Политическое устройство Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:27, реферат

Краткое описание

Государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю — и многочисленных близлежащих мелких островах. Территория - 377,8 тыс. км, Столица - г. Токио, др. крупные города с населением свыше 1 млн чел. — Иокогама, Осака, Кобэ, Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Кавасаки, Кита-кюсго. Население -126,9 млн. чел. (2000г.), 99,4% ~ японцы, остальные — корейцы, китайцы, американцы, айны (потомки древнего населения страны) и др. Официальный язык — японский. Большинство жителей исповедуют синтоизм, однако многие японцы соблюдают обряды, как синтоизма, так и буддизма, среди верующих есть также христиане, католики, протестанты, православные.

Файлы: 1 файл

Политич. устройство Японии.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

В 1958 г. в рабочем движении страны доминировали четыре национальных профцентра, различавшиеся  политической ориентацией. Генеральный совет профсоюзов Японии (Сохио), объединявший 4,2 млн. человек, традиционно поддерживал социалистов, охотно откликаясь на призывы и лозунги левого, промарксистского крыла партии. Его наиболее серьезным противником в рабочем движении выступала Всеяпонская конфедерация труда (Домэй), обладавшая вдвое меньшей численностью. Проповедуя теорию свободного демократического тредюнионизма, Домэй утвердилась на правом фланге профсоюзного движения. Свои политические идеи она черпала из арсенала Партии демократического социализма (ПДС). Третьим по численности национальным профцентром (1,4 млн. членов) был в то время Bсеяпонский совет связи нейтральных профсоюзов (Тюрицу рорэн). Уже само название свидетельствует о попытках его лидеров удержаться на центристских позициях, не поддаваясь соблазну сближения ни с левым Сохио, ни с откровенно правой Домэй. Политические пристрастия Тюрицу рорэн чаще всего совпадали с лозунгами консервативной части Cоциалистической партии. И наконец, картину завершал Национальный конгресс производственных союзов (Синсамбэцу), постоянно лавировавший между Cоциалистической партией и ПДС. Численность его рядов была сравнительно невелика — около 75 тысяч человек, и Синсамбэцу делал свой «бизнес» в рабочем движении, бросая эти тысячи на чаши весов то Сохио, то Домэй.

Идеологический  кризис сторонников социализма в  Японии привел к перестройке всей политической карты страны. Радикальные  изменения не могли не затронуть  профсоюзное движение. С размыванием  его политических идеалов и пристрастий  потеряло смысл бесконечное противостояние профцентров. В конце 1980-х гг. они слились воедино, образовав 8-миллионную Рэнго (Японскую конфедерацию профсоюзов). Единственными конкурентами этого гиганта на профсоюзном поле остались прокоммунистическая Дзэнрорэн (Национальная федерация профсоюзов Японии) и связанный с левым крылом социалистов Дзэнрокио (Национальный совет связи профсоюзов), объединяющие в общей сложности чуть более миллиона человек. Остальные профсоюзные организации держатся в стороне oт этих центров, предпочитая в одиночку добиваться своих целей.

Объединение национальных профцентров под знаменами  Рэнго не освободило рабочее движение Японии от свойственных ему недостатков  и уязвимых мест.

Одна  из основных проблем конфедерации заключается  в том, что многие мелкие профсоюзы, не доверяя ее лидерам, предпочитают сохранять самостоятельность. И эти опасения в значительной степени оправданны, так как руководители Рэнго выражают интересы прежде всего профсоюзов, организованных на крупных предприятиях. Все три руководящих поста в Рэнго — председателя, его заместителя и генерального секретаря — монополизированы представителями промышленных профорганизаций, объединяющих в своих рядах не менее 100 тысяч человек каждая. Естественно, что функционеров от крупных профсоюзов интересуют в первую очередь (а может быть, и во вторую, и в третью) вопросы, затрагивающие интересы этих гигантов. А нужды малых и средних профсоюзов остаются вне сферы внимания лидеров Рэнго.

Вряд  ли укреплению авторитета конфедерации в рабочем движении способствует и установившаяся практика «разделения труда» в профцентре. Сами функционеры Рэнго занимаются исключительно политическими и организационными проблемами. Все экономические вопросы (борьба за повышение зарплаты, сокращение трудового дня, повышение безопасности на производстве и т.п.) остаются в ведении отраслевых профсоюзов. В результате, если отдельный профсоюз готов конфликтовать с администрацией предприятия, отстаивая права трудящихся всеми способами, включая стачку, то сотрудники центрального аппарата Рэнго заинтересованы скорее не в обострении трудового спора, а в установлении более тесных отношений с правительственными чиновниками и верхушкой делового мира страны. Поэтому чаще всего конфликт руководством Рэнго «спускается на тормозах». Отражением этого процесса служит сокращающийся вот уже несколько лет подряд процент ежегодной прибавки к зарплате, не поспевающей за общим ростом цен.

В отличие  от профсоюзов Европы и Америки, исповедующих отраслевой производственный принцип  организации, подавляющее большинство японских профсоюзов построено по компаниям, а профсоюзы государственных служащих — по министерствам, ведомствам, корпорациям. В крупных фирмах, владеющих несколькими заводами или филиалами, разбросанными по стране, чаще всего на каждом из них создается свой профсоюз. Именно этим обусловлены распыленность, раздробленность рабочего движения Японии, соглашательский характер профорганизаций, заинтересованных в процветании и финансовом благополучии своей фирмы и готовых поступаться ради этого повседневными нуждами своих членов.

Когда новичок поступает на работу в  компанию, его автоматически зачисляют  в профсоюз данной фирмы, независимо от того, будет он работать у станка или в администрации. И президент  фирмы, и подсобный рабочий —  все они входят в одну профорганизацию. Лишены этого права (или обязанности) лишь временные сотрудники, почасовики. Профсоюз предприятия ими не интересуется и защищать их интересы не будет.

Столь же автоматически идет и сбор членских взносов. Бухгалтерия их просто удерживает из зарплаты, переводя затем на счет профсоюза. Подобная система очень выгодна для администрации. Если нет проблем с профсоюзными лидерами, взносы перечисляются на их счет незамедлительно. Запахло серьезными разногласиями? Что ж, бухгалтерия может и придержать собранную сумму в своем сейфе. Так устанавливается довольно эффективный контроль предпринимателя над профсоюзом. Этой методикой пользуются на 96,4 % японских предприятий.

В среднем  с члена профсоюза ежемесячно удерживается на нужды профсоюза 4378 иен (45 долларов), что составляет 1,8 % от месячного заработка. В результате на профсоюзных счетах и в забастовочных фондах накапливаются огромные суммы — в среднем на одну компанию 854 млн. иен (9 млн. долларов). Однако эти деньги редко идут по своему прямому назначению — для поддержки забастовщиков и их семей. Профсоюзные боссы стремятся поддерживать дружественные отношения с администрацией, и даже когда забастовка становится неизбежной, ограничивают ее срок днем-двумя.

Столь тесные контакты между профлидерами и администрацией полезны обеим сторонам. Профсоюзный комитет как бы низводится до роли отдела фирмы, занимающегося вопросами трудовых взаимоотношений внутри компании. Освобожденные руководители профсоюзов не теряют уверенности в том, что по окончании срока своей работы в профкоме они всегда смогут вернуться на работу в штат фирмы, причем чаще всего с повышением. Недаром кратчайшим способом пробиться в члены правления банка или страховой компании считается работа на выборной должности в профсоюзе.

Оппортунизм профсоюзного руководства, сращивание его интересов с интересами предпринимателей подкрепляются и политической апатией  рядовых членов. С крушением социалистических лозунгов профсоюзы все дальше отходят  от политической борьбы. Но и в экономической сфере им все труднее сформулировать свои цели. Экономическое процветание Японии сыграло в этом смысле дурную шутку с рабочим движением. Уже сейчас трудящиеся Японии по многим параметрам имеют лучшие условия труда в мире, и поднять профсоюзные массы на ожесточенную борьбу под какими-либо экономическими лозунгами становится все труднее.  

 Главным штабом выработки стратегии и тактики в сфере экономических интересов японских предпринимателей являются Федерация экономических организаций Японии (создана в 1946 г., объединяет около 800 крупнейших компаний и более 100 предпринимательских объединений), Японская торгово-промышленная палата (создана в 1920-х гг., объединяет 478 региональных торгово-промышленных палат). Японская федерация нанимательских ассоциаций занимается выработкой согласованных действий по защите интересов хозяев в трудовых отношениях и борьбой с затрагивающей эти отношения "коммунистической деятельностью". Особенностью деятельности японских предпринимательских ассоциаций является их тесная связь и переплетение с бюрократическим аппаратом ЛДП, чему в значительной степени способствовало то, что эта партия практически бессменно в течение длительного времени была единственной правящей партией. Лидеры и влиятельные представители указанных ассоциаций являются членами многочисленных консультативных комитетов при министерствах, правительстве; при ассоциациях действует большое число постоянных комитетов (по вопросам внешней политики, экономического законодательства, промышленности и т.д.), что способствует оказанию влияния на определение политики страны. 
 

 11. Правовое положение личности 
 

Важным  фактором в учреждении нового конституционного порядка в Японии стало признание  новой роли личности как активного носителя прав и свобод. После капитуляции в 1945 г. в Японии сложилась система ценностей, объединившая ее собственные традиции с западной концепцией гражданских прав и свобод, причем в области прав человека японская концепция заимствована из западноевропейской теории естественного права. Все государственные институты и законы основываются на идее достоинства и ценности человеческой личности. Однако в Конституции подчеркивается, что: "...Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния" (ст. 12).

Конституция 1947 г. гарантирует "нерушимость и  вечность" основных прав граждан (ст. 11 и 97). Основные права и свободы граждан рассматриваются как абсолютные и присущие человеку от рождения, которые не могут нарушаться даже путем издания парламентом соответствующего закона. Конституция установила, 5 "все люди должны уважаться как личности" (ст. 13), они "равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политиком, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, пола, социального положения, а также происхождения".

Особо оговаривается равенство мужчин и женщин, равенство в  Глава 19. Основы конституционного права Японии о браке (ст. 24) и равенство при замещении государственных постов (ст. 44).

В японской Конституции нашли свое отражение  все три новые группы прав, свобод и обязанностей граждан:  личные (гражданские), политические и экономические, социальные культурные.

     Личные  права и свободы предоставляют  конституционную защиту частной жизни граждан, свободу человека от неправомерного вмешательства государства. Право на "жизнь, свободу и и стремление к счастью" закрепляет статья 13. Конституционное право на жизнь развивается в ст. 36, запрещающей применение пыток и жестоких наказаний и в ст. 31, гласящей, что: "Никто не может быть лишен жизни или свободы или быть подвергнут какому либо наказанию иначе как в соответствии с процедурой, установленной законом". Право на жизнь включает в себя право на безопасность и право на здоровую окружающую среду, которые относятся к так называемым "новым правам".

Право на свободу мысли и совести (ст. 19) отражает личные права в духовной сфере и предполагает свободу  от идеологического контроля. Япония является светским государством, поскольку Конституция признает свободу религии и, кроме того, "государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности" (ст. 20).

Конституция закрепляет неприкосновенность жилища, тайну частной жизни и коммуникаций (ст. 35). Статья 22 предусматривает свободу передвижения и поселения.

Конституция Японии в достаточно широком объеме устанавливает уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод. По американскому образцу Конституция провозгласила принцип "привилегии против самообвинения": "Никто не может быть принуждаемым давать показания против самого себя. Признание, сделанное по принуждению, под пыткой или под угрозе: либо после неоправданно длительного ареста или содержания т стражей, не может рассматриваться как доказательство. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию в случае, когда единственным доказательством против него является его собственное признание". Никто не может быть арестован без должных оснований (ст. 34). Арест может проводиться только при наличии приказа компетентного работника органов юстиции (ст. Статья 39 запрещает привлечение к ответственности вторично одно и то же деяние. Право на беспристрастный суд, открытое разбирательство и на защиту в судебном процессе сформулировано в ст. 37 Конституции.

     Политические  права связаны с участием в  политической жизни государства и управлением государственными. Японская Конституция предоставляет гражданам избирательное право (ст. 15, 44 и 93) и право подачи "мирных петиций" причем в основном законе обозначен круг к ним относятся: возмещение ущерба, смещение публичных должностных лиц, введение, отмена исправление законов, указов или предписаний. К политическим свободам относятся свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений (ст. 21).

Понимание социально-экономических прав и  свобод тесно связано с концепцией социального государства, ядром  которой является принцип ответственности  государства за обеспечение развития общественного благосостояния, социального обеспечения и народного здравия. Эти идеи нашли отражение в ст. 25 японской Конституции. Важнейшим элементом правового статуса индивида является частная собственность, включающая право владеть, пользоваться, распоряжаться, наследовать и извлекать доходы. Право частной собственности признается в Японии как социально обусловленное, то есть оно не должно противоречить общественному благосостоянию (ст. 29). Конституция также предусматривает право на труд (ст. 27), запрет принудительного труда (ст. 18), право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни (ст. 25), право на образование, в том числе обязательное бесплатное (ст. 26), свободу научной деятельности (ст. 23).

Информация о работе Политическое устройство Японии