Политическое устройство Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:27, реферат

Краткое описание

Государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю — и многочисленных близлежащих мелких островах. Территория - 377,8 тыс. км, Столица - г. Токио, др. крупные города с населением свыше 1 млн чел. — Иокогама, Осака, Кобэ, Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Кавасаки, Кита-кюсго. Население -126,9 млн. чел. (2000г.), 99,4% ~ японцы, остальные — корейцы, китайцы, американцы, айны (потомки древнего населения страны) и др. Официальный язык — японский. Большинство жителей исповедуют синтоизм, однако многие японцы соблюдают обряды, как синтоизма, так и буддизма, среди верующих есть также христиане, католики, протестанты, православные.

Файлы: 1 файл

Политич. устройство Японии.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Исполнительная  власть осуществляется правительством Японии (Кабинет министров). Кабинет министров — высший орган исполнительной власти в Японии.

Кабинет министров Японии действует в  составе: глава кабинета — премьер-министр  — и 20 министров. Премьер министр — высшее должностное лицо в системе исполнительной власти Японии.

Избираемый  парламентом премьер-министр является чаще всего лидером правящей партии, обладающей в парламенте большинством мест. Партийная дисциплина обязывает депутатов правящей партии подчиняться премьер-министру как своему партийному лидеру и голосовать за предложения и решения кабинета министров. Фактически не парламентское большинство руководит кабинетом, а кабинет в лице лидеров правящей партии руководит парламентским большинством.

Конституция уполномочивает премьер-министра назначать и отстранять от должности по своему усмотрению всех остальных министров кабинета. Выступая в парламенте от имени кабинета, премьер-министр вносит на рассмотрение парламента проекты бюджета, законопроекты и другие документы, требующие утверждения верховного законодательного органа страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему принадлежит по закону последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. Закон уполномочивает его приостанавливать на время (до рассмотрения кабинетом) деятельность и распоряжения всех прочих государственных исполнительных учреждений.

Если  должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, согласно Конституции, должен в полном составе уйти в  отставку. В случаях, когда премьер-министр  временно не может осуществлять своих  функций или на время оставил  свой пост, его обязанности берет на себя один из министров кабинета, при условии, что он заранее был уполномочен на это премьер-министром. Премьер-министр возлагает на себя обязанности любого из других министров либо поручает их другому министру, если кто-либо из министров оставил свой пост или не может осуществлять своих функций.

Предоставленные премьер-министру права делают его  пост самым высоким в государственном  аппарате страны. Пребывание на этом посту  дает возможность политическому  деятелю оказывать самое большое  по сравнению с другими общественными должностными лицами влияние на политическую жизнь страны. Пост премьер-министра — высший административный пост страны — неизменно является предметом вожделения политических деятелей партии парламентского большинства, и за обладание им периодически развертывается борьба между различными группами правящего лагеря. Непременным условием победы в этой борьбе служит поддержка наиболее влиятельных кругов финансового мира Японии.

В непосредственном подчинении у главы кабинета находится  Канцелярия премьер-министра, а в непосредственном подчинении у министров — 12 министерств: юстиции, иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности, транспорта, связи, труда, строительства, местного самоуправления.

При Канцелярии премьер-министра имеется ряд управлений и комитетов, некоторые из них  возглавляют государственные министры.

В составе  кабинета министров Японии отсутствуют  официальные посты министра внутренних дел, а также военного и морского министров. Эти должности были упразднены в результате послевоенных реформ государственного аппарата, чтобы исключить возможность возрождения полицейского произвола и милитаризма. Функции военного министра фактически выполняет государственный министр, возглавляющий Управление национальной обороны, а большинство прежних функций министра внутренних дел возложено на министра по делам местного самоуправления, который одновременно возглавляет и Государственный комитет общественной безопасности.

Согласно  Конституции, не менее половины министров  должно быть депутатами парламента. Всем министрам, как гласит Конституция, надлежит быть гражданскими лицами, что  подразумевает лицо, не состоящее  на военной службе и не бывшее в прошлом профессиональным военным. Практика последних кабинетов свидетельствует о том, что обычно не половина, а все министры или подавляющее большинство — депутаты парламента. Глава кабинета — премьер-министр — назначается императором по представлению парламента.

Конституция возлагает на кабинет министров  осуществление исполнительной власти. Наряду с общими функциями управления кабинету вменяется в обязанность  «...добросовестное проведение в жизнь  законов; ведение государственных  дел, руководство внешней политикой, заключение договоров; при этом требуется предварительное или в зависимости от обязательств последующее одобрение парламента. Организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом. Составление бюджета и внесение его на рассмотрение парламента. Издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов; при этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с разрешения соответствующего закона. Принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах».

Кабинет министров обладает также рядом  других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, относящихся к делам государства, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда, за исключением главного судьи, а также всех судей судов низших инстанций; представляет к назначению императором кандидатуру главного судьи; принимает решения о созыве чрезвычайных сессий парламента, созывает чрезвычайные сессии палаты советников в случае, если считает это «крайне необходимым в интересах страны», несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов через регулярные промежутки времени, но не менее чем один раз в год.

Конституция и «Закон о кабинете министров» провозглашают  принцип «коллективной ответственности  кабинета перед парламентом». Кабинет  уходит в отставку в случае выражения  парламентом недоверия кабинету или отклонения резолюции о доверии, если премьер-министр не распускает палату представителей в течение 10 дней со дня принятия решения. Каждая из палат может вести расследование деятельности правительства, которое обязано предоставлять парламенту любую требуемую им информацию и отчеты.

Как указывается  в «Законе о кабинете министров», кабинет министров «осуществляет  свои функции в форме заседаний  кабинета». В соответствии с давно  установленным порядком очередные  заседания кабинета проводятся два  раза в неделю. Помимо очередных заседаний проводятся иногда чрезвычайные заседания кабинета. В отдельных случаях некоторые документы получают утверждение кабинета опросным путем. Заседания кабинета министров проводятся при закрытых дверях.

При кабинете министров имеется секретариат, возглавляемый генеральным секретарем кабинета (государственный министр). Секретариат регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. Повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем. Наряду с секретариатом непосредственно при кабинете министров действуют Законодательное бюро кабинета, Совет по делам персонала и Совет национальной безопасности.

При кабинете министров создаются также время  от времени на тот или иной срок комиссии и советы, призванные решать различные специальные вопросы.

     Центральные административные учреждения кабинета министров подразделяются на Канцелярию премьер-министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии входит решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношение ко всем министерствам или к значительной их части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию каких-либо министерств.

     Канцелярия  состоит из собственно канцелярии и находящихся при ней комитетов и управлений. При канцелярии, но вне ее рамок (на правах самостоятельных ведомств) функционируют, в частности, четыре комитета и семь управлений. В число комитетов входят: Комитет по делам справедливой торговли; Государственный комитет общественной безопасности (шесть членов во главе с председателем в ранге государственного министра), имеющий в своем подчинении Управление полиции; Комитет по урегулированию земельных вопросов; Комитет по делам столичной зоны.

     В число управлений входят: Управление Императорского двора; Управление общих дел и координации; Управление по развитию Хоккайдо; Управление национальной обороны; Управление экономического планирования; Управление по науке и технике. Комитеты и управления, действующие при Канцелярии премьер-министра, обладают широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений — Государственный комитет общественной безопасности с подчиненным ему Управлением полиции, Управление национальной обороны, Управление экономического планирования и некоторые другие — выполняют фактически функции министерств.

     Все министерства Японии построены, в общем, по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а департаменты —  на отделы и секции. Некоторые из министерств имеют еще и самостоятельные управления. Почти при каждом из министерств имеется ряд консультативных комитетов, комиссий и советов, а также всевозможные учреждения, исследовательские институты, учебные заведения, постоянные выставки и т.п.

У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному парламентскому вице-министру. Исключение составляют министр финансов, министр сельского, лесного и рыбного хозяйства и министр внешней торговли и промышленности, которые имеют по два парламентских вице-министра. Парламентские вице-министры назначаются и смещаются кабинетом в соответствии с представлениями министров. Парламентские вице-министры оказывают помощь министрам в их парламентской деятельности, в выработке различных планов, в решении административных дел, а также являются исполняющими обязанности министров в отсутствие последних. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства.

Численность персонала министерства устанавливается законом. Особое место в системе японской администрации занимает Ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому-либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Во главе этого органа стоит Совет ревизоров.

Все перечисленные  выше учреждения образуют в совокупности центральный административный аппарат  Японии, именуемый в японской юридической  литературе «вспомогательным». Слово  «вспомогательный» подчеркивает при этом верховенство кабинета министров над этим аппаратом, призванным, согласно официальной юридической схеме, быть лишь органом, осуществляющим решения кабинета. В сущности же эти учреждения представляют собой костяк всей государственной машины Японии.

В рамках проводящейся административной реформы  и исходя из принятых в 1999 г. законов  кабинет министров подлежит серьезной  реорганизации, которая должна быть завершена к январю 2001 г. Реформа  центральных правительственных  учреждений предполагает смягчение государственного регулирования и передачу части прав и функций центра органам местного самоуправления, рационализацию и упрощение структуры и повышение эффективности работы административного аппарата.

В состав кабинета министров войдут премьер-министр и до 17 государственных министров, трое из которых могут при необходимости быть задействованы главой правительства для выполнения особых поручений. Расширяются права премьер-министра, за ним закрепляется инициатива в определении принципиального курса кабинета по важнейшим направлениям политики, соответственно укрепляется аппарат, занимающийся под его руководством планированием и разработкой предложений по правительственной политике. Усиливается координирующая роль секретариата кабинета министров, в которую преобразуется нынешняя Канцелярия премьер-министра.

Резко сокращается число министерств  и управлений, возглавляемых государственными министрами. Вместо Управления общих  дел и координации, Министерства по делам самоуправления и, частично, Министерства связи будет учреждено Министерство общих дел; Управление по делам государственных земель, Управление по развитию Хоккайдо, Министерство транспорта и Министерство строительства сольются в Министерство государственной территории и коммуникаций; Министерство здравоохранения и социального обеспечения будет объединено с Министерством труда, а Министерство просвещения — с Управлением по науке и технике. Управление по делам окружающей среды станет министерством. Реорганизация затронет также Министерство финансов: часть его прежних функций, которая ныне передана недавно созданному Комитету финансового оздоровления, в дальнейшем будет возложена на Управление денежного обращения.

Информация о работе Политическое устройство Японии