Политическая модернизация Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:40, доклад

Краткое описание

Эволюция экономической науки в 20 веке привела к пониманию того, что сутью процесса экономического развития общества является модернизация различных общественных подсистем – экономики, политики, культуры и т.д. И на этой основе сложилась самостоятельная теория - теория модернизации как составная часть экономической науки, которая основана на том, что в определенный исторический период ранее менее экономически развитые страны могут начать интенсивное (прежде всего, технологическое) развитие своей экономики. Модернизация в этом случае выглядит как процесс усвоения наиболее передовых для данного исторического периода промышленных технологий, экономических форм, сопутствующих им социальных и политических институтов, уровня культуры и т.д.

Оглавление

Введение
Сущность, цели и направления политической модернизации
Этапы политической модернизации Японии
Современная японская политическая модернизация 9
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Доклад полит. модерн. японии.docx

— 37.67 Кб (Скачать)

В результате перехода Японии на постиндустриальную модель развития  созрели условия для нового этапа политической модернизации. Важным ее пунктом  является поиск более совершенный системы принятия политических решений со стороны «партии власти». После прихода в 2009 г. к власти администрации Демократической партии Японии (ДПЯ) на повестку дня поставлен вопрос о внедрении в политическую систему Вестминстерской

Модели, в которой в центре принятия решений стоит кабинет министров, выполняющий функции «политической диспетчерской».

 

Современная политическая модернизация Японии

Политическая модернизация Японии на нынешнем этапе исторического развития, в отличие от предыдущих модернизаций, не носит лавинообразного характера. Это длительный, постепенный и достаточно противоречивый процесс, протекающий не в линейной форме, а в виде сложной траектории, с множеством откатов назад и даже возвращений на исходные позиции. Во многом это связано с тем обстоятельством, что Япония уже достаточно давно — с 1970-80-х годов — перестала развиваться по модели догоняющего развития, объективно перейдя к решению задачи удержания лидерства в экономике.

Особенность политической модернизации на современном этапе заключается и в том, что она в меньшей степени обусловлена внешним давлением, а в большей — внутренними потребностями, в первую очередь экономическими (исчерпанием потенциала догоняющего развития, переходом экономики и общества в постиндустриальную стадию и т. д.) и не сопровождается коренной ломкой традиционных политических институтов.      

На современном этапе политическая модернизация осуществляется одновременно по нескольким направлениям. Прежде всего, это создание более эффективной системы государственного управления, лучше отвечающей потребностям общества. Это укрепление политических институтов и создание действенной системы политического представительства, позволяющей в полной мере использовать потенциал демократии. Здесь ключевую роль играет, помимо всего прочего, модернизация нормативно-правовой базы политической системы — принципов избирательной системы, законодательства, регулирующего работу парламента и иных институтов представительной демократии, политических партий, общественных организаций и т. д. Это формирование жизнеспособной системы политических партий как ключевых акторов политического процесса, способных обеспечивать на политическом уровне интересы разных слоев японского общества.

Это, наконец, и реформа системы принятия политических решений, которая должна обеспечить право голоса не только крупных корпоративных структур и хорошо структурированных политических объединений, но и социальных меньшинств.

Нынешний этап политической модернизации пока еще не завершен, а Япония находится в поиске оптимальной модели политической власти. Очевидно, что послевоенная политическая модель развития, основанная на жестком государственном контроле и регулировании, на доминировании на политическом поле одной партии, уже изжила себя и объективно стала тормозом экономического и социального развития. Дальнейшее развитие может пойти по пути раскола Демократической партии Японии и формирования на основе ее осколков и осколков прочих малых и средних партий двух новых партий, лучше консолидированных по идеологическому принципу: неоконсервативной и социал-демократической. Этому способствуют и качественные изменения в электоральном (совокупность действий и поступков граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также их участием в референдумах) поведении японцев: если раньше избиратель был персонально ориентированным, так что провалы и неудачи ассоциировались с отдельными политиками и не «приставали» к партии в целом, то в нынешней ситуации избиратель голосует именно за партию, что создает мощный спрос на политическую альтернативу действующей власти. В этой связи с большой степенью вероятности можно утверждать, что в прежнем виде феномен доминантной партии не возродится, хотя какие-то элементы старой политической модели, бесспорно, имеют шанс быть реанимированными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

История процесса модернизации  Японии являет собою поистине уникальный, феноменальный пример того, какой рывок может совершить сообщество рецидивирующего типа с «иррациональным» складом мышления.  В рамках политической науки политические процессы рассматриваются как единый  процесс модернизации и механизмов её реализации.  Такими модернизациями в японской истории стали «реставрация Мэйдзи» (60-е годы XIX в.) и послевоенное развитие Японии в XX в. Однако, с другой стороны, модернизации в Японии крайне специфичны в рамках теоретического определения: до XIX в. Япония являла собой чистый рецидивирующий тип (т.е. не имела возможностей совершить качественный рывок в виду специфических особенностей своего развития); в последующий период вошла в число догоняющих государств; сегодня же является второй державой в мире по экономическим показателям. Тем не менее, японский опыт являет пример более чем успешного процесса модернизации в обоих случаях

С появлением японской модели догоняющей модернизации, которая не представляет собой точное копирование или имитацию западной модели, можно говорить о том, что последняя уже не является единственным путем для всего не западного мира.  Япония, самая развитая страна Азиатско-Тихоокеанского региона, успешно конкурирует  в экономической и технологической сферах с Западом и является во многом образцом модернизации для других азиатских стран. Точнее сказать, она показывает направление пути благодаря своей успешной модернизации. 

Можно сказать, что Японией успешно были применены все самые новые достижения, которые были в Европе. Она смогла применить их у себя, но не в зеркальном отображении, а только лишь необходимые, чтобы укрепить свои силы. Воспользовавшись Европой словно лестницей с крутыми ступеньками, она смогла взобраться на высокую крышу всего Дальнего Востока.

Список литературы

  1. Моргунов Е.В., Жаворонков И.В. Теория   и практика модернизации индустриальной системы страны /Проблемы развития рыночной экономики: (сб. науч. тр.): Вып.1 / РАН. Ин-т проблем рынка. - М.: Центр «Транспорт», 2011. Режим доступа: http://www.cemi.rssi.ru/mei/articles/morgun11-03.pdf
  2. Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. Модернизация: японский феномен/ «Восточная Аналитика», №2-2011г. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-yaponskiy-fenomen
  3. Ишикава А. Эволюция концепций и практики модернизации в Японии. Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/10_1_03.htm
  4. Шейнфельд А.И. Политическая модернизация в Японии: традиционные механизмы реализации: традиционные механизмы реализации, 2007 г. Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/170431.html
  5. Стрельцов Д. Япония: политическая модернизация эпохи Хэйсэй/ «АИРО-XXI». Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document241757.pdf

 

 

 

 


Информация о работе Политическая модернизация Японии