Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение политического консалтинга и политического менеджмента в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов. Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи: понять, что такое политический консалтинг и менеджмент в целом, какова их связь и существенны ли различия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы политического консалтинга………………………..5
1.1 Политический консалтинг как элемент паблик рилейшенз………...……5
1.2 Типы и технологии политического консалтинга…………………………9
2. Теоретические основы политического менеджмента……………………..14
2.1 Политический менеджмент: понятие и роль в современных условиях..14
2.2 Характеристика основных видов политического менеджмента………..16
3. Политический консалтинг и политический менеджмент…………………20
3.1 Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное………………………………………………………………………………20
3.2 Выводы по сравнительному анализу политического консалтинга и политического менеджмента ………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………….….24
Список литературы

Файлы: 1 файл

осн часть.docx

— 55.58 Кб (Скачать)

С учетом характеристики социально-политической ситуации выделяют следующие три типа политического консалтинга.

1) Выборный — ориентированный на эффективное участие клиента в выборах вне зависимости от типа политического консалтинга по масштабу воздействия.

2) Кризисный — нацеленный на эффективное воздействие на проявление кризиса любого уровня в политической ситуации.

3)Сопровождающий — тип политического консалтинга, который регулирует взаимоотношения субъектов политического консалтинга внутри невыборной политической ситуации, не характеризующейся присутствием признаков кризиса.[9]

Следует отметить случаи пересечения и взаимосвязи упомянутых типов политического консалтинга. Элемент выбора, например, присутствует и в политической ситуации, подразумевающей свое развитие в определении наиболее достойного из претендентов на ту или иную должность.

Но по принятой классификации более правильным было бы отнести данный вариант к сопровождающему типу политического консалтинга, а не к выборному. Взаимосвязь между типами политического консалтинга подчеркивает также использование идентичных или сходных технологий воздействия.

С классификацией по характеристике политической ситуации тесно связана классификация по продолжительности воздействия, определяющая сопровождающий тип политического консалтинга как самый продолжительный во времени, а выборный и кризисный - как ограниченные во времени в зависимости от полноты выполнения функций данных типов политического консалтинга.

Классификация политического консалтинга в зависимости от принадлежности политического консультанта к территории воздействия сводится к разделению на два типа:

-первый - стационарный, в котором основные функции выполняются на территории постоянного воздействия политического консультанта,

- второй - выездной, в котором функции политического консалтинга осуществляются на территории, не являющейся территорией постоянного влияния политического консультанта.

Далее рассмотрим технологии политического консалтинга.

К специальным технологиям политического консультирования можно отнести совокупность приемов и действий, повышающих эффективность действий политических субъектов (партий, лидеров и заинтересованных групп) в конкурентной среде. При этом наиболее распространенным типом политического консультирования, приносящим львиную долю дохода, является консультирование электоральное. Именно в период избирательных кампаний политики чаще всего обращаются за помощью к профессионалам, которые предлагают политикам совокупность электоральных технологий.

Исследователи современного американского политического консультирования выделяют целый ряд разнообразных технологий, совпадающих со специализациями профессиональных политических консультантов. [11]

К числу наиболее эффективных технологий в США принято относить:

           -стратегический менеджмент (management or strategic advice);

 -реклама в СМИ (media or campaign advertising);

 -социологические исследования (polling);

 -организация прямых рассылок (direct mail);

 -изучение конкурентов (opposition research);

 -обеспечение финансирования кампании (campaign finance or fundraising);

 -полевые работы (field operations).[2]

Современная российская ситуация, конечно же, во многих отношениях радикально отличается от североамериканской. Отсюда и необходимость в иных типологиях технологических аспектов политического консультирования. Так, например, финансирование кампании относится к сфере скрытой от постороннего глаза и относящейся к исключительной компетенции клиента (которым может являться как сам кандидат, так и его спонсор, например корпорация). Впрочем, и в США десятидолларовые пожертвования рядовых избирателей также, как правило, не покрывают сколько-нибудь существенной доли необходимых затрат. В любом случае, трудно представить себе ситуацию, при которой российский политконсультант берется решать финансовые проблемы клиента, чтобы найти деньги на оплату собственных услуг.

Представление о наиболее распространенных в отечественной практике политконсалтинговых технологиях может дать стандартная структура избирательного штаба в достаточно крупной избирательной кампании платежеспособного кандидата на региональных выборах. В непосредственном подчинении руководителя кампании (ответственного за стратегический менеджмент) обычно находятся следующие подразделения:

1) отдел креатива, в котором разрабатываются агитационные материалы, а также материалы для СМИ;

2) аналитический отдел, собирающий и обрабатывающий информацию о ходе кампании;

3) социологический отдел, поставляющий руководству и кандидату свежие рейтинги;

4) юридический отдел, отвечающий за подготовку официальной документации и отношения с избирательной комиссией;

5) отдел «полевых работ», обеспечивающий распространение агитационной продукции и массовые мероприятия, включая, к примеру, кампанию «от двери к двери»;

6) общественная приемная, отвечающая за контакты с инициативными гражданами.

Применение совокупности электоральных технологий стало основным товаром, предлагаемым политическими консультантами. Реальная эффективность этих технологий изучена совсем недостаточно. Но распространившаяся среди участников политического процесса вера в их всесилие является важным фактором развития современного политического консалтинга. [19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретические  основы политического менеджмента

2.1 Политический  менеджмент: понятие и роль в современном обществе

 

Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни. [3]

С точки зрения определения понятия, политический менеджмент – это  одна из форм управления в политике, в соответствии с которой решаются специфические вопросы упрочения авторитета государственных и политических деятелей, формирования привлекательности государственных институтов, политических партий, общественных организаций или движений, создания электоральных предпочтений масс, организации политических союзов, объединений, фракций и т.д.

Система политического менеджмента - определенная совокупность взаимосвязывающих элементов функционирует в интересах достижения политических целей.

Политический менеджмент существуют уже давно. Даже в ранних обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это связано с пятью важными процессами, получившими бурное развитие в XIX-ХХ вв.[7]

Первый из них - изменение роли масс в политической жизни общества. На смену обществам, где все решалось аристократическим меньшинством, где управляемость социумом обеспечивалась, прежде всего, за счет инертности широких масс, их невмешательства в вопросы политической власти, пришли общества, где массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их. Для сдерживания разрушительных охлократических тенденций необходимо было переходить от прямого давления на массы к более скрытым способам воздействия.

Второй процесс - утверждение в сознании многих людей ценностей либерализма: свободы личности, идеологического и политического плюрализма, толерантности, равенства всех перед законом, недопустимости вмешательства со стороны государства в частную жизнь и т.д. В этих условиях для достижения своих целей политической элите все чаще и чаще приходится прибегать к косвенному воздействию на людей, предпринимать попытки такого влияния на их мотивационную структуру, которое не противоречило бы их ценностным ориентациям и поддерживало бы у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий.

Третий процесс - демократизация обществ. Утверждение в политической практике многих современных государств принципов правового государства вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и применения нелегитимных форм насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

Четвертый процесс - введение всеобщего избирательного права. Как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным.

Пятый процесс - превращение политических партий и общественных организаций, групп интересов в самостоятельных субъектов, стремящихся играть активную роль на политической арене. Партии, общественные организации, группы интересов в отличие от государства лишены права на создание общеобязательных норм и на применение легитимного насилия, поэтому политический менеджмент становится для них единственно возможной формой управленческого воздействия на массы.[16]

Итак, возрастание интереса к политическому менеджменту в ХХ в. было во многом обусловлено сужением рамок силового решения проблем в сфере политических властеотношений, утверждением ценностей и принципов правового государства, идеологического и политического плюрализма, уважения прав меньшинства, свободы оппозиции, толерантности. Ограничение действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, выход на политическую арену партий и иных организаций, не обладающих статусными ресурсами власти, требовали пересмотра способов достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного принуждения, откровенного насилия уже не соответствовали новым реалиям. Эффективность политического, в том числе и государственного управления должна была достигаться на основе иных средств, обеспечивающих исполнение принимаемых решений без репрессивного механизма санкций.

 

 

2.2 Характеристика  основных видов политического  менеджмента

 

Политический менеджмент позволяет решать различные политические задачи. Первоначально решением всех этих многообразных задач занимались одни и те же люди. Н. Макиавелли, например, в одном лице был, пользуясь современным языком, и имиджмейкером, и спичрайтером, и советником, и помощником. Однако возрастание значения политического менеджмента в современном политическом процессе привело к дифференциации и профессионализации деятельности в этой области. Появились люди, специализирующиеся на решении различных политических задач.[21]

 В настоящее время  выделяют следующие  виды политического менеджмента:

1. Имиджмейкинг или создание  образа, имиджа государственного, политического  деятеля, привлекательного для широких  масс;

2. Корпоративный политический  имиджмейкинг или формирование  в массовом сознании узнаваемого  положительного образа государственного  учреждения, политической организации, партии;

3. Электоральные технологии  как системная организация предвыборной  кампании;

4. Политический брендинг;

5. Технологии политических  союзов;

6. Технологии регулирования  и разрешения политических конфликтов;

7. Технологии лоббизма.[25]

Дадим краткую характеристику каждому из них.

Политический имиджмейкинг (от англ. image — образ и making — создание, производство) является одним из старейших видов политического менеджмента.[5] Даже в исторически ранних обществах образ правителя тщательно создавался и оберегался его советниками. Главная задача этого вида политического менеджмента — сделать образ того или иного политика, государственного деятеля привлекательным для широких масс, что обеспечило бы поддержку населением его действий.

Электоральный менеджмент занимает особое место среди других видов политического менеджмента. Его главное назначение — организация и проведение избирательных кампаний. Поскольку выборы в государственные органы проходят в демократических странах регулярно, а конкуренция на этих выборах бывает крайне острой, то и интерес политиков к электоральному менеджменту повышенный. Данное обстоятельство нашло отражение и в литературе: организации и проведению избирательных кампаний посвящено во много раз больше научных и публицистических работ, чем любому другому виду политического менеджмента.

Политический брендинг (бренд — торговая марка), или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд — это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве.[14]

Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы», позволяли россиянам в конце XX века разделять общество на тех, кто выступал за обновление страны, и тех, кто противился этому обновлению.

Информация о работе Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное