Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:46, контрольная работа
1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире
2. Конституция государства
3. Высшие органы власти. Их формирование, полномочия, структура
Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) - рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верхним судам, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды а праве приговорить не более чем к трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судья. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей.
Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным, но и нижестоящими судами; некоторые из них неоднократно выносили весьма прогрессивные решения о неконституционности важнейших правительственных постановлений внутри- и внешнеполитического характера.
Прокуратура в Японии входит в систему министерства юстиции, являющегося одним из важнейших (оно ведает и тюремными заведениями, а также контролирует иммиграционные службы и "подрывные организации"). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных, и других судах.
Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Назначения осуществляет Кабинет министров, обычно на основании списка кандидатов, составленного Верховным судом (председатель Верховного суда назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Конституция предусматривает ряд мер, направленных на повышение судейского авторитета. В Японии корпорация профессиональных юристов сознательно ограничивают число своих коллег: в стране с населением свыше 120 млн. человек насчитывается примерно 2000 судей, 2100 прокуроров и около 12000 адвокатов, что значительно меньше, чем в других капиталистических странах. При этом сквозь фильтр курсов подготовки работников юстиции - основного источника новых кадров - ежегодно проходит не более 500 человек. См. приложение А (структура высших органов власти)
4. Форма Государственно-
Япония является унитарным государством, в то же время в ней получили широкое развитие муниципальные институты. Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полным политическим единством. Оно неделимо. Отдельные административно-
Иерархическая система административно-
5. Форма правления
Япония — конституционная монархия. Согласно действующей с 1947 г. конституции император (с 1989 г. —Акихито) является "символом государства и единства нации", его статус определяется "волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть". Государственные дела осуществляются императором по совету и одобрению кабинета министров, который несет за них ответственность.
6. Форма избирательной системы
В Японии используется смешанная избирательная система.
В соответствии со ст. 15 конституции "народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности", при этом "гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних и тайна голосования". Конституция закрепляет другие принципы выборов: недопущение дискриминации на основе расы, религии, пола, социального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44); все важные вопросы, касающиеся выборов, определяются только законом. В соответствии с законом активным избирательным правом обладают японцы, достигшие двадцатилетнего возраста, прожившие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в список избирателей (списки ежегодно обновляются к 15 сентября). Право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников по достижении 30-летнего возраста. Кандидаты в члены палаты представителей должны внести избирательный залог в размере 3 млн. иен. Залог не возвращается, если кандидат не набрал пятой части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов на число причитающихся в нем мест. Кандидаты в палату советников должны внести 2 млн. иен; сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком. В некоторых случаях возможен возврат избирательного залога; так независимый кандидат, чтобы получить свой залог обратно, должен собрать восьмую часть голосов от квоты, которая определяется таким же образом, как и квота при выборах в нижнюю палату.
Палата представителей избирается на 4 года в количестве 512 человек. В настоящее время число членов этой палаты уменьшено до 500.
Верхняя палата — палата советников избирается в количестве 252 депутатов сроком на 6 лет, причем через каждые три года 1/2 состава советников переизбирается. Сто пятьдесят два советника избираются от округов на базе префектур и в столице по той же системе, что и депутаты палаты представителей. Остальные 100 советников избираются по системе пропорционального представительства.
Другими словами, вся палата представителей и большая часть палаты советников формируются по так называемой системе "единого непередаваемого голоса", обязывающей политические партии быть очень внимательными к численности выдвигаемых в округах кандидатов.
В отличие от стран Западной Европы в Японии запрещены некоторые виды агитации и агитационных материалов (в частности, запрещен обход домов избирателей и агитация на дому, агитация против других кандидатов), кандидат может использовать телевидение в ходе предвыборной борьбы только в течении 3 минут. Типичным является использование в предвыборной борьбе (длится обычно один месяц) агитационных автобусов, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой; ежедневные 8-часовые поездки, 5-6 выступлений в различных городах с крыши автобуса, пресс-конференции, тысячи рукопожатий с избирателями.
Выборы в местные органы власти и управления проводятся почти в том же порядке. Они избираются сроком на четыре года. Губернатором префектуры может быть избрано лицо, проживающее в этой местности и достигшее возраста не менее 30 лет; мэром, старостой — 35 лет.
7. Тип парламентаризма
1. По форме правления - монархический парламентаризм.
2. По структуре парламента - двухпалатный парламентаризм.
3. По избирательной системе - смешанный парламентаризм.
8. Основные политические партии
Политические партии . Первая политическая партия Японии — Айкоку кото (Общество патриотов) — была создана в 1874 г. Сразу же после появления она представила правительству декларацию, призывающую создать представительный законодательный орган.
Первые в стране всеобщие выборы состоялись 16 лет спустя, 1 июля 1890 г., а первая сессия парламента была созвана 29 ноября того же года. Японский парламент стал первым национальным законодательным органом в Азии.
В последующие десятилетия происходил рост влияния политических партий в государственных делах, однако всплеск милитаризма в период, предшествующий второй мировой войне, привел к подрыву влияния партий и в конечном счете к их временному роспуску.
Послевоенная демократизация Японии привела к возникновению широкого спектра политических партий: нескольких буржуазных, среди которых главными стали Либеральная и Демократическая, а также Социалистическая и легализованная теперь Коммунистическая.
В 1955 г. путем слияния двух консервативных партий была создана Либерально-демократиЧеская партия, которая до 1993 г. без перерыва являлась правящей партией.
К этому же времени упрочилось влияние Социалистической партии Японии (СПЯ). Образовалась так называемая «система 1955 года», суть которой заключалась в противостоянии двух главных субъектов на политической арене, то есть ЛДП и СПЯ. Последняя оставалась неизменно в оппозиции, причем ее влияние постепенно сокращалось. Это было вызвано рядом факторов: расколами в рядах СПЯ, вследствие которых были образованы Партия демократического социализма (ПДС, 1960 г.) и Социал-демократический союз (СДС, 1978 г.); постепенным восстановлением парламентской активности Коммунистической партии Японии (КПЯ); появлением Комэйто (Партия чистой политики, 1964 г.), созданной по инициативе буддийской организации Сока гаккай.
Вступление в последнее десятилетие XX в. Япония встретила кризисом доверия к существующим политическим партиям, ростом абсентеизма. Недовольство избирателей адресовывалось в первую очередь правящей партии, либерал-демократам. Стало очевидным, что долговременное, с 1955 г., единоличное правление ЛДП привело к тесному сращиванию ее политиков с чиновничьими и деловыми кругами, создало тепличную атмосферу для распространения коррупции. Страну буквально шокировали разоблачения многочисленных фактов взяточничества, к которым оказывались причастными лидеры фракций, включая тех, кто в разное время побывал на посту главы правительства. К тому же фракционность мешала омоложению партии. ЛДП утратила прежний динамизм, у нее отсутствовала решимость вступить на путь собственного обновления, стать инициатором и активным проводником реформ, назревших по мере накопления внутренних социально-экономических проблем и в связи с переменами международного характера.
Общественное недовольство распространялось также на оппозиционные партии, прежде всего из-за их неспособности обеспечить сменяемость власти. Находившиеся в оппозиции СПЯ, ПДС, небольшой СДС, Комэйто и КПЯ вследствие больших идейно-политических разногласий не смогли объединить усилия в противостоянии либерал-демократам. А каждая из них, включая наиболее влиятельную — Социалистическую, была слишком слаба, чтобы претендовать на приход к власти в одиночку.
Тем временем в условиях окончания «холодной войны» в среде главных оппонентов — ЛДП и СПЯ, стоявших на разных полюсах прежней конфронтации, начала остро ощущаться необходимость корректировки политического курса и методов их деятельности с учетом сдвига мировых и внутрияпонских настроений в сторону конструктивного сотрудничества. В ЛДП этому мешали консервативные привычки, особенно у политиков старшего поколения. А в СПЯ начавшийся пересмотр взглядов по принципиальным проблемам, в частности касающимся способов обеспечения безопасности Японии, сопровождался жесткими спорами, шел трудно и медленно. Престиж обеих партий неуклонно падал.
В обстановке растущего недоверия к существующим партиям в Японии возродился интерес к давней идее формирования двух крупных партий, при наличии которых могли бы возникнуть полноценная политическая конкуренция и реальная возможность сменяемости партий у руля власти. Начавшись с раскола ЛДП, «реорганизация политических сил» привела к отстранению этой партии от власти, образованию новых партий и групп парламентариев, рождению восьмипартийной правящей коалиции. Именно тогда концепция формирования двухпартийной системы и стала руководством к действию. Инициаторами создания второй крупной партии как конкурента ЛДП в борьбе за власть становятся бывшие либерал-демократы, организовавшие собственные партии. Перспектива войти в партию, способную стать правящей, оказалась привлекательной и для политиков так называемых партий среднего пути — ПДС, СДС, Комэйто. Одновременно выявилось намерение тех и других отсечь левые силы от участия в планируемом объединении. Развитию событий по такому сценарию способствовала «политическая реформа» — принятие при первом коалиционном правлении группы законов, касающихся избирательной системы и финансирования деятельности партий. Эти законы, по существу, поощряли, стимулировали укрупнение, слияние партий, оставляя силам, не участвующим в таком процессе, мало шансов на сохранение их парламентских позиций.
В 1993 г. пришел конец сохранявшейся в течение 38 лет политической «системе 1955 года». Началась и продолжается до сих пор непрерывная перегруппировка политических сил. Летом 1993 г. сформировалось семипартийное коалиционное правительство во главе с лидером Японской новой партии М. Хосокава, которого в очередном коалиционном правительстве сменил лидер Партии обновления Ц. Хата. Годом позже возникла новая, необычная правящая коалиция, в которой стали сотрудничать прежде непримиримые противники — СПЯ и ЛДП, а также небольшая Новая партия Сакигакэ. Это правительство возглавил социалист Т. Мураяма.
В декабре 1994 г. из партий «среднего пути» и выходцев из ЛДП родилась Партия новых рубежей (ПНР). Ее образование стало серьезной заявкой на ускоренное продвижение к формированию двухпартийной системы, притом в варианте, когда соперничать за власть смогут лишь мало различающиеся между собой консерваторы и неоконсерваторы, поскольку руководящую роль в ПНР взяли на себя бывшие либерал-демократы. Естественно, что такой поворот не мог не обеспокоить прежде всего СПЯ. В случае дальнейшего упрочения влияния ПНР социалисты оттеснялись на задворки политической жизни. Вместе с тем настороженность в отношении перспектив двухпартийной системы испытывали несравненно более широкие круги японской общественности, видя в ней существенную угрозу партийному плюрализму как важному достижению демократии. На этой почве возникла еще одна концепция политической перестройки, предусматривающая создание «третьего полюса», «новой партии», объединяющей широкий спектр политических и общественных течений демократической и либеральной ориентации. Попытка претворить эту концепцию в жизнь путем идеологической и организационной трансформации СПЯ в «либерально-социалистическую партию» успехом не увенчалась. Ее результатом стало лишь переименование в январе 1996 г., СПЯ в Социал-демократическую партию (СДП). Несколько позже, в сентябре 1996 г,. появилась Демократическая партия, в которую вошли как либеральные политики из Новой партии Сакигакэ, так и значительная часть депутатов парламента, покинувших СДП.