Политическое устройство Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире
2. Конституция государства
3. Высшие органы власти. Их формирование, полномочия, структура

Файлы: 1 файл

Япония мой реф.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Прошедшие в 1996 г. по новой избирательной системе выборы палаты представителей улучшили положение ЛДП в парламенте, ее лидеры вновь возглавили кабинет министров. СДП потерпела сокрушительное поражение, а вновь созданная Демократическая партия закрепилась по представленности в парламенте на третьем, после ЛДП и ПНР, месте. В дальнейшем выявилась нежизненность ПНР как конгломерата парламентариев разной политической ориентации. Эта партия в декабре 1997 г. развалилась. Большая часть ее политиков в конце концов влилась в 1998 г. в Демократическую партию, следствием чего стало ее превращение в главную силу оппозиции, резкое усиление в ее руководстве позиций консерваторов, в свое время покинувших ЛДП. Еще одна часть депутатов парламента развалившейся ПНР воссоздала в ноябре 1998 г. Комэйто. Наконец, правое крыло ПНР, парламентарии с неолиберальными взглядами, образовали Либеральную партию.

В конце 90-х гг. некоторое преимущество в парламенте остается за либерал-демократами. Но они, не сумев восстановить желаемого большинства, вынуждены искать сотрудничества с другими партиями. И поэтому учрежденное в 1998 г. единоличное правительство ЛДП было в 1999 г. последовательно реорганизовано в правительство коалиционное, сначала в союзе с Либеральной партией, а к осени того же года и с Комэйто.

Перестройка японских политических сил, в стороне от которой остались только коммунисты, будет, вероятно, иметь дальнейшее продолжение. До сих пор главными ее действующими лицами были депутаты парламента. Быстротечное появление новых, роспуск старых партий, разъединения и слияния до сих пор проходили преимущественно в форме перетасовки парламентских фракций, когда мнением рядовых членов партий мало интересовались, а поведение самих парламентариев чаще всего определялось не их мировоззрением и политическими убеждениями, а возможностями повысить шансы на участие в политических играх. Не случайно одним из последствий произошедших перемен стала значительная нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем. Эти две характерные черты нынешней политической перестройки не способствуют рассеиванию недоверия избирателей к партиям и являются причиной сохраняющегося пассивного отношения многих японцев к парламентским выборам.

К началу ХХ1 в. в политической жизни Японии заметную роль играют шесть крупных политических партий: Либерально-демократическая партия, Демократическая партия, Комэйто, Либеральная партия, Коммунистическая партия Японии и Социал-демократическая партия.

               Либерально-демократическая партия — образована 15 ноября 1955 г. путем слияния двух буржуазных партий — Либеральной и Демократической.

С момента создания и до 1993 г. формировала однопартийное правительство.

ЛДП провозгласила себя «народной партией», основывающейся на «идеале демократии» и стремящейся к «стабилизации жизни народа», «построению государства благосостояния».

Успешное развитие экономики, подъем благодаря этому уровня жизни японцев стали главными факторами, обеспечившими либерал-демократам поддержку избирателей, достаточную для формирования ими однопартийного правительства.

Вместе с тем обеспокоенность японской общественности явлениями коррупции, порождаемыми тесными связями политиков ЛДП, бюрократии и финансового капитала в условиях несменяемости власти, привела к утрате в 1993 г. «монопольного права» ЛДП на формирование правительства.

ЛДП имеет в парламенте 266 депутатов в палате представителей и 105 — в палате советников (октябрь 1999 г.). Число членов ЛДП непостоянно — около 2 млн.

Партия организована преимущественно по территориальному принципу, максимально приближенному к задачам ведения кампаний по выборам в парламент и органы местного самоуправления, но имеет отделения и по месту работы членов партии.

Высший орган партии — ежегодный съезд. Депутаты парламента внутри партии пользуются привилегированным положением, решение их общего собрания приравнивается к решению съезда.

При определении политического курса и особенно при распределении руководящих постов в партии и министерских мест в правительстве учитывается соотношение сил между постоянно действующими внутрипартийными фракциями — группировками депутатов парламента.

Глава партии — председатель, который избирается в два этапа, причем в первом участвуют все члены партии. Председатель на основе переговоров с лидерами фракций формирует органы постоянного руководства партией, назначает генерального секретаря.

Значительными полномочиями обладает Совет общих вопросов — постановляющий орган, работающий практически на постоянной основе; получение одобрения этого органа необходимо при решении всех важных вопросов, касающихся политики партии в парламенте и правительстве.

С апреля 2000 г. председатель ЛДП и премьер-министр Японии — Мори Ёсиро.

Печатные органы — еженедельная газета «Дзию симпо», ежемесячный журнал «Дзию минсю» и др.

Социал-демократическая партия Японии создана в 1945 г. На партийном съезде в феврале 1991 г. отказалась от прежнего названия социалистической партии Японии, приняла ряд поправок правореформистского характера к партийной программе (при­нята в 1986 г. под названием "Новая декларация").

Социальную базу партии составляют рабочие, часть крестьян, рыбаки, средние и мелкие предприниматели, часть интеллиген­ции. Основной опорой партии являются профсоюзы. Для СДПЯ характерно разнообразие взглядов ее членов, поэтому для при­нятия решения требуется достижение компромисса между ни­ми. Партия насчитывает около 70 тыс. членов.

Партия "сакигакэ" (Провозвестник) — малочисленная неокон­сервативная группировка, вышедшая в июне 1993 г. в результате внутрифракционной борьбы за власть из ЛДП. Самостоятельной силы не представляет, принципиальными программными поло­жениями от ЛДП не отличается (вышла из ЛДП под лозунгом показной борьбы с коррупцией и повышенного национализма). В результате этого широкой поддержкой избирателей не поль­зуется.

Коммунистическая партия Японии была создана в подполье в 1922 г., до 1945 г. действовала нелегально. Сейчас ее числен­ность превышает 400 тыс. членов, имеет низовые организации во всех префектурах страны. Особенно сильно ее влияние в крупных промышленных центрах. Высший орган КПЯ — съезд, созываемый раз в 2-3 года. Партия имеет разветвленную сеть партийной печати. Максимальное влияние имела во второй половине 1980-х гг. (на муниципальных выборах 1987 г. имела самое большее за всю свою историю число депутатов-коммунистов — 3953 человека, в обеих палатах пар­ламента имела по 30 депутатов).

Подобное влияние и численность не типичны для компартий других государств. Правда, КПЯ не строит свою деятельность на основе марксизма-ленинизма. С другими компартиями ее свя­зывает только название и некоторые пункты программы. Не случайно бывшая КПСС имела более тесные и частые контакты с руководством СПЯ, чем с КПЯ. В последнее время в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств деятельность КПЯ сталкивается с возросшими трудностями.

Демократическая партия Японии (ДПЯ) создана в сентябре 1996 г. бывшими членами социал-демократической партии Японии (СДПЯ) и новой партии "Сакигако". Вторая по величине партия, оппозиционная. Объединяет молодых политиков либерального толка. С распадом в декабре 1997 г. Партии новых рубежей (Синсинто), которая до этого считалась главной оппозиционной структурой, ДПЯ стала претендовать на роль основного консолидатора оппози­ционных группировок центристской ориентации. В январе 1998 г. ДЛЯ сплоти­ла вокруг себя ряд небольших партий и парламентских групп, что привело к образованию оппозиционного парламентского блока.

См. приложение Б (Основные политические партии).

 

 

 

9. Тип партийной системы

 

 

В настоящее время в Японии существует многопартийная система с шестью доминирующими партиями.

 

 

10. Основные общественные организации и движения.

 

 

               Профсоюзы. Кануло в прошлое время, когда выступления японских профсоюзов потрясали страну. Число организованных рабочих в Японии неуклонно снижается, демонстрируя тем самым глубину кризиса, переживаемого рабочим движением. Сейчас менее четверти трудящихся страны (12,5 млн. человек) платит членские взносы в профсоюзную кассу. Это разительное падение по сравнению с 1975 г., когда уровень организованности трудящихся в стране достигал 34,4 %.

Падает не только численность профсоюзных рядов, но и их активность. Свой пик рабочее движение прошло четверть века назад. В 1974 г., например, профсоюзы были вовлечены в 9581 трудовой конфликт. А к 1991 г. это число снизилось в десять раз. Такая тенденция сохранилась и в последующие годы. Забастовкам и другим активным формам борьбы профсоюзные лидеры теперь предпочитают компромиссы с администрацией. Некогда грозное оружие пролетариата в борьбе за собственные права — весеннее наступление (дни единых действий трудящихся всей страны) — выродилось в показуху. Забастовки и митинги длятся не более нескольких часов и то лишь с условием, чтобы производство не пострадало. Профкомы напоминают теперь не боевые штабы, а скорее общественные клубы, где занимаются проблемами воспитания детей, образования, организацией коллективного отдыха, пикников и экскурсий. Эти задачи стояли перед профсоюзами и десятилетия назад, но тогда они были на периферии интересов профкомов, отдававших все силы борьбе за политические и экономические требования трудящихся.

В 1958 г. в рабочем движении страны доминировали четыре национальных профцентра, различавшиеся политической ориентацией. Генеральный совет профсоюзов Японии (Сохио), объединявший 4,2 млн. человек, традиционно поддерживал социалистов, охотно откликаясь на призывы и лозунги левого, промарксистского крыла партии. Его наиболее серьезным противником в рабочем движении выступала Всеяпонская конфедерация труда (Домэй), обладавшая вдвое меньшей численностью. Проповедуя теорию свободного демократического тредюнионизма, Домэй утвердилась на правом фланге профсоюзного движения. Свои политические идеи она черпала из арсенала Партии демократического социализма (ПДС). Третьим по численности национальным профцентром (1,4 млн. членов) был в то время Bсеяпонский совет связи нейтральных профсоюзов (Тюрицу рорэн). Уже само название свидетельствует о попытках его лидеров удержаться на центристских позициях, не поддаваясь соблазну сближения ни с левым Сохио, ни с откровенно правой Домэй. Политические пристрастия Тюрицу рорэн чаще всего совпадали с лозунгами консервативной части Cоциалистической партии. И наконец, картину завершал Национальный конгресс производственных союзов (Синсамбэцу), постоянно лавировавший между Cоциалистической партией и ПДС. Численность его рядов была сравнительно невелика — около 75 тысяч человек, и Синсамбэцу делал свой «бизнес» в рабочем движении, бросая эти тысячи на чаши весов то Сохио, то Домэй.

Идеологический кризис сторонников социализма в Японии привел к перестройке всей политической карты страны. Радикальные изменения не могли не затронуть профсоюзное движение. С размыванием его политических идеалов и пристрастий потеряло смысл бесконечное противостояние профцентров. В конце 1980-х гг. они слились воедино, образовав 8-миллионную Рэнго (Японскую конфедерацию профсоюзов). Единственными конкурентами этого гиганта на профсоюзном поле остались прокоммунистическая Дзэнрорэн (Национальная федерация профсоюзов Японии) и связанный с левым крылом социалистов Дзэнрокио (Национальный совет связи профсоюзов), объединяющие в общей сложности чуть более миллиона человек. Остальные профсоюзные организации держатся в стороне oт этих центров, предпочитая в одиночку добиваться своих целей.

Объединение национальных профцентров под знаменами Рэнго не освободило рабочее движение Японии от свойственных ему недостатков и уязвимых мест.

Одна из основных проблем конфедерации заключается в том, что многие мелкие профсоюзы, не доверяя ее лидерам, предпочитают сохранять самостоятельность. И эти опасения в значительной степени оправданны, так как руководители Рэнго выражают интересы прежде всего профсоюзов, организованных на крупных предприятиях. Все три руководящих поста в Рэнго — председателя, его заместителя и генерального секретаря — монополизированы представителями промышленных профорганизаций, объединяющих в своих рядах не менее 100 тысяч человек каждая. Естественно, что функционеров от крупных профсоюзов интересуют в первую очередь (а может быть, и во вторую, и в третью) вопросы, затрагивающие интересы этих гигантов. А нужды малых и средних профсоюзов остаются вне сферы внимания лидеров Рэнго.

Вряд ли укреплению авторитета конфедерации в рабочем движении способствует и установившаяся практика «разделения труда» в профцентре. Сами функционеры Рэнго занимаются исключительно политическими и организационными проблемами. Все экономические вопросы (борьба за повышение зарплаты, сокращение трудового дня, повышение безопасности на производстве и т.п.) остаются в ведении отраслевых профсоюзов. В результате, если отдельный профсоюз готов конфликтовать с администрацией предприятия, отстаивая права трудящихся всеми способами, включая стачку, то сотрудники центрального аппарата Рэнго заинтересованы скорее не в обострении трудового спора, а в установлении более тесных отношений с правительственными чиновниками и верхушкой делового мира страны. Поэтому чаще всего конфликт руководством Рэнго «спускается на тормозах». Отражением этого процесса служит сокращающийся вот уже несколько лет подряд процент ежегодной прибавки к зарплате, не поспевающей за общим ростом цен.

В отличие от профсоюзов Европы и Америки, исповедующих отраслевой производственный принцип организации, подавляющее большинство японских профсоюзов построено по компаниям, а профсоюзы государственных служащих — по министерствам, ведомствам, корпорациям. В крупных фирмах, владеющих несколькими заводами или филиалами, разбросанными по стране, чаще всего на каждом из них создается свой профсоюз. Именно этим обусловлены распыленность, раздробленность рабочего движения Японии, соглашательский характер профорганизаций, заинтересованных в процветании и финансовом благополучии своей фирмы и готовых поступаться ради этого повседневными нуждами своих членов.

Когда новичок поступает на работу в компанию, его автоматически зачисляют в профсоюз данной фирмы, независимо от того, будет он работать у станка или в администрации. И президент фирмы, и подсобный рабочий — все они входят в одну профорганизацию. Лишены этого права (или обязанности) лишь временные сотрудники, почасовики. Профсоюз предприятия ими не интересуется и защищать их интересы не будет.

Информация о работе Политическое устройство Японии