Политическое устройство Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире
2. Конституция государства
3. Высшие органы власти. Их формирование, полномочия, структура

Файлы: 1 файл

Япония мой реф.doc

— 181.50 Кб (Скачать)


1.       Краткая справка о государстве и его роли в современном мире

 

 

Государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных ост­ровах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю — и многочисленных близлежащих мел­ких островах. Территория - 377,8 тыс. км, Столица - г. Токио, др. крупные города с насе­лением свыше 1 млн чел. — Иокогама, Осака, Кобэ, Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Кавасаки, Кита-кюсго. Население -126,9 млн. чел. (2000г.), 99,4% ~ японцы, остальные — корейцы, ки­тайцы, американцы, айны (потомки древнего населения страны) и др. Официальный язык — японский. Боль­шинство жителей исповедуют синтоизм, однако многие японцы соблюдают обряды, как синтоизма, так и буддизма, среди верующих есть также хри­стиане, католики, протестанты, православные.

Япония - унитарное государство, разделенное на 47 префектур. Местное управление осуществляют выборные префектуральные собрания. Главные должностные лица в префектурах - губернаторы. Конституция 1946 г. (вступи­ла в силу в 1947 г.) установила конституционную парламентскую монархию, провозгласив императора «символом государства и единства нации».

Де­нежная единица — иена.

Япония — конституционная монар­хия.

Современная Япония - высокоразвитое в промышленном и научно-техническом отношении государство, один из трех мировых центров империалистического соперничества. Особенности экономического развития этой страны, ее достижения в передовых отраслях научно-технического прогресса, способность быстро реагировать на изменяющиеся условия мирового рынка привлекают внимание к «Стране восходящего солнца»вовсем мире.

Япония - вторая в экономическом отношении держава капиталистического мира. По размерам валового национального продукта, объему промышленного производства и ряду других макроэкономических показателей она уступает только США. На долю Японии приходится свыше 14% мирового валового продукта. Она лидирует в темпах экономического развития, в 1,5 - 2 раза превышающих показатели ведущих стран.

Япония является официальным членом МВФ.

Япония стала членом МБРР одновременно со вступлением в МВФ — в 1952 г. По вложенному капиталу она занимала тогда среди членов МБРР 9-е место — 2,77%. А в 1984 г. страна вышла по этому показателю уже на 2-е место — 5,19% и сохраняет его и по сей день — 6,69%.

Помимо МБРР существуют другие международные финансовые организации, и Япония вносит существенный вклад в деятельность каждой из них, а именно: Международной ассоциации развития (учреждена в 1960 г.), Международной финансовой корпорации (1956 г.), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1988 г.), а также различных международных региональных банков — Азиатского банка развития (1966 г.), Межамериканского банка развития (1959 г.), Африканского банка развития (1964 г.) и Европейского банка реконструкции и развития (1991 г.).

В Японии один из самых низких сре­ди промышленно развитых стран уро­вень инфляции (ок. 2% в год) и безра­ботицы (3,9%).

Важное значение придается ак­тивизации деятельности в рамках ООН (является ее членом с 1956 г.), ведущих международных организациях (Плана Коломбо с 1954 г., ОЭСР с 1964 г. и др.)) участию в урегулировании реги­ональных конфликтов, В соответствии с принятым в 1992 г. законом о содей­ствии миротворческим усилиям СЮН японские военнослужащие впервые после 2-й мировой войны были направ­лены за пределы страны. Они четыреж­ды привлекались к невоенным аспек­там операций ООН по поддержанию мира (Камбоджа, Мозамбик, Руанда, Голанские высоты).

Союз с США остается стержнем внешней политики Японии. Вместе с тем она поддерживает активные свя­зи с Западной Европой. Все более весо­мым становится участие Токио в еже­годных встречах руководителей веду­щих экономически развитых стран.

Япония придает большое значение развитию отношений с соседними ази­атскими странами, особенно с государ­ствами — членами АСЕАН, с к-рыми стремится укрепить как экономические, так и политические связи. В структуре внешнеполитических приоритетов Япо­нии серьезное внимание придается от­ношениям с КНР. В октябре 1992 г. состоялся первый в истории визит японского императора в КНР.

Япония принимает активное участие в процессах экономической интеграции в АТР, деятельности АТЭС. В послед­нее время прослеживается стремление Токио к подключению к многосторон­ним контактам по вопросам обеспече­ния безопасности в АТР, в частности в рамках Азиатско-тихоокеанского фо­рума (АТФ).

 

 

2.       Конституция государства

 

 

Вступившая в действие 3 мая 1947 г. Конституция Японии хотя и наследовала некоторые позиции Конституции Мэйдзи, носила принципиально новый характер, который определялся сложившейся в стране ситуацией. Потерпев поражение во второй мировой войне, оккупированная американскими войсками, Япония вынуждена была принять требования союзников по демократизации политической системы. Важнейшими положениями нового Основного закона стали признание суверенитета народа, основных прав человека, принципов разделения власти и местного самоуправления. Япония, таким образом, получила юридическую базу для развития в качестве страны с парламентской демократией. Новое определение получила роль императора, утратившего неограниченные полномочия и ставшего «символом государства».

Примечательно, что текст послевоенной Конституции был подготовлен американскими юристами из штаба оккупационных войск (хотя и с учетом мнения японских правоведов и политиков). Это обусловило появление время от времени в политических кругах страны требований пересмотреть Конституцию и придать ей «исконно национальный» характер.

Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императо­ра; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные фи­нансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конститу­ции.

Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по важным аспектам. Характеристика новой конституции:

  1. Эта Конституция была самой демократичной из всех послевоенных;
  2. Конституция впервые закрепила социально-экономические права наряду с личными и политическими;
  3. Появились мирные положения, в том числе ст. 9: "Япония навечно отказывается от войны, как суверенного права народа и все международные споры будет решать только мирным путем". Эта статья имеет очень серьезные правовые последствия. В соответствии с ней Япония на нужды обороны не может тратить более 1 % от ВВП. Фактически сегодня Япония тратит только 0,3 %. Также Япония не имеет права содержать регулярные вооруженные силы, а только право содержать войска самообороны (их численность всего 240 тыс. чел.). Все. 240 тысяч - это одни офицеры, а если армия кадрированая, то в течение месяца её можно увеличить до миллиона, т.к. подготовка солдат не требует много времени. Армия всегда стабильная, если один генерал уходит, другой занимает его место. На основании ст. 9 Япония не может посылать войска самообороны за границу, т.е. она не может участвовать даже в миротворческих действиях, которые проводятся под эгидой ООН и совета безопасности. Аналогичная норма есть и в конституции Германии, но она грубо нарушила свою конституцию, когда послала свои войска в Югославию.
  4. Резкое ограничение полномочий монарха. Это самый «слабый» монарх (по полномочиям) среди всех остальных монархов мира. Полномочия несопоставимы даже с полномочиями королев Дании, Голландии и Великобритании.
  5. Японская Конституция предусматривает уникальную систему судов.  Для американцев было неожиданностью, когда японцы внесли свою идею о судебной системе: Конституция по способу изменения - исключительно жёсткая, поэтому в неё не внесено ни одной поправки. За поправку должно проголосовать 2/3 депутатов обеих палат от списочного состава, затем поправка выносится на всенародный референдум, или поправку большинством (2/3) голосов должен подтвердить Парламент нового созыва. Это мудрое правило, чтобы депутаты ныне действующего состава не подготовили поправку для себя.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что хотя Конституция Японии и была принята в 1947 году, она и по сей день соответствует нормам, предъявляемым временем к таким нормативным актам. Япония, как и США в истории своего конституционализма не знала частой смены основного закона, и может быть именно это дает ей стабильность как внутри государства, так и на мировой арене. С принятием Конституции Япония встала в один ряд со многими ведущими державами мира, а в некоторых положениях даже обошла их.

 

3.       Высшие органы власти. Их формирование, полномочия, структура

 

            Глава государства - император. 7 января 1989 г вступил на престол им­ператор Акихито. Императорский трон наследуется членами императорской семьи по мужской линии. Согласно конституции император не обладает суве­ренной властью. Все действия, относящиеся к государственным делам, импера­тор должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, кото­рый несёт за них ответственность. Однако реальная власть императора практи­чески сведена к нулю, поскольку он отстранен от самостоятельного решения вопросов государственной политики. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения Ка­бинета министров. Среди таких действий наиболее важными являются: назна­чение премьер министра (по представлению парламента) и главного судьи Вер­ховного суда (по представлению правительства); промульгация поправок к кон­ституции, законов, указов правительства; созыв парламента и роспуск палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конститу­ция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных докумен­тов.

Парламент(Коккай) — высший орган государственной власти в Японии и единственный в государстве законодательный орган. 29 ноября 1990 г. парламент отметил 100-летнюю годовщину первых выборов. Он состоит из палаты представителей (500 мест) и палаты советников (252 места).

Члены палаты представителей избираются на 4 года, однако этот срок может быть прерван до истечения 4 лет, если палата распускается. 300 членов палаты избираются в одномандатных округах, остальные — по пропорциональной системе, партийным спискам.

Члены палаты советников избираются на 6 лет. Половина палаты переизбирается каждые 3 года. 100 ее членов избираются от так называемых общенациональных округов посредством пропорционального представительства, что означает избрание от страны в целом. Остальные 152 члена избираются по 47 префектурам.

Сессии палаты представителей и палаты советников могут быть очередными, чрезвычайными или специальными. Очередные сессии парламента созываются раз в году, в январе, и длятся 150 дней. Самым важным законопроектом, представляемым на рассмотрение очередной сессии, является государственный бюджет на следующий финансовый год. Палате представителей принадлежит право первой рассматривать законопроект о бюджете, подготовленный и представленный парламенту кабинетом министров. У нижней палаты есть преимущество перед верхней палатой в вопросах назначения нового премьер-министра и обсуждении международных договоров. Палата представителей обладает правом выражать кабинету министров недоверие или доверие. Это является одним из самых важных прав нижней палаты в парламентской политике. Палата советников не наделена правовыми полномочиями принимать вотум недоверия.

На председателей обеих палат и их заместителей возложена обязанность поддерживать порядок в соответствующих палатах и наблюдать за выполнением повестки дня. Чтобы обеспечить свою беспристрастность в ходе заседания парламента, вышеупомянутые четыре лица обычно приостанавливают отношения со своими партиями. Палата советников может временно выполнять функции палаты представителей, если кабинет министров созывает чрезвычайную сессию верхней палаты в то время, когда нижняя распущена.  Конституция предусматривает 2 способа принятия закона. Первый - одоб­рение закона проекта обеими палатами. Второй - повторное одобрение палатой представителей (не менее чем 2/3 присутствующих членов) законопроекта, от­клоненного палатой советников. Последнее слово остается за палатой предста­вителей и при решении вопросов о бюджете, и при заключении международных договоров, и при назначении премьер министров. Помимо вышеперечислен­ных, к наиболее важным полномочиям парламента относится контроль над дея­тельностью исполнительной власти, которая осуществляется, как правило, в форме интерпелляции и парламентских расследований.

Японские граждане, достигшие 25 лет, м огут быть избраны в палату представителей, а достигшие 30 лет — в палату советников. В Японии существует всеобщее избирательное право, и все мужчины и женщины, достигшие 20 лет, могут принимать участие в выборах.

 

Исполнительная власть осуществляется правительством Японии (Каби­нет министров). Кабинет министров — высший орган исполнительной власти в Японии.

Кабинет министров Японии действует в составе: глава кабинета — премьер-министр — и 20 министров. Премьер министр — высшее должностное лицо в системе исполнительной власти Японии.

Избираемый парламентом премьер-министр является чаще всего лидером правящей партии, обладающей в парламенте большинством мест. Партийная дисциплина обязывает депутатов правящей партии подчиняться премьер-министру как своему партийному лидеру и голосовать за предложения и решения кабинета министров. Фактически не парламентское большинство руководит кабинетом, а кабинет в лице лидеров правящей партии руководит парламентским большинством.

Конституция уполномочивает премьер-министра назначать и отстранять от должности по своему усмотрению всех остальных министров кабинета. Выступая в парламенте от имени кабинета, премьер-министр вносит на рассмотрение парламента проекты бюджета, законопроекты и другие документы, требующие утверждения верховного законодательного органа страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему принадлежит по закону последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. Закон уполномочивает его приостанавливать на время (до рассмотрения кабинетом) деятельность и распоряжения всех прочих государственных исполнительных учреждений.

Информация о работе Политическое устройство Японии