Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение политического консалтинга и политического менеджмента в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов. Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи: понять, что такое политический консалтинг и менеджмент в целом, какова их связь и существенны ли различия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы политического консалтинга………………………..5
1.1 Политический консалтинг как элемент паблик рилейшенз………...……5
1.2 Типы и технологии политического консалтинга…………………………9
2. Теоретические основы политического менеджмента……………………..14
2.1 Политический менеджмент: понятие и роль в современных условиях..14
2.2 Характеристика основных видов политического менеджмента………..16
3. Политический консалтинг и политический менеджмент…………………20
3.1 Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное………………………………………………………………………………20
3.2 Выводы по сравнительному анализу политического консалтинга и политического менеджмента ………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………….….24
Список литературы

Файлы: 1 файл

осн часть.docx

— 55.58 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….....3

1. Теоретические основы  политического консалтинга………………………..5

1.1 Политический  консалтинг как элемент паблик рилейшенз………...……5

1.2  Типы и  технологии  политического консалтинга…………………………9

2. Теоретические основы  политического менеджмента……………………..14

2.1 Политический  менеджмент: понятие и роль в современных условиях..14

2.2 Характеристика основных  видов политического менеджмента………..16

3. Политический консалтинг  и политический менеджмент…………………20

3.1Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное………………………………………………………………………………20

3.2 Выводы по сравнительному  анализу политического консалтинга и политического менеджмента ………………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………….….24

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Система общественных связей (Public Relations) нынче у всех на устах. Внешняя и внутренняя политика государства, предвыборные кампании, «фабрика звезд», физиология популярности, эффективная работа с прессой, секреты формирования общественного мнения, имиджмейкинг, коммерческая, а также социально-политическая реклама - и это далеко не весь спектр Public Relations - своеобразной формулы популярности. Связи с общественностью в политике - это не только создание и поддержание имиджа деятеля, но и консультирование политика на различных этапах избирательной кампании. ПР занимает вполне определенное место в современной политической жизни.[13]

В самом общем виде политический консалтинг - действительно новый, причем весьма специфичный феномен развития современного общества, располагающего высокоразвитыми информационными технологиями, создающий принципиально новые возможности информационного контроля и повышающий эффективность информационного воздействия. Это динамично развивающееся явление, меняющееся в соответствии с изменением роли информации и расширением возможностей массовых коммуникаций.

Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.

Управление – это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. С его помощью решаются как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, связанные с достижением конкретных целей и задач, таких как: завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны.

Актуальность выбранной темы в том, консалтинг как средство обеспечения эффективной политики, наряду с политическим менеджментом - одна из важнейших тем на сегодняшний день. Их значение в современной политике возрастает все быстрее.

Целью данной курсовой работы является изучение политического консалтинга  и политического менеджмента в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов. Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи: понять, что такое политический консалтинг и менеджмент  в целом, какова  их  связь  и  существенны ли различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Теоретические  основы политического консалтинга

1.1 Политический  консалтинг как элемент паблик  рилейшенз

 

Политический консалтинг - новое научное направление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, выделенных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.[1]

Политический консалтинг это комплекс средств, направленных на формирование адекватного имиджа кандидата перед потенциальными избирателями, с целью вывода кандидата на широкие слои электората и увеличение числа сторонников для победы на выборах. Политический консалтинг включает в себя консультирование клиентов по широкому кругу интересующих вопросов в сфере экономики, права, власти и политики, а также проблем социально-политического характера. Суть политического консалтинга заключается в оказании помощи клиенту для повышения эффективности его деятельности и предоставление информации, рекомендаций, и услуг в достижении поставленных целей.

Определение политического консалтинга на современном этапе отличается несколькими особенностями. Прежде всего, это связано с тем, что консалтинг подробно рассмотрен в психологической литературе. Одним из теоретиков в области консультирования Р. Нельсоном Джоунсом дано следующее определение консультирования: «консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс». В теориях консультирования формулируются основные, до некоторой степени подтвержденные принципы, которые касаются отдельных наблюдаемых явлений. Тремя главными функциями теорий консультирования являются: обеспечение концептуальными структурами, разработка терминологии и проведение исследований.

 

Функции политического консалтинга можно определить следующим образом:

-исследование политической ситуации (по категориям ее проявления: от исследований имиджа отдельного субъекта политической ситуации до исследований выборной истории общества);

-прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления); реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и программ, формирование имиджа и др.);

-создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее; оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;

-реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;

-оперативное реагирование на изменение политической ситуации (стратегическое и тактическое).[6]

Вне зависимости от типа политического консалтинга основными его субъектами, призванными инициировать влияние на политическую ситуацию, являются политический консультант или группа политических консультантов (консалтинговая компания), обеспечивающие реализацию функций политического консалтинга в соответствии с поставленными целями. Политический консультант всегда является воздействующей стороной.

Политический консалтинг в России появился в начале 1990-х гг., а как научная дисциплина стал изучаться и преподаваться в университетах лишь с 2000 г. Первым российским политическим консультантом принято считать Г. Сатарова, который в 1990 г. вместе с С. Станкевичем создал Центр прикладных политических исследований «Индем». Примерно в это же время начал практиковать политическое консультирование С.Кургинян, возглавлявший Экспериментальный творческий центр. Первые результаты деятельности российских политических консультантов датируются 1993 г., когда Партия российского единства и согласия смогла получить на выборах 4,5 млн. голосов, работая с консультантами фирмы «Никколо М». 

Российские ученые классифицируют виды политического консультирования и разделяют их по следующим параметрам.

1)По длительности взаимодействия консультанта с клиентом. Это может быть как разовое консультирование, так и долгосрочное консалтинговое обслуживание.

2)По числу консультируемых лиц. Политическое консультирование может быть групповым или индивидуальным.

3)По используемым методам и сфере консультирования. Это может быть психолого-педагогическое, психологическое, экономическое и правовое консультирование.

4)По способу взаимодействия с клиентом. Это может быть директивное политическое консультирование и недирективное политическое консультирование.

5)По целям консультирования. Это обучающее консультирование и консультирование по оптимизации структуры политической организации.

6)По способу организации консультации. Это экспертное и процессное консультирование.[17]

Политический консалтинг в России как сфера профессиональной деятельности состоялся и занял одно из ведущих мест в общей системе общественных связей. Его рынок структурировался, определились ведущие игроки и основные тенденции развития. А развитие демократических процессов в нашей стране делает эту профессию еще более востребованной.

Политический консалтинг это динамично развивающееся явление, меняющееся в соответствии с изменением роли информации и расширением возможностей массовых коммуникаций. Если на ранних этапах своего существования паблик рилейшнз (далее ПР) был ориентирован на более активное использование коммуникационных каналов и создание эффективной связи между коммуникатором и аудиторией, то по мере их развития его сущность качественно изменилась. В современном российском обществе, пережившем острую стадию информационной революции (стадию «информационного взрыва» и спонтанного развития новых технологий и средств массовой информации), ПР не столько расширяет возможности использования массовых коммуникаций, сколько, напротив, ограничивает их за счет особых технологий контроля и управления информационными потоками.

Политический консалтинг представляет собою явление, смысл которого выходит за пределы концепций, предлагаемых в рамках партологии или, тем более, области исследования избирательных кампаний. Если фактически политические консультанты всего лишь берут на себя некоторые функции, ранее традиционно исполнявшиеся партийными аппаратчиками, то значение этого феномена в рамках политической системы совершенно не сводимо к динамике электоральных технологий.[18]

Лишь теперь в политическую практику стали активно внедряться методы политического маркетинга, радикально отличающиеся от старомодной политической пропаганды. Если методы пропаганды мало отличались от концепции расширения сбыта готового продукта (партийной идеологии), то маркетинговый подход предполагает обязательное первоначальное изучение потребностей потребителей (избирателей) и лишь затем переход к производству конкурентоспособного товара (имиджа политических лидеров и, по преимуществу, деидеологизированных партий). Связи с общественностью становятся основным содержанием политической деятельности профессиональных политиков. И эта деятельность уже немыслима без участия политических консультантов.

 

 

 

 

 

 

1.2. Типы и технологии  политического консалтинга

 

В первом подпункте были выделены основные функции политического консалтинга, которые позволяют уточнить базисные методы их реализации — прямой и опосредованный. Тем самым выделяются два типа политического консалтинга по направлению воздействия:

1) Политический консалтинг, ориентированный на внутренние преобразования субъектов политической ситуации и преобразование самой политической ситуации, включает:

-исследование, анализ, формирование и коррекцию имиджа субъекта политического консалтинга (в том числе самого политконсультанта);

-исследование, анализ и оптимизацию ресурсов субъекта политического консалтинга;

-организационное консультирование структур, являющихся субъектами политического консалтинга.[23]

2) Политический консалтинг, ориентированный на преобразование общественного мнения о политической ситуации, включает:

-исследование, анализ, прогнозирование и оптимизацию ресурсов (финансовых, информационных, социальных, контекстуальных и др.);

-исследование, анализ, прогнозирование  и оптимизацию стратегий и тактик, предложенных к применению;

-исследование, анализ, прогнозирование и оптимизацию факторов влияния.

По масштабу воздействия политический консалтинг также можно подразделить на два основных типа — локальный и глобальный. Данная классификация определяется путем анализа поставленных целей политического консалтинга.

1) Локальный политический консалтинг включает воздействие на политическую ситуацию в отдельном регионе. К данному типу относятся методы точечного воздействия на выделенную социально-политическую ситуацию и влияния на данную ситуацию на местном и региональном уровне.

Точечное, местное и региональное воздействие отличаются масштабом, а также уровнем применяемых технологий политического консалтинга, интенсивностью и продолжительностью их применения.

2) Глобальный политический консалтинг, т.е. политический консалтинг в масштабе государства, нескольких государств и всего общества, нераздельно связан с понятием мировоззрения, так как при таком типе политического консалтинга объектом воздействия (исследования, анализа и коррекции) становится именно исторически сложившаяся и оправданная система идеологических ценностей общества, отношения общества к сложившейся в нем ситуации и позиционированию субъектов.

При классификации по масштабу воздействия необходимо отметить существование ряда промежуточных и смешанных типов политического консалтинга, рассмотрение которых на данном этапе не является обоснованным по причине схожести применяемых методов и технологий.

Информация о работе Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное