению партии. ЛДП утратила прежний динамизм, у нее отсутствовала решимость вступить на путь собственного обновления, стать инициатором и активным проводником реформ, назревших по мере накопления внутренних социально-экономических проблем и в связи с переменами международного характера.
Общественное недовольство распространялось также на оппозиционные партии, прежде всего из-за их неспособности обеспечить сменяемость власти. Находившиеся в оппозиции СПЯ, ПДС, небольшой СДС, Комэйто и КПЯ вследствие больших идейно-политических разногласий не смогли объединить усилия в противостоянии либерал-демократам. А каждая из них, включая наиболее влиятельную — Социалистическую, была слишком слаба, чтобы претендовать на приход к власти в одиночку.