Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение политического консалтинга и политического менеджмента в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов. Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи: понять, что такое политический консалтинг и менеджмент в целом, какова их связь и существенны ли различия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы политического консалтинга………………………..5
1.1 Политический консалтинг как элемент паблик рилейшенз………...……5
1.2 Типы и технологии политического консалтинга…………………………9
2. Теоретические основы политического менеджмента……………………..14
2.1 Политический менеджмент: понятие и роль в современных условиях..14
2.2 Характеристика основных видов политического менеджмента………..16
3. Политический консалтинг и политический менеджмент…………………20
3.1 Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное………………………………………………………………………………20
3.2 Выводы по сравнительному анализу политического консалтинга и политического менеджмента ………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………….….24
Список литературы

Файлы: 1 файл

осн часть.docx

— 55.58 Кб (Скачать)

Политические бренды при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политического менеджмента — формирование политической идентичности в интересах субъекта управления.

Регулирование политических конфликтов требует особых умений и навыков. Этот вид политического менеджмента ориентирован на поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе.

Лоббистская деятельность, направленная на оказание воздействия на государственных должностных лиц с целью принятия ими решения в интересах лоббирующей группы, обладает всеми признаками политического менеджмента и является одним из его видов. Лоббирующая группа вторгается в сферу политических властных отношений, но при этом не обладает статусными ресурсами власти, законным правом диктовать свою волю властвующим субъектам. Она вынуждена искать специфические способы и приемы воздействия на мотивацию лиц, принимающих решения.[8]

Как особый вид политического менеджмента выделяют политику, проводимую различными партиями с целью создания союзов и достижения соглашений с другими организациями. Политика альянсов и соглашений имеет свои особенности, поэтому данный вид политического менеджмента не сводим ни к одному из других, ранее названных.[22]

Перечисленные виды политического менеджмента различаются по целям, которые может ставить перед собой субъект политического управления. Достижение каждой такой цели потребует от субъекта разработки различных стратегий.

Выделение особых видов профессий дало основание для классификации политико-технологического управления по профессиональному признаку. В соответствии с этим критерием принято выделять следующие виды политического менеджмента:

1. Аналитическое обеспечение политических кампаний.

2. Политическая реклама.

3. Политический PR как информационное обеспечение политических кампаний.

4. Имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения.

5. Спичрайтинг или написание текстов выступлений для политика.

6. Организация и проведение массовых политических акций.[17]

Приведенный перечень видов политических технологий не является исчерпывающим. Рождаются новые профессии - ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации). Таким образом, политико-технологическое управление не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.

 

 

 

 

 

3.  Политический консалтинг и политический менеджмент

3.1. Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное

 

Для того, чтобы провести сравнительный анализ этих двух понятий, необходимо обратиться к их истории, целям и сферам применения. Рассмотрим основные понятия и черты политического консалтинга и политического менеджмента.

Политическое консультирование (политический консалтинг) — одна из сфер применения технологий по связям с общественностью, заключающаяся в «оказании профессиональной помощи нуждающимся в ней категории граждан, и в решении ими определённых политических задач».[20]

 В целях ясности придётся ввести собственное определение сферы политического консультирования. Под политическим консалтингом будем понимать сферу оплачиваемых услуг специалистов в области конкурентной политики (преимущественно, избирательных кампаний). Эти специалисты не должны строить самостоятельную политическую карьеру и преследовать в ходе профессиональной деятельности интересы, отличающиеся от интересов клиента.

Основанием для работы консультанта является техническое задание, содержащее описание консультационных услуг, которые должны быть предоставлены клиенту. В нем обозначены сроки проведения работ, цели и подходы, представлены рабочий вариант программы, список консультантов, перечень ресурсов и объем услуг, предусмотрена детальная отчетность.[27]

Формирование потребности в политическом консультанте совпадает по времени с моментом формирования уверенности клиента в его желании принимать активное участие в политической ситуации и в дальнейшем оказывать на нее влияние. Ответственной и основной функцией политического консультанта на этом этапе является помощь в формировании и формулировании целей и задач клиента. Однако в обязанности политического консультанта не входит определение и формулирование целей клиента от начала и до конца. К моменту осознания необходимости в политическом консультанте клиент должен знать, чего он хочет добиться в результате своих действий. В противном случае такая работа не только не имеет смысла, но и является прямой угрозой репутации политического консультанта как специалиста.

Политический менеджмент – это целерациональная деятельность по подготовке, принятию и реализации политических решений, направленных на удовлетворение запросов, интересов и требований различных социальных групп.

Цель политических деятелей — с помощью правовых норм, агитации и манипулирования добиться необходимого поведения отдельных групп общества. Поэтому политический менеджмент используется для регуляции воздействия на общественность с целью убеждения в определенном политическом выборе.[12]

 Разница между такими институтами, как политический менеджмент и политическое управление, состоит в следующем: методы политического менеджмента, в отличие от государственного, не предполагают использования средств государственного принуждения. Таким образом, субъект менеджмента не может опираться на право легитимного принуждения и не имеет возможности создавать нормы, носящие общеобязательный характер. Политической целью субъекта управления является изменение политической ситуации в стране.

Субъект управления в политическом менеджменте – это коллектив единомышленников, участвующий как в разработке стратегии и тактики политической кампании, так и в процессе реализации поставленных целей. Такой коллектив сам нуждается в регулирующем воздействии, в координации усилий всех участников, в контроле за исполнением возложенных обязанностей. Основы подбора политической команды и условия ее продуктивной деятельности как субъекта политического менеджмента.

 

 

 

 

3.2. Выводы по сравнительному анализу политического консалтинга и политического  менеджмента

 

Рассмотрев более подробно  применение политического консалтинга и политического менеджмента, можно сделать следующие выводы:

1. Политический консалтинг – это сфера применения связей с общественностью, где оказывают платные услуги для решения сложных политических задач, а политический менеджмент – это  особый вид управления в политике.[27]

Таким образом, политический консалтинг больше специализированная услуга на конкурентном рынке электоральных технологий, нежели политический менеджмент, который является функцией управления.

2.Политический консалтинг  и менеджмент как явления образовались  давно, но  более поздно сформировался политический консалтинг. Консультанты «вышли из тени» политических лидеров и стали довольно часто проявлять себя самостоятельно как профессионалы. (На первом этапе политический консалтинг воспринимался многими наблюдателями как специфически американский феномен.)

3. Политический консалтинг  можно сравнить с особой формой современного видения политической деятельности. Потому  что, он - часть новой политики и новой жизни. Его не было раньше потому, что жизнь была другой. В ней он был не нужен и невозможен. Сегодня на дворе - другая эпоха. Другие люди, с другим мышлением. Другая политика. В ней без связей с общественностью - никак нельзя.

Политический консалтинг в качестве особого политического института возникает лишь тогда, когда появляются предпосылки существования относительно свободного рынка консультационных услуг. Кроме того, стали размываться границы между политикой и коммерцией. Группы интересов теперь достигают своих целей примерно теми же средствами, что и политические партии.[24]

4. Политический менеджмент — наука и искусство анализировать тенденции политического развития и прогнозировать его результаты, вырабатывать рекомендации и алгоритмы работы политических деятелей и реализовать их на практике. Как наука и искусство политический менеджмент способствует грамотному исполнению управленческих решений и проектированию новых образов мышления, жизнедеятельности социальной организации.  И, по сути, новообразованием в развитии политики и является политический консалтинг.

5. Политический менеджмент стал важнейшим направлением современной прикладной политологии. Он включает несколько составных частей (исходя из основных сфер управленческой деятельности):

-политический консалтинг, 

-политический маркетинг,

- политический мониторинг,

- политическая реклама,

- PR-технологии и др.[10]

 

Итак, из выводов становится понятно, что политический консалтинг и политический менеджмент неразрывно связаны и не будут существовать отдельно (одно вытекает из другого).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Понятие информационное общество сегодня уже перестало быть метафорой или обозначением мегатенденций развития современного мира. С созданием всемирной компьютерной сети Интернет человечество практически вступило в фазу формирования и поддержания в актуальном состоянии единой общемировой информационно-коммуникационной среды, и киберпространство, совсем недавно доступное лишь высококвалифицированным программистам, на наших глазах трансформируется в информационное поле социально-экономического, политического и культурного развития всего сообщества, позволяющее обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их различные объединения, предприятия, органы власти и управления.[26]

Новые технологии порождают новые способы мышления. Новые, скоростные информационные потоки быстро меняют жизнь. Новая, виртуальная реальность будит новые потребности и возможности. В результате появляется новая политика как искусство координации многочисленных интересов людей. И по техническим средствам, и по скорости, и по самой сути· политика становится все более виртуальной. Политика вечна - значит, вечен и политический консалтинг. Еще недавно политика была определенной реальностью. Политики встречались с людьми, боролись друг с другом, проводили церемонии и устраивали войны. Сегодня войны стали информационными (даже реальные боевые действия мы видим в режиме прямого эфира, а ритуалы - виртуальными. Люди, носящие высокое звание избиратели, голосуют сейчас не за политиков, а за их образы. Мы обсуждаем не фактические поступки президентов, а их рейтинги. Не убеждения членов политических партий, а их символику. Даже политические программы стали не планами, а печатной продукцией. Казаться теперь важнее, чем быть.

 

 

 

Список литературы

 

1. Березкина О.П. Политический  консалтинг : учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2008.

2. Бове Дж. Исследование конкурентов. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Варакута С. А., Егоров Ю. Н. Связи с общественностью. - М., 2009.

4.Галкина Е. В. Политический  менеджмент: Учебно-методическое пособие / Под ред. доктора полит. наук, доцента Косова Г. В. - Ставрополь: Изд-во , 2012.

5. Гончаров В.Э. Политическое консультирование как элемент паблик рилейшнз: российский и американский опыт. // Гончаров В. (ред.) Связи с общественностью в политике. СПб, 2010.

6. Гончаров В.Э. Современное политическое консультирование. — СПб.: ИВЭСЭП, 2012.

7. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. - М.: Прометей, 2009.

8. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и  реклама: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2009.

9. Дегтярев А. А. Принятие политических решений: Учебное пособие. - М., 2008.

10. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. М.: Никколо-Медиа, 2010.

11.Жуков В. И. Политический менеджмент. Учебное пособие. - М., 2008.

12. Забурдаева Е.В. Политическая кампания: стратегии и технологии: Учебник. – М., 2012.

13.Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Учеб. пособие. – 8-е изд. - Мн., 2012.

14. Кудашов А. Б. Политические рынки и современные психологические технологии в политических процессах. - М., 2005.

 

15. Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. — М.: РАУ Университет, 2011.

16. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. — М.: Русская панорама, 2006. 

17. Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до победы (предвыборная кампания в российском регионе). М.: Центр, 2010.

18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2011.

19. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. — СПб.: Питер, 2005.

20. Ольшанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003

21.Пушкарёва Г.В. Политический менеджмент. — М.: Дело, 2002.

22. Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.

23.Скотт М. Катлип, Аллен Х. Сентер, Глен М. Брум - Паблик рилейшнз. Теория и практика. Издательство: Вильямс, 2005.

24. Ситников А.П., Морозова Е.Г. Предисловие к русскому изданию // Справочник по политическому консультированию. - М.: ИНФРА-М, 2002.

Информация о работе Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное