Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:46, контрольная работа
1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире
2. Конституция государства
3. Высшие органы власти. Их формирование, полномочия, структура
Столь же автоматически идет и сбор членских взносов. Бухгалтерия их просто удерживает из зарплаты, переводя затем на счет профсоюза. Подобная система очень выгодна для администрации. Если нет проблем с профсоюзными лидерами, взносы перечисляются на их счет незамедлительно. Запахло серьезными разногласиями? Что ж, бухгалтерия может и придержать собранную сумму в своем сейфе. Так устанавливается довольно эффективный контроль предпринимателя над профсоюзом. Этой методикой пользуются на 96,4 % японских предприятий.
В среднем с члена профсоюза ежемесячно удерживается на нужды профсоюза 4378 иен (45 долларов), что составляет 1,8 % от месячного заработка. В результате на профсоюзных счетах и в забастовочных фондах накапливаются огромные суммы — в среднем на одну компанию 854 млн. иен (9 млн. долларов). Однако эти деньги редко идут по своему прямому назначению — для поддержки забастовщиков и их семей. Профсоюзные боссы стремятся поддерживать дружественные отношения с администрацией, и даже когда забастовка становится неизбежной, ограничивают ее срок днем-двумя.
Столь тесные контакты между профлидерами и администрацией полезны обеим сторонам. Профсоюзный комитет как бы низводится до роли отдела фирмы, занимающегося вопросами трудовых взаимоотношений внутри компании. Освобожденные руководители профсоюзов не теряют уверенности в том, что по окончании срока своей работы в профкоме они всегда смогут вернуться на работу в штат фирмы, причем чаще всего с повышением. Недаром кратчайшим способом пробиться в члены правления банка или страховой компании считается работа на выборной должности в профсоюзе.
Оппортунизм профсоюзного руководства, сращивание его интересов с интересами предпринимателей подкрепляются и политической апатией рядовых членов. С крушением социалистических лозунгов профсоюзы все дальше отходят от политической борьбы. Но и в экономической сфере им все труднее сформулировать свои цели. Экономическое процветание Японии сыграло в этом смысле дурную шутку с рабочим движением. Уже сейчас трудящиеся Японии по многим параметрам имеют лучшие условия труда в мире, и поднять профсоюзные массы на ожесточенную борьбу под какими-либо экономическими лозунгами становится все труднее.
Главным штабом выработки стратегии и тактики в сфере экономических интересов японских предпринимателей являются Федерация экономических организаций Японии (создана в 1946 г., объединяет около 800 крупнейших компаний и более 100 предпринимательских объединений), Японская торгово-промышленная палата (создана в 1920-х гг., объединяет 478 региональных торгово-промышленных палат). Японская федерация нанимательских ассоциаций занимается выработкой согласованных действий по защите интересов хозяев в трудовых отношениях и борьбой с затрагивающей эти отношения "коммунистической деятельностью". Особенностью деятельности японских предпринимательских ассоциаций является их тесная связь и переплетение с бюрократическим аппаратом ЛДП, чему в значительной степени способствовало то, что эта партия практически бессменно в течение длительного времени была единственной правящей партией. Лидеры и влиятельные представители указанных ассоциаций являются членами многочисленных консультативных комитетов при министерствах, правительстве; при ассоциациях действует большое число постоянных комитетов (по вопросам внешней политики, экономического законодательства, промышленности и т.д.), что способствует оказанию влияния на определение политики страны.
11. Правовое положение личности
Важным фактором в учреждении нового конституционного порядка в Японии стало признание новой роли личности как активного носителя прав и свобод. После капитуляции в 1945 г. в Японии сложилась система ценностей, объединившая ее собственные традиции с западной концепцией гражданских прав и свобод, причем в области прав человека японская концепция заимствована из западноевропейской теории естественного права. Все государственные институты и законы основываются на идее достоинства и ценности человеческой личности. Однако в Конституции подчеркивается, что: "...Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния" (ст. 12).
Конституция 1947 г. гарантирует "нерушимость и вечность" основных прав граждан (ст. 11 и 97). Основные права и свободы граждан рассматриваются как абсолютные и присущие человеку от рождения, которые не могут нарушаться даже путем издания парламентом соответствующего закона. Конституция установила, 5 "все люди должны уважаться как личности" (ст. 13), они "равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политиком, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, пола, социального положения, а также происхождения".
Особо оговаривается равенство мужчин и женщин, равенство в Глава 19. Основы конституционного права Японии о браке (ст. 24) и равенство при замещении государственных постов (ст. 44).
В японской Конституции нашли свое отражение все три новые группы прав, свобод и обязанностей граждан: личные (гражданские), политические и экономические, социальные культурные.
Личные права и свободы предоставляют конституционную защиту частной жизни граждан, свободу человека от неправомерного вмешательства государства. Право на "жизнь, свободу и и стремление к счастью" закрепляет статья 13. Конституционное право на жизнь развивается в ст. 36, запрещающей применение пыток и жестоких наказаний и в ст. 31, гласящей, что: "Никто не может быть лишен жизни или свободы или быть подвергнут какому либо наказанию иначе как в соответствии с процедурой, установленной законом". Право на жизнь включает в себя право на безопасность и право на здоровую окружающую среду, которые относятся к так называемым "новым правам".
Право на свободу мысли и совести (ст. 19) отражает личные права в духовной сфере и предполагает свободу от идеологического контроля. Япония является светским государством, поскольку Конституция признает свободу религии и, кроме того, "государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности" (ст. 20).
Конституция закрепляет неприкосновенность жилища, тайну частной жизни и коммуникаций (ст. 35). Статья 22 предусматривает свободу передвижения и поселения.
Конституция Японии в достаточно широком объеме устанавливает уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод. По американскому образцу Конституция провозгласила принцип "привилегии против самообвинения": "Никто не может быть принуждаемым давать показания против самого себя. Признание, сделанное по принуждению, под пыткой или под угрозе: либо после неоправданно длительного ареста или содержания т стражей, не может рассматриваться как доказательство. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию в случае, когда единственным доказательством против него является его собственное признание". Никто не может быть арестован без должных оснований (ст. 34). Арест может проводиться только при наличии приказа компетентного работника органов юстиции (ст. Статья 39 запрещает привлечение к ответственности вторично одно и то же деяние. Право на беспристрастный суд, открытое разбирательство и на защиту в судебном процессе сформулировано в ст. 37 Конституции.
Политические права связаны с участием в политической жизни государства и управлением государственными. Японская Конституция предоставляет гражданам избирательное право (ст. 15, 44 и 93) и право подачи "мирных петиций" причем в основном законе обозначен круг к ним относятся: возмещение ущерба, смещение публичных должностных лиц, введение, отмена исправление законов, указов или предписаний. К политическим свободам относятся свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений (ст. 21).
Понимание социально-экономических прав и свобод тесно связано с концепцией социального государства, ядром которой является принцип ответственности государства за обеспечение развития общественного благосостояния, социального обеспечения и народного здравия. Эти идеи нашли отражение в ст. 25 японской Конституции. Важнейшим элементом правового статуса индивида является частная собственность, включающая право владеть, пользоваться, распоряжаться, наследовать и извлекать доходы. Право частной собственности признается в Японии как социально обусловленное, то есть оно не должно противоречить общественному благосостоянию (ст. 29). Конституция также предусматривает право на труд (ст. 27), запрет принудительного труда (ст. 18), право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни (ст. 25), право на образование, в том числе обязательное бесплатное (ст. 26), свободу научной деятельности (ст. 23).
Конституционные обязанности находятся в тесной связи с конституционными правами и свободами. Конституция Японии обязывает своих граждан платить налоги (ст. 30), трудиться (ст. 27), обеспечивать получение обязательного образования детьми, находящимися на попечении (ст. 26). Статья 12 устанавливает, что "права и свободы, гарантируемые народу Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа".
Конституция Японии содержит и гарантии соблюдения основных прав и свобод. Основой юридической гарантии являются контроль за конституционностью нормативных актов и ответственность за нарушение конституционных прав и свобод, осуществляемые судебной властью.
12. Тип государства
1. По общественно-экономической формации:
- социалистическое.
2. По характеру отношений между властью и индивидом:
-демократия.
3. Цивилизационный подход:
-современное
4. Типология К.Поппера:
- открытое
5. С точки зрения социально-экономического развития:
-высокоразвитая страна.
6. с точки зрения организации высшей власти:
-монархия
7. По форме государственного устройства:
-унитарное
8. По политическому режиму:
-демократия
13. Тип политической системы
Политическая система – универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны с политическими отношениями и которая, в конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государственной власти.
Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев.
По общественно- экономической формации:
-социалистическое
По политическому режиму:
-демократическое
Типология Ж. Блонделя:
- либеральная демократия
Политическая система:
-незападная;
-открытая;
-трансформирующаяся.
19