Политическая модернизация Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:40, доклад

Краткое описание

Эволюция экономической науки в 20 веке привела к пониманию того, что сутью процесса экономического развития общества является модернизация различных общественных подсистем – экономики, политики, культуры и т.д. И на этой основе сложилась самостоятельная теория - теория модернизации как составная часть экономической науки, которая основана на том, что в определенный исторический период ранее менее экономически развитые страны могут начать интенсивное (прежде всего, технологическое) развитие своей экономики. Модернизация в этом случае выглядит как процесс усвоения наиболее передовых для данного исторического периода промышленных технологий, экономических форм, сопутствующих им социальных и политических институтов, уровня культуры и т.д.

Оглавление

Введение
Сущность, цели и направления политической модернизации
Этапы политической модернизации Японии
Современная японская политическая модернизация 9
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Доклад полит. модерн. японии.docx

— 37.67 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Л.Н.ГУМИЛЕВА

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Дисциплина: Политология

на тему: «Политическая модернизация Японии»»

 

 

 

 

Выполнила: студентка I курса,

гр. МН-12  Огай Анастасия

Проверила: Онучко М.Ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Астана - 2014 год

 

 

Содержание

 

Введение

3

1.

Сущность, цели и направления политической модернизации

4

2.

Этапы политической модернизации Японии

6

3.

Современная японская политическая модернизация

9

 

Заключение

12

 

Список литературы

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эволюция экономической науки в 20 веке привела к пониманию того, что сутью процесса экономического развития общества является модернизация различных общественных подсистем – экономики, политики, культуры и т.д. И на этой основе сложилась самостоятельная теория - теория модернизации как составная часть экономической науки, которая основана на том, что в определенный исторический период ранее менее экономически развитые страны могут начать интенсивное (прежде всего, технологическое) развитие своей экономики. Модернизация в этом случае выглядит как процесс усвоения наиболее передовых для данного исторического периода промышленных технологий, экономических форм, сопутствующих им социальных и политических институтов, уровня культуры и т.д.

Под модернизацией (фр. moderne - современный, новейший) подразумевается качественный скачок вперёд, совершаемый тем или иным сообществом в своём развитии (от доиндустриального общества к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному).

Примером успешной модернизации вот уже несколько десятилетий является Япония. Появилась устойчивая ассоциация модернизации именно с Японией. И это не случайно, поскольку ее история на протяжении последних полутора столетий являет собой пример успешно реализованной модернизации, коснувшейся всех сфер жизни страны и определившей ее положение в мире.  В исторической ретроспективе модернизация позволила Японии перейти от модели догоняющего развития к нормальному поступательному  развитию и уже самой искать и предлагать миру пути дальнейшего усовершенствования.

В связи с этим, данная работа посвящена политической модернизации Японии. В ней рассмотрены сущность, цели  и направления термина «политическая модернизация», также представлены особенности японской политической модернизации  от «революции Мейдзи» до современности. 

 

Сущность, цели и направления политической модернизации

В политологии переход от одного типа политической системы к другому обозначается терминами «политическое развитие» или «политическая модернизация».

Теория политической модернизации зародилась в США в конце 1950-х годов и была впервые обоснована в трудах известных американских политологов Г. Алмонда, Д. Пауэлла, Д. Эптера (Аптера), Л. Пая, С. Эйзенштадта (Айзенштадта), С. Хантингтона.

Авторы теории политической модернизации указывали на то, что в ходе этого процесса меняются роль и место личности в политике и обществе, существенно расширяются возможности самореализации личности. С умножением и дополнением форм разделения труда и развитием общества от простых форм к более сложным возрастает разнообразие образа жизни, социальных отношений, появляются новые группы интересов.

Политическая модернизация  заключается в возрастании способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Модернизация обусловлена объективными (социально-экономическими и культурными) и субъективными (способность политического руководства осуществить эффективное изменение политической системы) факторами.

Она является частью социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных сферах социальной системы: экономике, социальной сфере, культуре, образовании и т. д. Выбор варианта модернизации начинается в сфере политики – с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

Цели модернизации направлены на достижение таких социальных ценностей, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок, а характеристиками социальной жизни, от которых в ходе модернизации хотят освободиться, являются бедность, неравенство, репрессии, насилие, зависимость.

Выделяют следующие цели политической модернизации:

  • создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем;
  • изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу;
  • формирование рациональной бюрократии.

Основные направления модернизации в современном мире:

  • процессы индустриализации и информатизации общества;
  • формирование экологического общества, внедрение природосберегающих технологий;
  • демократизация общества, расширение участия населения в управлении общественными делами, ответственность власти перед обществом;
  • направленность социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления социального разрыва между членами общества;
  • обеспечение доступности образования и его высокого качества, гарантирующего возможность активной деятельности и успеха в новой, меняющейся системе социальных отношений;
  • расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания.

Политическая модернизация описываются следующими характеристиками:

  • централизация и усиление государственной власти на общенациональном уровне;
  • растущая дифференциация и специализация политических институтов;
  • постоянное расширение политического участия масс;
  • ослабление традиционных (родовых, клановых) политических элит и замена их модернизаторскими элитами;
  • формирование зрелой политической культуры и др.

Выделяется два исторических типа модернизации.

Первый тип, так называемая оригинальная модернизация, характерен для США и стран Западной Европы, которые осуществляли переход к рациональному общественному устройству в результате длительного естественного внутреннего развития. Второй тип – вторичная модернизация – был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые ускоренными темпами за счет использования опыта развитых стран. К этой группе относятся развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости (страны Южной Америки, Юго-Восточной Азии), а также страны Восточной Европы, СНГ.

 

Этапы политической модернизации Японии

Для Японии путь модернизации происходил трижды: первый пришелся на вторую половину девятнадцатого века, второй - середина двадцатого, а третий в девяностые годы прошлого столетия. 

Модернизация страны восходящего солнца основывалась на двух моделях  модернизации  - вестернизации и догоняющем развитии. В первом случае берутся западные образцы и переносятся в ткань общества, во втором -  на базе заимствования технологий, приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиционной и финансовой помощи создаются новые для данного общества структуры, так как меняется система управления, вводятся новые социальные институты, меняется система ценностей при сохранении национальной самоидентификации. 

Временной период японского пути догоняющего развития можно определить точно: 70-е гг. XIX  в. – конец 80-х гг.  XX  в. За это время Япония смогла подняться с уровня страны, которой грозила судьба превращения в колонию или полуколонию западных стран, до уровня одной из самых развитых экономик мира. Основу такой трансформации составил процесс непрерывной модернизации, нацеленный на повторение западных образцов развития, т.е. на догоняющее развитие.

Для Японии модель догоняющего развития  - это модернизационный проект, которая инициировала пришедшая к власти в традиционном обществе  новая элита мэйдзийского периода  (1868-1912 гг.) и продолжила в послевоенные годы старая элита авторитарного общества в условиях демократизации. Таким образом, к осознанию необходимости модернизации правящие элиты приходили в переломные моменты развития страны. При этом им приходилось решать вопрос о том, какой характер примет модернизация, какие цели будут поставлены и, главное, что станет основной идеей этого процесса.

Основная суть процессов модернизации состоит в индустриализации и создании индустриальной культуры, в чем ключевую роль, несомненно, играет человеческий  фактор, его качества и креативность. Причем в модернизации независимо от политического и социального строя ведущая роль принадлежит государству

На характер модернизационного процесса в Японии значительное влияние оказали несколько факторов. Прежде всего, высокая адаптивная способность населения, т.е. усвоение им различных элементов других цивилизаций (прежде всего китайской), и превращение их в компоненты своих национальных и таким образом сохранения для будущих поколений. Затем универсальное воздействие традиций на все сферы жизнедеятельности общества. Это способствовало тому, что преобразования в нем, даже весьма серьезные, происходили без сокрушительных социальных взрывов, путем реформ, без революций, путем эволюции.

Процесс модернизации Японии происходил в условиях сложного и длительного процесса качественных изменений политической системы. Другими словами, в процессе политической модернизации происходило становление как становление новых, так и приспособление к изменившимся условиям прежних политических институтов.

Политические преобразования первой модернизации под названием «революция Мейдзи» привели к ликвидации сёгунского режима и установления единоличной власти императора. Важной частью политических реформ стала принятая в 1898г. конституция, завершившая процесс  политического оформления полуабсолютистского  режима.  Особенностью этой модели явилась неконкретность в распределении ответственности между различными политическим акторами. Поскольку император редко принимал решения единолично, суверенитет был фактически узурпирован его ближайшим окружением. Для этого этапа модернизации  было характерно то, что в нем не наблюдалось никаких серьезных кризисов ни в традиционных институтах, ни в деревенских общинах, что отмечалось на Западе. Японией был совершен гигантский скачок в развитии экономики, она превратилась довольно быстро в одну из самых ведущих стран мира, (имеется в виду военно-экономическое положение).

В политических реформах послевоенного периода (второй этап модернизации) важное место имели внешнеполитические соображения, поскольку они происходили в условиях оккупации.  Для США важно было устранить военную угрозу со стороны Японии, минимизировать даже теоретическую возможность появления нового милитаристского режима, для чего были созданы прочные основы для развития демократии в стране.  В процессе  модернизации были демонтированы те характерные черты довоенной японской политической системы, которые способствовали установлению авторитарного режима.

Результатом политической модернизации второй половины 1940 гг.  стала специфическая для Японии модель партийно-политической системы, закрепившаяся в политическом сленге под названием «системы 1955 года». Суть ее заключалось в том, что на протяжении четырёх десятилетий на политической арене доминировала одна политическая партия  - Либерально-демократическая партия (ЛДП), которая в течение всего этого периода обладала монополией на власть. Связано это  с тем, что на этом этапе модернизации Япония оставалась монархией, а для подчеркивания преемственности были сохранены некоторые патриархальные нравы, которые были в японской глубинке. Под эти критерии подгонялась вся избирательная система, что и позволило консервативной ЛДП быть у власти столько лет.

Но при этом, Япония оставалась полностью демократическим государством, в стране на всех уровнях регулярно проводились выборы, соблюдались политические права и свободы.

Определяющим влиянием на экономику страны, оставалось по-прежнему государство, в этом видится её отличие от англосаксонских и европейских демократий. Такое сочетание, как демократия и государственный дирижизм стало настоящим мотором, который обеспечил беспрецедентный рост в развитии японской экономики.

Информация о работе Политическая модернизация Японии